Библиографическое описание:

Шершукова Е. В. Профессиональная подготовка специалистов по рекламе аудиовизуальными средствами // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 408-411.

Сегодня, профессиональная подготовка рассматривается как процесс решения многообразных и разноплановых задач, направленных на взаимное обогащение личности педагога и учащихся в результате взаимодействия. ХХI век по праву считается веком информационного общества, который требует от каждого человека навыков использования в повседневной жизни не только компьютеров и прикладного программного обеспечения, но и огромного многообразия технических устройств и систем. Современный этап развития общества характеризуется непрерывным совершенствованием информационных технологий, которые все шире охватывают все области человеческой деятельности. Другим не менее значимым проявлением обслуживания, является доступность любого члена общества к источникам достоверной информации (Г.А. Бордовкий, В.С. Леднев, И.В. Роберт и др.).

            Для профессиональной подготовки специалиста по рекламе, преподавателю необходимо формировать у студентов информационную грамотность. Следовательно, нужна смена позиции преподавателя на позицию «педагогической поддержки» обучаемого. Преподавателю важно поддержать в обучающихся стремление к самостоятельности.

            С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса. Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов и газет, сообщениях радио и телевидения и т.д.

            Многие исследователи считают, что аудиовизуальные средства обучения определяются как технологическая революция в образовании, которая началась с разработки первых программ аудиовизуального обучения в 30-хх годах в США. Сначала эти средства появляются в школе в 40-х годах, а с середины 50-х гг. намечается технологический подход к их использованию, теоретической базой которого становится идея программированного обучения. Разрабатываются аудиовизуальные средства, специально предназначенные для учебных целей: средства обратной связи, электронные кассы, обучающие машины, лингафонные кабинеты, тренажеры и др. В 70-е гг. усиливается теоретическая разработка использования технических средств, такие как видеомагнитофоны, полиэкран, электронная доска и др. В 80-е годы стали создаваться дисплейные кассы, увеличилось количество и качество педагогических программ, применение систем интерактивного видео. В 90-е гг. в образовательных учреждениях стала использоваться мультимедийная аппаратура. Мультимедиа (myltimedia) – современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию; создаётся VRML – язык моделирования виртуальной реальности (Virtual Reality Modeling Language) [1, с. 38].

            Для определения аудиовизуальных средств в профессиональной подготовки специалистов нам необходимо обратимся к понятию средства, например предложенного Ю.В. Васильевым, где он определяет «Средство – это всё то, что человек помещает между собой и предметом труда для его превращения в продукт труда в соответствии с поставленной целью. Педагогические средства включают всё, что может быть использовано при формировании личности. К ним можно отнести и содержание образования, методы, формы обучения и воспитания, требования, общение, сотрудничество и т.д.» [2, с. 140].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что использование аудиовизуальных средств в профессиональной подготовке, позволяет осуществить переход из внешне текстовой формы к мыслепроцессам. Другими словами, раскрывается социальная проблема при помощи видео ролика, где передача информации происходит в сферу запоминания и познания.

            Следует подчеркнуть, что аудиовизуальные средства активно способствуют наглядно-образному восприятию и формированию личностного отношения к той или иной общественно-социальной проблеме. Поэтому аудиовизуальные средства образовательного процесса, отражают все стороны принципа наглядности, являются наиболее активным источником психологического, эстетического и интеллектуального воздействия на студентов в процессе обучения.

Исследование эффективности дидактических возможностей принципа наглядности и конструирование на его основе современных средств обучения рассмотрены в работах С.И. Архангельского, Т.С. Назарова и Е.С. Полат и др. Познавательная деятельность и активность студентов рассматриваются в работах Л.С. Выготского, П.Я Гальперина, А.Н. Леонтьева и многих других учёных-педагогов. Управление познавательной деятельностью отражено в трудах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.Л. Скаткина, В.А. Сластёнина и др.

Останавливаясь на выполненном анализе современных исследований аудиовизуальных средств, необходимо подчеркнуть, что регулирование познавательной деятельности осуществляется многоплановым комплексом средств обучения для реализации образовательных действий:

- преобразовательных, раскрытие символов, знаков эпохи и элементов повседневности, при помощи аудиовизуальных средств;

- образовательных, определяющих движение от незнания к знанию на основе эффективного восприятия, запоминания, понимания увиденной информации в видео ролике;

- профессионально-ориентированных – педагогическое сопровождение использования усваиваемой социально-значимой информации для студентов;

- предупреждающих - выявление не знания, недопонимания последствий социальных проблем при не быстром реагировании.

Необходимо отметить, что изложенные соображения об аудиовизуальных средствах имеют принципиальное значение для активизации познавательных действий для студентов вузов культуры и искусств. К сожалению, среди молодежи существует активная практика в употреблении алкоголя, курения, не предохранения и т.д., что вследствие этого приводит к ухудшению ситуации и перерастания привычки в болезнь с нежелательными последствиями. Поэтому использование аудиовизуальных средств социальной рекламы являются мощным потенциалом наглядности, как делать нельзя, а как можно.

Существенное значение для активизации мыслепроцессов имеют аудиовизуальные средства, обладающие одновременно информационной насыщенностью, эмоциональной выразительностью, особенно это хорошо видно в видео роликах, которые насыщены интеллектуальной содержательностью. Они активно способствуют наглядно-образному восприятию и передаче заложенной информации по средствам символов, знаков и т.д.

Систематическое применение аудиовизуальных средств способствует формированию у студентов общепедагогических умений и навыков их использования в профессиональной будущей деятельности, а также сохранению личностного мира в лице «правильного» человека.

Применение аудиовизуальных средств обучения можно рассмотреть, представив по исторически сложившейся схеме в виде следующей классификации:

- экранные средства (живопись, рисунки, фотографии, эскизы, вербальные тексты), применяемые с целью формирования понятий, преставлений студентов;

- статистические средства (графики, таблицы, диаграммы), служащие для формирования абстрактных понятий студентов;

- условно-схематические средства (графические схемы, плакаты, вербальные модели), помогающие формировать общие представления, развивающие мышление студентов;

- динамические средства (видео ролики, учебные кинофильмы, учебное телевидение), развивающие творческое воображение студентов и оказывающие воспитательную роль и влияние на познавательную активность;

 - синтетические средства, отличающиеся многоплановыми целевыми программами и динамическими процессами (художественные и телевизионные кинофильмы, компьютерные обучающие программы с художественной вербализацией текстов и музыкальным сопровождением), раскрывающими динамику изучаемых явлений и отличающиеся информативно-эмоциональной насыщенностью [1, с. 45].

Аудиовизуальные средства в качестве видео роликов в процессе профессиональной подготовки специалиста на примере дисциплины «Социальная реклама» способствуют формированию целостного представления полной картины действительности сегодняшнего дня.

История вопроса об использовании аудиовизуальных средств уходит в далёкое прошлое. Ещё революционные демократы России и известные педагоги прошлого выдвигали проблему наглядности и роль средств обучения на ведущее место. В наше время при исследовании дидактических возможностей средств обучения особое место занимают работы А.А. Архангельского, В.А. Сластёнина и др. В своих исследованиях они разрабатывали решение тактических и стратегических вопросов профессионально-педагогических задач подготовки будущих учителей. Уделялось внимание обоснованию оптимизации учебного процесса, формированию общепедагогических навыков использования средств обучения [1, с. 42].

Можно смело сказать, что во всех этих работах поддерживается мысль об эффективности применения средств обучения, которые способствуют оптимизации учебного процесса. Эффективными они выступают, если являются источником знаний, эстетическим фактором к иллюстрационному материалу и активизацией познавательной деятельности и, в общем, направлены на совершенствование профессиональной подготовки студентов. Критериями функциональных и коммуникативных возможностей аудиовизуальных средств обычно выступает бинарности, фундаментализации и совмещенности действий.

Для профессиональной подготовки студентов существенное значение имеет формирование визуальной грамотности при помощи видео роликов. Необходимо, чтобы будущий специалист в стенах университета освоил переход от теоретических знаний к практическим наглядным примерам и реалиям социальных проблем сегодняшнего времени.

Особое место среди средств обучения представляет видео ролик. Он обладает всеми дидактическими и коммуникативными возможностями средств обучения.

Зрительное представление «изнанки» и последствий социальных проблем, динамики и ритмики изображений может быть дано в яркой доходчивой форме. Зрительное представление информации вызывает яркие образы-цепочки перевода учебно-научной информации из текстовой формы в процессы мышления после увиденного и услышанного. Здесь, нельзя не отметить роль звукового фактора (эмоциональная речь, музыка, ритмы, шумы, эффекты), воздействующего на усвоение информации. Также необходимо отметить, «речевые кинестезии», которые удесятеряют возможности мысленного свёртывания-развёртывания информации и перевода её из сенсорной в кратковременную, а затем в долговременную память [1, с.43]

Эмоционально-образное представление социальной информации в видео роликах привносит эффект «эстетического резонанса», способствующего формированию мотивационного отношения к применению полученной информации в будущем.

Любой видео ролик и в особенности учебный способствует не только чувственному восприятию информации, но и развитию образного мышления, так необходимого для эффективного усвоения социальных проблем.

Сочетание реальности и конкретики в представленной информации в виде знаков, символов и т.д. способствует развитию творческого воображения.

Таким образом, мы представили классификацию всех имеющихся средств обучения, выявили их дидактические и коммуникативные возможности.

Исходя из структуры и компонентов трансляции учебной информации аудиовизуальных средств социальной рекламы, мы отметим, что особое место здесь занимает реклама и ее составляющие.

            Реклама - один из институтов трансляции и передачи духовной культуры. Она наследует определенные средства - "духовное оборудование" (П. Флоренский). Следовательно, слово, знаки, мифы, символы и т.п. могут олицетворять, например, идею, социальную проблему, образ страны происхождения товара/услуги и т.д.

            Другими словами именно реклама является двигателем прогресса. Наиболее ярко эта идея получает свое развитие в социальной и политической рекламе, где широко используется сакральный фон символов и мифов, традиционно включающих универсальные мотивы "русская душа", "русский характер", "матушка - Россия" и т.п.; в ритуалах и обрядах общественно-политической жизни (включая паблик рилейшенз); риторике рекламных выступлений (обращений) государственных и общественных деятелей; парламентской речи (включающей советизмы, историзмы, популизмы и т.п.), а также в социально-политической лексике ("национальное возрождение", " великий народ - великая страна", "национальная гордость") в текстовом компоненте рекламы; в организации рекламной кампании, создающей, например, имидж партии (движения) блока), призванный объединить граждан) показать организационные силы, а также выявить приоритеты, более или менее соответствующие представлениям россиян о своем идеальном будущем и образе России.

            Если обратимся к составляющим аудиовизуальных средств, прежде всего, необходимо сказать, как проходит трансляция текста с их использованием. По утверждению К.Я. Вазиной [1, с.48], аудиовизуальные средства включают свёртывание и развёртывание информации, которые состоят из:

1.      выявления структурных элементов текста (информантов) представляющих начало алгоритма трансляции;

  1. формирование структурных элементов (составление дескрипторов), помогающих осуществить целевую установку при помощи символов, знаков и т.д.;
  2. определение содержательных нормативов структурных элементов видео ролика;
  3. регламентация учебных действий – составление диагностических вопросов и ответов, позволяющим студентам раскрыть содержание структурных элементов видео ряда.

            Подведём итог вышесказанному. Первый вывод заключается в том, что развитие и формирование информационной грамотности в процессе профессиональной подготовки есть объективный процесс в системе образования. Второй вывод состоит в том, что стимулирование собственной активности личности может выступать одним из эффективных путей ее познавательного и творческого потенциала.

 

Литература

1. Бурнашев А.Э. Педагогические условия формирования у студентов-гуманитариев информационной грамотности аудиовизуальными средствами: Дис….кан. пед. наук. – Якутск, 2007. – 152 с.

2. Васильев Ю.К. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. – М.: Педагогика, 1990. – 140 с.

3. Готовцева О.Г. Педагогическое обеспечение творческой самореализации студентов средствами мультимедиа-технологий: Дис….канд. пед. наук. – Якутск, 2006. – 157 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle