Библиографическое описание:

Кудаева А. А. Современное состояние развития структуры управления в малом бизнесе // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 179-181.

В системе рыночных отношений предпринимательские структуры функционируют под воздействием непрерывно меняющихся технико-технологических, социально-экономических и региональных факторов. В структуре этих факторов постоянно появляются новые элементы: новые знания, машины и оборудования, системы стимулирования, вновь осваиваемые территории и другие. Учет этих факторов, особенно важен для становления и развития предпринимательских структур в депрессивных регионах

Для соответствия потребностям рынка и запросам потребителей малым предпринимательским структурам необходимо приспосабливаться к изменяющимся элементам его внешнего окружения. Важную роль при этом играет управленческая деятельность предприятия. Возникает необходимость создания гибкой структуры управления, которая позволила бы лучше приспосабливаться к быстрой смене внешней среды.

На малом предприятии, в зависимости от численности работающих, выделяют три уровня управления [2, 89]:

1.        Неорганизованное управление.

2.        Организованное управление.

3.        Научно обоснованное организованное управление.

В Кабардино-Балкарской Республике количество малых предприятий за 2008 год составляет 3730 ед., из них микропредприятий – 3044 ед. (см. табл. 1). Доля предприятий с численностью до 15 человек в общем числе малых предприятий составляет 81,6% (3044/3730*100% = 81,6%; 3730*81,6%/100% = 3044 ед.).

Таблица 1

Количество малых предприятий по видам экономической деятельности

за 2008 год в КБР, ед.

Виды экономической деятельности

Количество малых предприятий

Доля микропредприятий в общем числе малых предприятий, в %

Всего

в том числе: микропред-приятий

Всего

3730*)

3044*)

81,6

        в том числе по видам экономической деятельности:

 

 

 

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

57*)

5*)

8,77

Добыча полезных ископаемых

46

42

91,3

Обрабатывающие производства

731

579

79,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

30

25

83,4

Строительство

562

447

79,5

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

1211

1060

87,5

Гостиницы и рестораны

158

143

90,5

Транспорт и связь

218

182

83,5

        из него связь

46

40

87

Финансовая деятельность

74

44

59,46

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

466

375

80,47

Образование

19

15

79

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

74

62

84

Прочие виды экономической деятельности

84

65

77,4

* ФСГС ТОФС государственной статистики по КБР. Данные получены в июне 2009 г.

*) Без учета сельскохозяйственных микропредприятий

 

Функции управления на малых предприятиях с численностью работников до 15 человек, в основном осуществляет руководитель, часто, без соответствующего управленческого образования. На этом уровне руководителям рекомендуется нанять управляющего-специалиста или отправить своего работника на курсы обучения управления бизнесом в действующие региональные бизнес-центры. Умелые действия, специалиста по управлению, несомненно, приведут к лучшим результатам деятельности предприятия.

На предприятиях с численностью до 70 человек имеется специальное подразделение, способное организованно управлять хозяйством. Практикуется технология управления производством, трудом, сбытом продукции, финансами (см. схему 1).

Схема 1

 Организационная структура управления малой фирмы

Президент фирмы

(владелец-менеджер)

Управляющий магазином

 

Управляющий отделом кадров

 

Управляющий по сбыту

 

Управляющий офисом

 

Финансист-бухгалтер

 

На предприятиях с численностью до 100 человек могут создаваться специализированные управленческие подразделения. Каждое из таких подразделений обладает более высокой технологией управления в своей области.

Таким образом, по мере роста функционирования предприятия организационная структура предприятия становится разветвленной, и, возникает необходимость выделения линейных и функциональных специалистов по управлению (см. схемы 2 и 3) [3, 45-46].

Схема 2

Линейная структура управления

Руководитель организации

Линейный руководитель

 

Линейный руководитель

 

Линейный руководитель

                                                                                                                       

Исполнители

 

Исполнители

 

Исполнители

 

Схема 3

   Функциональная структура управления

Руководитель организации

Функциональный руководитель

 

Функциональный руководитель

 

Функциональный руководитель

Исп. 1

 

Исп.2

 

Исп. 3

 

Исп. 4

 

Исп. 5

 

Исп. 6

 

 Исп. 7

 

Исп. 8

 

Линейная и функциональная структуры управления относятся к жестким механистическим структурам. На практике, существуют более свободные органические структуры, которые наиболее подходят современным условиям функционирования предприятий.

Как считают исследователи, эти структуры, по сравнению с механистическими структурами позволяют лучше адаптироваться к быстрой смене внешних условий и появлению нововведений. Органические структуры быстро модифицируются в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации [1, 44].

Краткую характеристику существующих типов структур мы классифицировали в таблице 2 (см. табл. 2).                                             

Таблица 2

Типы структур и их характеристика

п/п

Тип структуры

Краткая характеристика

1.

Механистическая

Использование формальных процедур и правил, жесткая иерархия власти в организации, централизация принятия решений. Сюда можно отнести линейную, функциональную, линейно-функциональную, продуктовую, региональную структуру, ориентированную на рынок, дивизиональную структуру.

2.

Органическая

Умеренное использование формальных правил и процедур, децентрализация, гибкость структуры власти, участие в принятии решении низших уровней управления. К ним относятся проектные, матричные и программно-целевые структуры.

 

Кроме того, выбор организационной структуры управления зависит от влияния ряда факторов, существующих в самой организации и возникающих во внешней среде, таких как: взаимозависимость подразделений, внешняя среда, тип изделий и др. (см. схему 4).

Схема 4

Выбор организационной структуры управления на предприятии

Надпись: Технико-технологические факторы

 

 

 


Факторы

 

 

Взаимозависимость подразделений

Надпись: Региональные факторы

 

Внешняя среда (стабильная или изменчивая)

Анализ

 

Тип изделий (или услуг)

 

 

Жизненный цикл организации

 

 

Численность персонала

Надпись: Социально-экономические факторы

 

Технология производства

 

 

Размер организации

 

 

Стратегии

 

Сфера деятельности

 

Организационная структура:

             - механистическая

             - органическая

                                               

 

 

 

 

Таким образом, тщательный анализ влияния факторов, определяющих обстоятельства и принципы функционирования деятельности предпринимательских структур в условиях беспрерывно меняющихся технико-технологических, социально-экономических и региональных факторов позволит сделать выбор правильной организационной структуры управления предприятием в депрессивном регионе.

 

Литература

1. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учеб. пособие. – М.: Финансы и  статистика, 2006. – 160 с.

2. Максимцов М.М. и Горфинкель В.Я. Менеджмент малого бизнеса. – М.: 2007. – 269 с.

3. Татарников Е.А. Управление предприятием: Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224 с.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle