Библиографическое описание:

Зайцев В. Ю. Телевидение как образец антисоциального и просоциального поведения // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 366-368.

В  данное  время  особое  место  в  сфере  социальных  наук    занимает  проблема воздействия  содержания  современного  телевидения  на  поведение  детей  и  подростков  и  их  личностное  развитие.

Телевизор  стал  неотъемлемым  атрибутом  жизненного  мира  современного  человека,  а  телевидение  превратилось  в  мощный  общественный  институт,  поле  приложений  интеллектуальных  усилий  теоретиков - представителей  разных  общественных  наук.  Юристы  рассматривают  правовые  вопросы  функционирования  телевидения,  экономистов  интересует телевидение  как  экономический  институт,  социологов - как  институт,  направленный  на  интеграцию  или  дезинтеграцию  общественной  жизни. Педагогов  телевидение  интересует, в  первую  очередь,  с  точки  зрения  влияния  на  морально-нравственную  сферу  подростка,  определяющую  его  поведение  и  отношение  к  социальным  нормам  и  ценностям.

Психологи  и  педагоги выделяют  два  типа  поведения  по  отношению к  социальным  нормам: антисоциальное  и  просоциальное  поведение.

Антисоциальное поведение - тип поведения, характеризующийся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе. Антисоциальное поведение - вид поступков, проявляющихся в изоляции индивида от других людей или в частых конфликтах с другими людьми или социальными институтами, акт антисоциального, отклоняющегося от нормы поведения, посягающий на общественные отношения, охраняемые уголовным законом.

Формирование  нравственной  сферы   человека  происходит  во  всех  возрастных  периодах, но  особую  чувствительность  к  примерам  просоциального  и  антисоциального  поведения  личность  имеет  в  подростковом  возрасте.

Для  подростков  характерно  стремление к  приобретению качеств взрослости.  Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им.

Их  личность  сохраняет черты существа увлекающегося, повышенно-впечатлительного и при определенных условиях склонного сравнительно легко попадать  под чужое влияние, менять свои нравственные идеалы и устремления.

Часто ребёнок некритично воспринимает то, что показывают по телевизору  независимо от  жанра.  Устанавливается  ряд  факторов, связанных с восприятием подростками сцен насилия и агрессии в телевизионной  рекламе  и  определяющих  их  эмоциональное  отношение  к ней. Одновременно  проведена  оценка  некоторых  факторов,  которые  такого  влияния  не  оказывают [1,7].

Педагогические  исследования в этой  области  свидетельствуют, что низкокачественная  продукция  масс-медиа  в  отдельных  случаях выступает в  качестве  своеобразного  «катализатора»  девиантного  поведения  у  подростков, имеющих  склонность  или  предрасположенность к тем или иным формам асоциального поведения. При этом прямой зависимости как таковой между провокационной продукцией масс-медиа и девиантным поведением юных медиапотребителей не  существует, очень часто в основе лежит  более сложная система взаимосвязанных факторов. Исследования показывают, что схемы этого  взаимодействия   могут быть разные [4, 221] .

Например: а) реклама товара → психологическое давление со стороны сверстников → рост потребительского спроса, или б) неблагоприятный общий фон (бедность, узкий кругозор) → (не) осознанный выбор просмотра фильма/передачи с элементами насилия и жестокости → искажённое понимание → агрессивное поведение.   

В телевизионной рекламе подобные сцены, в отличие от других телевизионных передач и кинофильмов, чаще всего преподносятся с юмором, что ослабляет контроль сознания и лишает подростков возможности  противостоять такой рекламе. Понимая, что им демонстрируют насилие, зрители навсегда могут выработать к ним негативное отношение. Многократное повторение агрессивных рекламных роликов создаёт устойчивое ментальное клише, которые по мнению некоторых зарубежных авторов могут неосознанно воспроизводиться в реальной жизни.

Ученые из государственного института психиатрии в Нью-Йорке (США) наблюдали в течение почти 20 лет за 700 детьми подросткового возраста. Это первое такого рода исследование выявило неутешительную зависимость: подростки, смотревшие телевизор более часа в день, через несколько лет с большей вероятностью будут участвовать в агрессивных действиях против людей - драках и нападениях. Особенно мальчики. Молодежь постарше, большей частью девушки, кто смотрел телевизор не менее двух часов в день, также проявляет склонность к насилию, участвуя и угрожая расправой...» [5,71].

За последнее время исследователи отмечают усиление агрессивности современной телевизионной рекламы, увеличение количества сцен насилия, предъявляемых многократно в течении длительного времени. Педагоги утверждают, что агрессивная реклама оказывает существенное воздействие на детей и подростков, психика которых практически ничем не защищена [7,80].

Поэтому особую  актуальность  приобретает  проблема  формирования  критичности  выбора   подростками  содержания  просматриваемых  передач.

Просоциальное поведение (от лат. рrо – приставка, обозначающая действующего в интересах кого–то и socialis – общественный) — поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп. Противоположно антисоциальному поведению.

Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки) до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (иногда - мотивом помощи, иногда - заботы о людях). Просоциальное, поведение можно определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение [3,98].

 Программы   большинства   телевизионных  жанров  включают  в  состав  своих  героев  просоциальные  типы. Многие  из  этих  типов  могут  вводиться  в  сюжет  программы   намеренно, что  больше  характерно  для  телевидения  на  Западе. Примерами  может  служить  включение  в  программу  некурящих  персонажей,  призыв  к  воздержанию  от  вождения  в  нетрезвом  виде,  ненасильственное  разрешение  семейных  конфликтов  и  т.д.  Логика  их  включения  основана  на  том,  что  случайное  освоение  определенных  форм  поведения  во  время  просмотра  развлекательных  программ  может  быть  очень  эффективным,  поскольку  зритель  добровольно выбрал  эту  программу,  идентифицирует  себя  с  её  персонажами,  эмоционально  сопереживает  ей.

Данную  стратегию  можно  продуктивно  применять  для  развития  морально-нравственной  сферы личности подростков  путем  включения   примеров  просоциального  поведения в  предпочитаемые  ими  развлекательные  передачи.

Другим  способом  для  оказания  позитивного  влияния  на  формирование  личностной  сферы  и  просоциального  поведения  старшеклассников  является  подготовка  образовательных программ,  затрагивающими  типичные  проблемы  старшего  школьного  возраста  и  варианты  их  разрешения (проблема  самоидентификации,  профессиональной  ориентации, конфликты  с  родителями).

Таким  образом,  можно  сделать  вывод  о  том, что  современное  телевидение  обладает  огромным  потенциалом  по  формированию  поведения  детей  и  подростков,  и  перед  педагогами  стоит  актуальная  задача  в  использовании  телевизионных  средств  для  усвоения  просоциальных  моделей  поведения  старшеклассниками  и  формировании  критичности  мышления  подростков  для  защиты  от  широко  демонстрируемых  антиобщественных  форм  поведения.

Литература

1        Баженова Л.М. Принципы обучения школьников основам экранной грамотности//Специалист. - 1993. - № 5. С. 6-8.

2        Бондаренко Е.А. Медиаобразование как фактор реализации стандартов в образовательной области " Обществознание "/ Е.А. Бондаренко // На пути к 12-летней школе. - М.,2000.- C. 188-194.

3        Васильева  З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности  / З.Н  Васильева - М.: Просвещение, 1988 – 211 с.

4        Лемиш  Д.  Влияние  телевидения  на  развитие  детей / Д. Лемиш. М.: Поколение, 2007.-304 с.

5        Рубан Л.С. Девиация как проблема безопасности //СОЦИС, 1999, № 5, С.71

6        Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1989. - 168 с.

7        Цилуйко М.В. Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2000. №1. С. 75 – 87.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle