Библиографическое описание:

Арошидзе П. Л. Энергоресурсы Каспийского моря и роль Грузии в их транспортировке // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 131-134.

После распада Советского Союза, на Кавказе и Прикаспийских регионах создалась особая ситуация. Началась борьба за освоение и транспортировку Каспийской нефти. В повестке дня стоял вопрос о разрешении правового статуса Каспийского моря.

В период Советского Союза, статус Каспийского моря был определен Договором, заключенным между Советским Союзом и Ираном. После 1991 года на побережье Каспийского моря образовались 5 государств с различными политическими, этническими и экономическими устремлениями.

Решение правового статуса Каспийского моря имеет большое значение в целях выбора маршрута для транспортировки энергетических ресурсов. На сегодняшний день нет единого подхода в определении Каспийского правового статуса, так как он распределен между 5-ью государствами, однако использование ресурсов осуществляется по морскому пограничному шельфу.   

На побережье Каспийского моря расположено 5 государств:

1.                  Российская Федерация – с запада и северо-запада омывается Каспийским морем, протяженность прибрежной полосы – 695 км.

2.                  Казахстан – граничит с Каспийским морем с севера, востока и  северо-востока, протяженность прибрежной полосы 2320 км.

3.                  Туркмения – с юго-востока, протяженность прибрежной полосы 1200 км.

4.                  Иран граничит с юга,  протяженность прибрежной полосы – 724 км.

5.                  Азербайджан – с юго-востока, протяженность 955 км.

Для Грузии весомое значение имеет установление статуса Каспийского моря, так как от этого зависит вопрос прокладки отдельных  нефтепроводов.

На сегодня Каспийским регионом считаются Кавказский субрегион, в которой входят Россия и Азербайджан (также не могут быть игнорированы интересы Грузии и Армении), субрегион Центральной Азии – Казахстан и Туркмения (свои интересы имеют Узбекистан и Таджикистан) и южный субрегион, центр которого представляет Исламская республика Иран. На Каспийский регион большое влияние оказывают и интересы Турции. (1.34)

После распада Советского Союза ситуация в Прикаспийском регионе радикально изменилась. К России и Ирану, которые в течение столетий независимо распоряжались ситуацией в Прикаспийском регионе, добавились суверенные республики- Азербайджан, Казахстан и Туркмения.

Специфику Прикаспийского региона определяет и то, что в регионе происходят большие изменения, как с политической, так  экономической и геополитической точки зрения.

Стратегическое значение региона-владельца ресурсами нефти и природного газа исходит из количества ресурсов и геополитического расположения. По географическому местонахождению Прикаспийские государства занимают важное место: регион расположен   в центре рынка потребителей нефти и природного газа (Восточная Европа, Западная Азия), а также среди таких стран, которые являются крупными потребителями нефтепродуктов (страны Ближнего и Центрального Востока, Россия). Оценка запасов нефтепродуктов самая разная. В современном периоде ведется активная дискуссия вокруг запасов нефти Каспийского бассейна, а также об их влиянии на долю Всемирного рынка.  

 

                                                                                                                    таблица 1

ЗАПАСЫ ПРИРОДНОГО ГАЗА И НЕФТИ

 

 

нефть

природный газ

млрд.тонн

доля во всемирном запасе

трлн. куб. метров

доля во всемирном запасе

Азербайджан

1,0

0,6

1,4

0,8

Иран

18,0

11,4

26,7

15,2

Казахстан

1,2

0,8

1,9

1,1

Россия

9,5

6,0

47,0

26,7

Туркмения

0,1

0,04

2,9

1,6

Всего

29,8

18,8

145,1

45,4

Источник:  BP Statistical Review of World Energy 2004.

 

Запасы существующего природного газа неравномерно распределены среди приграничных стран. Значительными запасами нефти и газа располагают Россия и Иран. На эти страны приходится около 90 % подтвержденного запаса.

На сегодня месторождения нефти и природного газа, находящиеся в Каспийском регионе, используются более интенсивно, чем другие месторождения мира. По данным 2003 года в регионе было добыто 670 млн. тонн нефти и 730 млрд. кубометров природного газа, что соответственно составляет 19% и 28 % от всемирной добычи. По оценкам международных экспертов, только в Туркмении ведется добыча природных ресурсов в количестве больше среднего.

 Что касается потребления,  Прикаспийские страны потребляют лишь 5,4 % от добываемой в мире нефти и 20,2 % - природного газа. Все страны добывают ресурсы в большем количестве, нежели потребляют, поэтому для этих стран экспорт нефти и природного газа является значительной отраслью экономики.  (4.606) 

Европа в качестве новых стратегических партнеров выбирает регионы Каспия и Черного моря. Новые ставки на энергетическую безопасность Евросоюз делает именно на те страны, по которым будут проходить маршруты Каспийских и Среднеазиатских энергоносителей, и поставка энергоресурсов станет возможной в обход России.

 

Маршруты транспортировки Каспийской нефти

 

 

Трубопроводы, проложенные по территории Грузии, являются подтверждением признания геополитического расположения Грузии, которые кроме экономического и фискального значения, имеют и политическую нагрузку. На сегодня через территорию Грузии проложены нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку – Супса и Южно-Кавказский газопровод, который проложен параллельно нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.

Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан- первый  прямой маршрут транспортировки нефти между Каспийским и Средиземным морями, общая  стоимость строительства которого составила 4 млрд. долларов США. Данный маршрут экономически выгоден и позволяет осуществить безопасную транспортировку нефти на большие расстояния. Кроме того, существующий нефтепровод сокращает транспортировку нефти в большом количестве через Босфорский пролив.

Южно-Кавказский трубопровод, по которому предусмотрен экспорт газа с месторождения Шах-Дениз на рынки Азербайджана, Грузии и Турции, проходит по территории Грузии, параллельно нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Газ, поставка которого осуществляется Южно-Кавказским трубопроводом, является предпосылкой для диверсификации энергоносителей Грузии и будущей энергобезопасности. 

Трубопровод Баку-Супса- первая инвестиция, вложенная «Бритиш Петролиумом» в Грузию. Нефтепровод функционирует с 1999 года. Данный маршрут вносит в экономику Грузии значительные доходы.

                                                                                                              Таблица 2

ТРУБОПРОВОДЫ НЕФТИ И ПРИРОДНОГО ГАЗА В ГРУЗИИ

трубопровод

оператор

максимальная мощность

млн. т/ в год

тариф

доллар / баррель

Баку-Супса

BP

5,75

0,18-0,2

Баку-Тбилиси -Джейхан

BP

50

0,12-0,14

Южно-Кавказский трубопровод

BP

7400 куб.см

5% от прокаченного в минувшем году объема

магистральный газопровод  Север-Юг

Международная газовая корпорация Грузии

16000 куб.см

10% от прокаченного в минувшем году объема

 

Анализ таблицы подтверждает, что на Южном Кавказе, в частности, в Грузии образовался мощный энергокоридор, который играет значительную роль в деле энергобезопасности мира.

Среди альтернативных проектов самым перспективным является трубопровод «Набукко», который будет проходить через Турцию, Грузию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию, на Востоке будет проложен до Азербайджана, а затем к нему будут подключены нефтяные месторождения Средней Азии.  Протяженность «Набукко» 3,3 тысяч километров. Предположительно, к проекту подключится и Туркмения.

Посредством «Набукко», поставка первого потока газа для Европы предполагается к 2013 году. Проект оценен в 6 млрд. евро. Трубопровод в год должен прокачать 31 млрд. куб.м. природного газа. Грузия может извлекать пользу, получая 5% от прокаченного природного газа, что позволит стране в течение года освоить 1,5 млрд. куб.м. природного газа.  

3 апреля 2009 года между "White Steam Pipeline Company Limited» и правительством Грузии был оформлен Меморандум о Взаимопонимании. Согласно Меморандуму обе стороны отражают собственную волю на сотрудничество по осуществлению проекта газопровода «Белый поток». Проект «Белый поток»  предусматривает транспортировку природного газа из Каспийского региона в Румынию и Украину, а также на будущее планируется обеспечение Центральной Европы. До Супса, т.е. Черного моря, природный газ будет поступать по Южному Кавказскому газопроводу (Баку-Тбилиси- Эрзерум), и откуда его транспортировка в Румынию будет осуществляться по Черному морю, через трубопровод по дну моря.

Пропускная способность газопровода 8 млрд. кубометров в год. Он будет снабжаться газом, добываемым на Азербайджанском месторождении Шах -Дениз. Позже, возможно,  «Белый поток» может быть подключен к Транскаспийскому газопроводу. В этом случае, на дне моря будет проложен дополнительный трубопровод, и полная пропускная способность газопровода в год будет увеличена до 24-32 млрд. кубометров. (8)

Заключенный Меморандум еще больше увеличивает шансы сближения Грузии с Евросоюзом, речь идет о «Белом потоке», который должен поставлять природный газ Каспийского региона странам Европы, через Грузию. Проект стратегического значения, по которому трубопровод должен быть проложен на дне Черного моря, рассматривается как значительная часть общей Концепции энергетической безопасности Европейских стран. Проект поддерживают Евросоюз и США. Газопровод, строительство которого должно завершиться в 2015 году, должен быть проложен по дну Черного моря на глубине более 2-х километров и должен поставлять природный газ Каспийского региона Европейским странам без лишних проблем – именно без тех проблем, которые стали более явными после процессов так называемой Российско-Украинской газовой войны. Для Европы жизненно важной стала задача поставки энергетических ресурсов альтернативным путем, в обход России. На этом фоне, еще больше усилилось значение проектов по газопроводам «Набукко» и «Белый поток». Здесь же отметим, что эти два проекта рассматриваются как единая сила, они будут дополнять друг друга. (5)

После оформления Меморандума, Консорциум «Белого потока» официально начал проводить в Грузии работы, необходимые для техническо-экономического обоснования. Это, в очередной раз, в значительной степени,  повысит транзитный потенциал Грузии. Естественно, с увеличением объема транзитных поставок, увеличится сам транзитный доход, как в бюджет страны, так и натурой, т.е. освоением газа на месте. Соответственно, это в значительной мере повысит энергобезопасность Грузии. К тому же, «Белый поток» дает возможность Грузии внести весомый вклад в процесс обеспечения энергобезопасности Европейских стран.

  Следующий шаг – оформление Меморандума о Взаимопонимании с Румынией, тем самым будет увенчан успехом союз между Грузией и Евросоюзом, по  строительству подводного газопровода высокой технологии. Трубопровод должен быть проложен под водой на глубине более 2000 метров. В техническом плане сложно, но это проект, имеющий стратегическое значение для Европы. В осуществление данного проекта. Еврообъединение вкладывает определенную сумму. Проект поддерживает и власть США.

Анализ оценок транзитных маршрутов подтверждает, что трубопроводы, проложенные по территории Грузии, по которым должна осуществляться транспортировка  нефти Каспийского моря, самые эффективные, несмотря на то, что существует множество альтернативных маршрутов.

Геополитическое расположение Грузии должно быть использовано в этом направлении, что, в первую очередь, приемлемо для самой Грузии, поскольку транспортировка нефтепродуктов для нее является экономически выгодным.  Освоение транзитной функции Грузии входит в интересы Европы, так как, транспортировка Кавказской нефти через территорию Грузии обходится дешевле, и сама Европа уже не является зависимой от одного из поставщиков энергоресурсов.

Современная задача Грузии – максимальное использование своего геополитического расположения, дающего возможность  пропускать через свою территорию нефть и природный газ Каспийского моря и Средней Азии, что принесет значительную экономическую прибыль стране.  

Библиографический список

1.      Гаджиев К.С., Геополитика Кавказа, М., 2001

2. Малеки А. Геополитическая ситуация в Каспийском регионе: баланс сотрудничества // Правовой статус Каспийского моря… (Международно-практическая конференция). С. 24-25.

3. Грозин А. Каспий: варианты моря — озера // Деловое обозрение “Республика”. Алматы, 2000. 15 июня.

4. Vinogradov S., Wouters P. The Caspian Sea: Current Legal Problems. 1995. P. 606.

5. BP Statistical Review of World Energy 2004

6. www.parliament.ge

7. www.mof.ge

8. www.bp-georgia.com

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle