Библиографическое описание:

Орлова О. В. Компоненты технологии активного обучения как средство развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 393-396.

Социально-экономическая ситуация в современном мире обуславливает потребность в конкурентно способных личностях.  Очевидно, что стремление человека к расширению своих потенциальных возможностей является залогом его личностного успеха. Образовательная система должна соответствовать запросам общества.  

Ни для кого не секрет, что сегодня предъявляются высокие требования  к  образовательным учреждениям любого типа, в том числе и к учреждениям дополнительного образования. «Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями», – читаем мы в  Концепции модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации до 2010 года.  Дополнительное образование - это открытая социальная  система, позволяющая  обеспечить условия для развития творческих способностей, формирования  социальных,  коммуникативных,  информационных  компетенций.

Компетентностный подход в обучении означает вычленение из содержания образования ключевых компетентностей, основанных на знаниях, умениях, навыках, а также творческих способностях, способах творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении.  Компетентность – способность применить умения и знания на практике в повседневной жизни для решения тех или иных практических проблем.

Именно это обеспечит качество обучения как результат образования.

Из всего сказанного  выше  становится очевидной актуальность, на данное время, вопроса о  развитии творческих способностей  нынешних школьников.

Очень  важно и необходимо  сейчас  искать  и создавать  новые   технологии  обучения,  развития,  воспитания детей,  модифицировать уже известные.

Одна из интереснейших, на мой взгляд, технологий – ТАО – технология активного обучения.  Активное обучение – это способ  организации  педагогического  процесса, обеспечивающий  непрерывную целенаправленную и эффективную учебно-познавательную деятельность обучающихся на основе прямых и обратных связей с педагогом.

Определимся с категориальным аппаратом  рассматриваемой темы.

Галина Михайловна Коджаспирова определяет технологию активного обучения  – ТАО – как организацию учебного процесса, при которой  каждый участник либо имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи [3].

 Метод обучения – это сложное педагогическое образование – система дидактических приёмов и средств обучения.

По мнению М.И. Махмутова, «метод обучения – обусловленная принципами обучения система правил педагогического взаимодействия, руководствуясь которыми, учитель и учащиеся выбирают приёмы и способы конкретных действий, ведущих к достижению поставленной цели» [4].

«Методы обучения – считает Г.М. Коджаспирова, - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения» [3].

Ю.Б. Зотов определяет методы как «упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение учебно-воспитательных задач; каждый метод  имеет сложную структуру и детерминирован целями образования и закономерностями процесса обучения» [5].

Активные методы обучения (АМО) – это методы, в которых созданы условия для проявления активности субъектов совместной деятельности «учение-обучение». Являясь методами педагогического воздействия, они в то же время являются компонентом содержания образования, ведь через них возможно передавать деятельность, которая вербальным путём не передаётся. Деятельность может быть освоена в деятельности: выделена как предмет усвоения, осознана учащимися и присвоена ими. Только через АМО возможно проектировать образовательную ситуацию, в которой проявляется деятельностное содержание образования [1].

Г.К. Селевко полагает, что активные методы обучения названы технологиями и отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся» [2].

Не ставя целью подробно описывать  особенности, принципы,  классификацию, примеры  АМО,  хочу обратиться к одному из методов этой технологии  - игре. При его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения),  реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Дети любят играть – ни для кого это не секрет. А уж когда ребенок занимается тем, что любит, что ему нравится – это дает позитивный результат.

Можно   описать  множество игр, применяемых  педагогами на занятиях, но, на мой взгляд, достаточно привести в качестве примера одну из наиболее интересных, развивающих  и познавательных – это игра «Экологический Клуб Веселых и Находчивых»  (см. Приложение).

КВН на экологическую тематику раскрывает творческие возможности воспитанника,  формирует  познавательный  интерес к окружающему миру, общую эко – культуру, создает ситуацию успеха, что  крайне важно для современных подростков   и молодых людей.

Таким образом,  для  реализации компетентностного подхода к образованию, развития  творческого  потенциала, познавательной  самостоятельной  активности  обучающихся необходим поиск  новых  возможностей и актуализация уже известных методик, стимулирующих развитие  общей  активности, самостоятельности, личной инициативы  и творчества, стремления к самореализации.  

Использование  активных  методов обучения сегодня необходимо и актуально. Применение технологии  активного обучения дает возможность  воспитанникам учреждений дополнительного образования детей  усилить  их  личную роль в собственном образовании, реализовать творческий потенциал в соответствии  с  имеющимися   и развивающимися способностями.

Литература

1.    А.И. Жук, Н.Н. Кошель. Активные методы обучения в системе               повышения квалификации педагогов. Минск, АВЕРСЭВ, 2004.

2.    Г.К. Селевко. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М: НИИ школьных технологий, 2005.

3.    Г.М. Коджаспирова. «Педагогика в таблицах и схемах».

4.    М.И. Махмутов. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985.

5.    Ю.Б. Зотов.  «Организация современного урока» - М., Просвещение, 1984.

 

Приложение.

Экологический   Клуб   Веселых и Находчивых.

Мы начинаем КВН для чего?  Для чего?

Чтоб не осталось в стороне  никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем, не решить  всех проблем -

Нам станет радостнее всем, веселей станет всем.

Чтоб закрепить несколько тем – для кого, для кого?

Чтобы ботанику понять, все узнать, нам узнать.

Чтоб за ответы получать лишь 4 и 5!

Конкурс "Разминка" – 3 вопроса по 30 сек., 1 ответ – 1 балл.


Ø  Вам набор дается слов:
Ясень, ил, гол, осень, лов,
Нос, осина, ель, фасоль -

Так расставить их изволь.
Чтобы из начальных звуков
Получилась бы наука.
Вам подсказку даст природа –
Дружат с ней сезоны года.
                         (фенология).

Ø  Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету
Растет  и "здравствует" все лето
Коровам без нее – беда,
Она - их главная еда.
                           (трава).

Ø  А он всю ночь готовит мед,
Пчелу сластену в гости ждет:
«Бери, мол, но, как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенести соседу».
                              (цветок).                  


Конкурс «Домашнее задание» 5 баллов – пантомима: каждая команда изображает какое – либо растение, соперники должны угадать название.

Конкурс капитанов 3 балла. Перед вами – два рисунка. Художник изобразил разные растения. Посмотрите, не ошибся ли он? Если найдете ошибки, укажите их и объясните, в чем они состоят (на одном рисунке – растение с листьями ландыша и цветком гвоздики, на другом – с листьями клевера, цветком ромашки).

Конкурс ребусов 1 балл. Команды должны обменяться ребусами с зашифрованными названиями цветковых растений.

 

 

 

 

     

Айва                                                      Иван – чай

Конкурс «Дальше, дальше» 3 балла. Ведущий зачитывает командам определения, встречавшиеся в изученных темах. Игроки должны закончить эти определения, назвав соответствующие термины. Выигрывает команда, которая за минуту даст больше правильных ответов

Ø  Наука о жизни – биология.

Ø  Область распространения жизни – биосфера.

Ø  Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой – экология.

Ø  Наука, изучающая сезонные периодические явления в жизни растений и животных – фенология.

Ø  Самый простой увеличительный прибор – лупа.

Ø  Бесцветное вязкое вещество, находящееся внутри клетки – цитоплазма.

Ø  Красящие вещества – пигменты.

Ø  Пластиды, определяющие зеленую окраску листьев – хлоропласты.

Ø  Полости между клетками на месте разрушенного межклеточного вещества, заполненные воздухом - межклетники.

Ø  Тельца цилиндрической формы, находящиеся в ядре и отвечающие за передачу наследственной информации - хромосомы

Ø  Зеленый пигмент клеток - хлорофилл.

Ø  Особое вещество, находящееся между оболочками соседних клеток - межклеточное вещество.

Ø  Группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции - ткань.

Ø  Наука о тканях - гистология.

Ø  Организмы, питающиеся органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых организмов - сапрофиты.

Ø  Организмы, питающиеся органическими веществами живых организмов - паразиты.

Ø  Тесная связь между организмами, полезная обоим - симбиоз.

Ø  Бесцветные ветвистые нитевидные клетки, служащие для прикрепления к грунту - ризоиды.

Ø  Половые клетки - гаметы.

Ø  Тело низших растений - слоевище (таллом).

Ø  Орган семенного размножения у покрытосеменных - цветок.

Конкурс болельщиков 1 балл. Кто больше вспомнит и споет песен, где упоминаются растения (по 1 куплету). Выигрывает та команда, болельщики которой "перепели" других.

В конце игры жюри подводит итоги и награждает победителей.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle