Библиографическое описание:

Шершукова Е. В. Профессиональная подготовка специалистов по рекламе аудиовизуальными средствами // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 408-411.

Сегодня, профессиональная подготовка рассматривается как процесс решения многообразных и разноплановых задач, направленных на взаимное обогащение личности педагога и учащихся в результате взаимодействия. ХХI век по праву считается веком информационного общества, который требует от каждого человека навыков использования в повседневной жизни не только компьютеров и прикладного программного обеспечения, но и огромного многообразия технических устройств и систем. Современный этап развития общества характеризуется непрерывным совершенствованием информационных технологий, которые все шире охватывают все области человеческой деятельности. Другим не менее значимым проявлением обслуживания, является доступность любого члена общества к источникам достоверной информации (Г.А. Бордовкий, В.С. Леднев, И.В. Роберт и др.).

            Для профессиональной подготовки специалиста по рекламе, преподавателю необходимо формировать у студентов информационную грамотность. Следовательно, нужна смена позиции преподавателя на позицию «педагогической поддержки» обучаемого. Преподавателю важно поддержать в обучающихся стремление к самостоятельности.

            С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса. Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов и газет, сообщениях радио и телевидения и т.д.

            Многие исследователи считают, что аудиовизуальные средства обучения определяются как технологическая революция в образовании, которая началась с разработки первых программ аудиовизуального обучения в 30-хх годах в США. Сначала эти средства появляются в школе в 40-х годах, а с середины 50-х гг. намечается технологический подход к их использованию, теоретической базой которого становится идея программированного обучения. Разрабатываются аудиовизуальные средства, специально предназначенные для учебных целей: средства обратной связи, электронные кассы, обучающие машины, лингафонные кабинеты, тренажеры и др. В 70-е гг. усиливается теоретическая разработка использования технических средств, такие как видеомагнитофоны, полиэкран, электронная доска и др. В 80-е годы стали создаваться дисплейные кассы, увеличилось количество и качество педагогических программ, применение систем интерактивного видео. В 90-е гг. в образовательных учреждениях стала использоваться мультимедийная аппаратура. Мультимедиа (myltimedia) – современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию; создаётся VRML – язык моделирования виртуальной реальности (Virtual Reality Modeling Language) [1, с. 38].

            Для определения аудиовизуальных средств в профессиональной подготовки специалистов нам необходимо обратимся к понятию средства, например предложенного Ю.В. Васильевым, где он определяет «Средство – это всё то, что человек помещает между собой и предметом труда для его превращения в продукт труда в соответствии с поставленной целью. Педагогические средства включают всё, что может быть использовано при формировании личности. К ним можно отнести и содержание образования, методы, формы обучения и воспитания, требования, общение, сотрудничество и т.д.» [2, с. 140].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что использование аудиовизуальных средств в профессиональной подготовке, позволяет осуществить переход из внешне текстовой формы к мыслепроцессам. Другими словами, раскрывается социальная проблема при помощи видео ролика, где передача информации происходит в сферу запоминания и познания.

            Следует подчеркнуть, что аудиовизуальные средства активно способствуют наглядно-образному восприятию и формированию личностного отношения к той или иной общественно-социальной проблеме. Поэтому аудиовизуальные средства образовательного процесса, отражают все стороны принципа наглядности, являются наиболее активным источником психологического, эстетического и интеллектуального воздействия на студентов в процессе обучения.

Исследование эффективности дидактических возможностей принципа наглядности и конструирование на его основе современных средств обучения рассмотрены в работах С.И. Архангельского, Т.С. Назарова и Е.С. Полат и др. Познавательная деятельность и активность студентов рассматриваются в работах Л.С. Выготского, П.Я Гальперина, А.Н. Леонтьева и многих других учёных-педагогов. Управление познавательной деятельностью отражено в трудах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.Л. Скаткина, В.А. Сластёнина и др.

Останавливаясь на выполненном анализе современных исследований аудиовизуальных средств, необходимо подчеркнуть, что регулирование познавательной деятельности осуществляется многоплановым комплексом средств обучения для реализации образовательных действий:

- преобразовательных, раскрытие символов, знаков эпохи и элементов повседневности, при помощи аудиовизуальных средств;

- образовательных, определяющих движение от незнания к знанию на основе эффективного восприятия, запоминания, понимания увиденной информации в видео ролике;

- профессионально-ориентированных – педагогическое сопровождение использования усваиваемой социально-значимой информации для студентов;

- предупреждающих - выявление не знания, недопонимания последствий социальных проблем при не быстром реагировании.

Необходимо отметить, что изложенные соображения об аудиовизуальных средствах имеют принципиальное значение для активизации познавательных действий для студентов вузов культуры и искусств. К сожалению, среди молодежи существует активная практика в употреблении алкоголя, курения, не предохранения и т.д., что вследствие этого приводит к ухудшению ситуации и перерастания привычки в болезнь с нежелательными последствиями. Поэтому использование аудиовизуальных средств социальной рекламы являются мощным потенциалом наглядности, как делать нельзя, а как можно.

Существенное значение для активизации мыслепроцессов имеют аудиовизуальные средства, обладающие одновременно информационной насыщенностью, эмоциональной выразительностью, особенно это хорошо видно в видео роликах, которые насыщены интеллектуальной содержательностью. Они активно способствуют наглядно-образному восприятию и передаче заложенной информации по средствам символов, знаков и т.д.

Систематическое применение аудиовизуальных средств способствует формированию у студентов общепедагогических умений и навыков их использования в профессиональной будущей деятельности, а также сохранению личностного мира в лице «правильного» человека.

Применение аудиовизуальных средств обучения можно рассмотреть, представив по исторически сложившейся схеме в виде следующей классификации:

- экранные средства (живопись, рисунки, фотографии, эскизы, вербальные тексты), применяемые с целью формирования понятий, преставлений студентов;

- статистические средства (графики, таблицы, диаграммы), служащие для формирования абстрактных понятий студентов;

- условно-схематические средства (графические схемы, плакаты, вербальные модели), помогающие формировать общие представления, развивающие мышление студентов;

- динамические средства (видео ролики, учебные кинофильмы, учебное телевидение), развивающие творческое воображение студентов и оказывающие воспитательную роль и влияние на познавательную активность;

 - синтетические средства, отличающиеся многоплановыми целевыми программами и динамическими процессами (художественные и телевизионные кинофильмы, компьютерные обучающие программы с художественной вербализацией текстов и музыкальным сопровождением), раскрывающими динамику изучаемых явлений и отличающиеся информативно-эмоциональной насыщенностью [1, с. 45].

Аудиовизуальные средства в качестве видео роликов в процессе профессиональной подготовки специалиста на примере дисциплины «Социальная реклама» способствуют формированию целостного представления полной картины действительности сегодняшнего дня.

История вопроса об использовании аудиовизуальных средств уходит в далёкое прошлое. Ещё революционные демократы России и известные педагоги прошлого выдвигали проблему наглядности и роль средств обучения на ведущее место. В наше время при исследовании дидактических возможностей средств обучения особое место занимают работы А.А. Архангельского, В.А. Сластёнина и др. В своих исследованиях они разрабатывали решение тактических и стратегических вопросов профессионально-педагогических задач подготовки будущих учителей. Уделялось внимание обоснованию оптимизации учебного процесса, формированию общепедагогических навыков использования средств обучения [1, с. 42].

Можно смело сказать, что во всех этих работах поддерживается мысль об эффективности применения средств обучения, которые способствуют оптимизации учебного процесса. Эффективными они выступают, если являются источником знаний, эстетическим фактором к иллюстрационному материалу и активизацией познавательной деятельности и, в общем, направлены на совершенствование профессиональной подготовки студентов. Критериями функциональных и коммуникативных возможностей аудиовизуальных средств обычно выступает бинарности, фундаментализации и совмещенности действий.

Для профессиональной подготовки студентов существенное значение имеет формирование визуальной грамотности при помощи видео роликов. Необходимо, чтобы будущий специалист в стенах университета освоил переход от теоретических знаний к практическим наглядным примерам и реалиям социальных проблем сегодняшнего времени.

Особое место среди средств обучения представляет видео ролик. Он обладает всеми дидактическими и коммуникативными возможностями средств обучения.

Зрительное представление «изнанки» и последствий социальных проблем, динамики и ритмики изображений может быть дано в яркой доходчивой форме. Зрительное представление информации вызывает яркие образы-цепочки перевода учебно-научной информации из текстовой формы в процессы мышления после увиденного и услышанного. Здесь, нельзя не отметить роль звукового фактора (эмоциональная речь, музыка, ритмы, шумы, эффекты), воздействующего на усвоение информации. Также необходимо отметить, «речевые кинестезии», которые удесятеряют возможности мысленного свёртывания-развёртывания информации и перевода её из сенсорной в кратковременную, а затем в долговременную память [1, с.43]

Эмоционально-образное представление социальной информации в видео роликах привносит эффект «эстетического резонанса», способствующего формированию мотивационного отношения к применению полученной информации в будущем.

Любой видео ролик и в особенности учебный способствует не только чувственному восприятию информации, но и развитию образного мышления, так необходимого для эффективного усвоения социальных проблем.

Сочетание реальности и конкретики в представленной информации в виде знаков, символов и т.д. способствует развитию творческого воображения.

Таким образом, мы представили классификацию всех имеющихся средств обучения, выявили их дидактические и коммуникативные возможности.

Исходя из структуры и компонентов трансляции учебной информации аудиовизуальных средств социальной рекламы, мы отметим, что особое место здесь занимает реклама и ее составляющие.

            Реклама - один из институтов трансляции и передачи духовной культуры. Она наследует определенные средства - "духовное оборудование" (П. Флоренский). Следовательно, слово, знаки, мифы, символы и т.п. могут олицетворять, например, идею, социальную проблему, образ страны происхождения товара/услуги и т.д.

            Другими словами именно реклама является двигателем прогресса. Наиболее ярко эта идея получает свое развитие в социальной и политической рекламе, где широко используется сакральный фон символов и мифов, традиционно включающих универсальные мотивы "русская душа", "русский характер", "матушка - Россия" и т.п.; в ритуалах и обрядах общественно-политической жизни (включая паблик рилейшенз); риторике рекламных выступлений (обращений) государственных и общественных деятелей; парламентской речи (включающей советизмы, историзмы, популизмы и т.п.), а также в социально-политической лексике ("национальное возрождение", " великий народ - великая страна", "национальная гордость") в текстовом компоненте рекламы; в организации рекламной кампании, создающей, например, имидж партии (движения) блока), призванный объединить граждан) показать организационные силы, а также выявить приоритеты, более или менее соответствующие представлениям россиян о своем идеальном будущем и образе России.

            Если обратимся к составляющим аудиовизуальных средств, прежде всего, необходимо сказать, как проходит трансляция текста с их использованием. По утверждению К.Я. Вазиной [1, с.48], аудиовизуальные средства включают свёртывание и развёртывание информации, которые состоят из:

1.      выявления структурных элементов текста (информантов) представляющих начало алгоритма трансляции;

  1. формирование структурных элементов (составление дескрипторов), помогающих осуществить целевую установку при помощи символов, знаков и т.д.;
  2. определение содержательных нормативов структурных элементов видео ролика;
  3. регламентация учебных действий – составление диагностических вопросов и ответов, позволяющим студентам раскрыть содержание структурных элементов видео ряда.

            Подведём итог вышесказанному. Первый вывод заключается в том, что развитие и формирование информационной грамотности в процессе профессиональной подготовки есть объективный процесс в системе образования. Второй вывод состоит в том, что стимулирование собственной активности личности может выступать одним из эффективных путей ее познавательного и творческого потенциала.

 

Литература

1. Бурнашев А.Э. Педагогические условия формирования у студентов-гуманитариев информационной грамотности аудиовизуальными средствами: Дис….кан. пед. наук. – Якутск, 2007. – 152 с.

2. Васильев Ю.К. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. – М.: Педагогика, 1990. – 140 с.

3. Готовцева О.Г. Педагогическое обеспечение творческой самореализации студентов средствами мультимедиа-технологий: Дис….канд. пед. наук. – Якутск, 2006. – 157 с.

Основные термины: аудиовизуальных средств, средств обучения, аудиовизуальные средства, профессиональной подготовки, использование аудиовизуальных средств, аудиовизуальных средств социальной, Профессиональная подготовка специалистов, средств социальной рекламы, аудиовизуальных средств обучения, социальных проблем, Похожая статья, аудиовизуальные средства обучения, определения аудиовизуальных средств, помощи аудиовизуальных средств, профессиональной подготовки специалиста, исследований аудиовизуальных средств, применение аудиовизуальных средств, современных средств, использовании аудиовизуальных средств, возможностей аудиовизуальных средств

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle