Библиографическое описание:

Абраменкова Н. Ф., Аверина Н. Л., Нефёдова И. В. ТРИЗ — технологии в изобразительной деятельности старших дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 432-435.



Изобразительная деятельность — это художественно-творческая деятельность. В творческом процессе дети раскрывают свои способности. Но использование традиционных способов рисования не позволяют, в полной мере, осуществить желаемый результат. На помощь приходят многочисленные техники нетрадиционного рисования. Их необычность позволяет детям быстро и с радостью достичь желаемого результата. Дети начинают верить в свои силы, в то, что они могут выразить свои представления в рисунке, самостоятельно решить творческую задачу. Нетрадиционные техники способствуют заинтересованности ребёнка, позволяют чувствовать себя раскованнее, смелее. Новые техники развивают воображение, дают свободу для самовыражения. Многолетний опыт показывает, что использование нетрадиционных техник повышает творческий потенциал ребёнка в продуктивной деятельности. Но перед педагогом стоит ещё одна огромная задача — научить чётко, излагать свои мысли. Особое значение придаётся обогащению словарного состава языка, увеличению лексического запаса речи. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ — технология, как раз и позволяет обучать детей под девизом «Творчество во всём» и, конечно, в речи. В результате использования ТРИЗ — технологии у детей возрастает познавательная активность, интерес к теме занятия, расширяется кругозор, появляется интерес к новизне, фантазированию. Речь становится образной, логичной не только на занятии, но и в обыденной жизни. Развиваются такие качества мышление, как гибкость, подвижность, системность, поисковая активность, стремление к новизне познания, речи и творческому воображению. Как пример, конспект занятия «Зимушка-зима», где используются нетрадиционная техника «печатанье листьями» и элементы ТРИЗ И РТВ для детей 6–7 лет. Тема занятия: «Зимушка-зима»

Цель: Развитие творческого воображения обучающихся в речевой и изобразительной деятельности на основе элементов ТРИЗ.

Задачи.

Воспитательные: воспитывать интерес к зимним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость, желание доводить начатое дело до конца.

Развивающие: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование, синонимов в речи, развивать мышление детей; зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику, познавательные интересы.

Образовательные: учить детей создавать зимний пейзаж, заполняя изображением весь лист бумаги, учить изображать кроны деревьев, кустарников методом печатания капустным и листьями, закреплять умение рисовать нетрадиционным способом, упражнять в рисовании концом кисти ствола и тонких веток.

Формировать навыки использования рациональных приемов при рисовании однородных предметов (сначала печатаем кроны деревьев и кустарников, а затем прорисовываем стволы и ветки)

Форма занятия: занятие — фантазия

Приёмы обучения: занимательный момент, игровые задания, чтение стихотворения, метод эмоционального стимулирования, проблемно — поисковый метод, самостоятельная работа под руководством педагога.

План занятия:

  1. Вводная часть: организационный момент. Активизация внимания детей на предстоящуюработу 1мин.
  2. Основная часть: занимательный момент «Угадай, кто я», игры по технологии ТРИЗ: «Хорошо — плохо», «Комплименты» — 7 мин. Физкультминутка, алгоритм работы, самостоятельный выбор темы и выполнение рисунка — 20 мин.
  3. Заключительная часть. Показ детьми работ Зайчику. Рефлексия — 2 мин.

Предварительная работа. Игры сэлементами ТРИЗ.

  1. Игры на деление признаков предметов, их свойств и отсекание ненужных: «Угадай, кто я», «Да — нет», игры на нахождение противоречий в природе «Хорошо — плохо».
  2. Игры на обучение навыкам сравнения, на систематизацию признаков предметов и явлений: «Комплименты», «Ах, какая ты!»
  3. Рисование различных деревьев.

Предварительная работа: беседы о зиме, загадывание загадок; рисование зимних деревьев разнообразными способами, чтение стихов рассказов о зиме, рассматривание иллюстраций, картин: «Зимой в лесу» И. Левитана, «Зимний вечер» Н. Крымова, «Зима» И.Шишкина.

Материал кзанятию: гуашь, кисточки № 4, № 2, голубые, сиреневые, серые листы бумаги, лист-помощник, листы китайской капусты, тряпочка, влажные салфетки, баночки с водой, персонаж Зайка, сказочный домик.

Ход занятия.

Педагог: «Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места. К занятию всё готово. Но на столах лежат какие-то зелёные листочки. Как они попали сюда? Кто-то их принёс и разложил на столах. Кто же это? Посмотрите у меня на столе сказочный домик, может быть, там кто-то есть? (стучит по окну). Кто в домике?

Персонаж: Вы вопросы мне задайте и скорее отгадайте! Педагог: Вот так сюрприз! Угадаем? Нам нужно загадать нашему сказочному герою несколько вопросов. Какие же вопросы нам следует задать? Любой объект мы определяем живой он или нет, разделяем по месту обитания, величине, цвету, форме. Может быть, мы попробуем с них. Спрашивайте, ребята.

Дети: Сказочный герой! Ты живой?

Персонаж: Да, я живой.

Дети: Сказочный герой, а где ты живёшь?

Персонаж: Яживу в лесу.

Дети: Герой, какого ты размера?

Персонаж: Я больше кошки, но меньше лисы.

Педагог: Представили себе — меньше лисы, но больше кошки. Покажите руками, какого размера герой.

Дети: Сказочный герой, какого ты цвета?

Персонаж: Сейчас я белого цвета.

Педагог: Ребята! Вы догадались, кто наш гость?

Дети: Это заяц.

Из домика появляется зайка.

Заяц: Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы угадали меня.

Педагог: Зайка, скажи, пожалуйста, это ты разложил листочки на наших столах? Для чего ты это сделал?

Заяц: Ребята! Я пришёл к вам за помощью. Мама — зайчиха принесла домой много зелёных листочков и назвала их китайской капустой. А я никогда не слышал об этом и не знаю, что с ними делать. А ещё мама сказала, что ими можно рисовать. Вот я решил, что мама пошутила. А потом подумал, может быть и правда ими можно рисовать. Только я не умею. Поэтому разложил листочки, когда узнал, что у вас будет занятие.

Педагог: Зайка! Ты правильно сделал, что обратился к нам. Ребята! А вы рисовали, когда-нибудь зелёными листочками?

Дети: Нет. Не рисовали.

Педагог: Ребята! Я предлагаю вам нарисовать зиму. Согласны?

Заяц: Как здорово! Я люблю зиму! А вы? Вы любите зиму?

Дети: Очень любим.

Заяц: Ачто хорошего в зиме для вас?

Дети. Зимой самый любимый праздник — Новый год. И елку надо украшать, и Дед Мороз подарки дарит. А еще можно на санках и лыжах кататься, и в снежки играть, и крепость строить! Зима — любимое время года, она такая хорошая...

Педагог: Я согласна с вами, что Новый год и подарки — это хорошо. А что для вас в зиме плохого?

Дети: Зимой можно замерзнуть или поскользнуться на льду, а это плохо. Холодно, надо много одежды надевать, можно простудиться и заболеть. Нельзя долго гулять.

Педагог: Акак вы думаете, что для зайчика в зиме хорошего и что плохого?

Дети: Зайка надевает белую тёплую шубку, его трудно заметить на снегу — это хорошо. Плохо то, что зимой мало еды и холодно.

Педагог: Значит, в зиме есть и хорошее и плохое.

Заяц: Ивсё-таки в зиме больше хорошего! Давайте похвалим зиму. Скажем её комплименты. Ах, какая она! Дополняйте…

Дети: Снежная, белая, морозная, пушистая (как что?), красивая, серебристая, вьюжная, ослепительная, сказочная, хрустящая (почему?).

Педагог: Ая добавлю — разноцветная. Вот, послушайте.

А какого цвета снег?

Для кого-то он искристый,

В переливах серебристый.

Для иных снег голубой

Или с нежной белизной,

То от солнца желтоватый,

Теплой краскою богатый.

Что за чудесана свете?

Столько краски в белом цвете

Даже серым снег бывает

По весне, когда он тает...

В гамме снежного «портрета» –

Все почти что краски цвета! (Владимир Зайченко)

Заяц: Много вы придумали для зимы комплиментов. Но меня беспокоит, как же вы будете рисовать листочками?

Педагог: Признаться и меня это беспокоит. Ведь ребята сказали, что не рисовали зелёными листьями. Ребята! А вы другими листьями рисовали? Расскажите.

Дети: Рисовали сухими листьями. На бумажный листочек-помощник клали наружной стороной сухой лист, покрывали его краской — толстой кистью, затем делали отпечаток. А потом прорисовывали ствол, ветки тонкой кистью.

Педагог: Теперь я спокойна — ребята смогут выполнить твою просьбу: нарисовать нашу зимушку. Работа с зелёными листьями выполняется аналогично.

Заяц: Ну, тогда скорее рисуйте! Я так хочу посмотреть, как это делается. Педагог: Зайка!Подожди, сейчас мы немного отдохнём.

Физкультминутка

Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются)

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

Снег на ветках (руки вверх), на дорожках (наклон вниз)

На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки)

Педагог: Ребята, приступаем к работе, покажем Зайке, как можно рисовать.

(Творческая работа детей, педагог помогает по мере необходимости).

Рефлексия. Дети показывают Зайке свои работы и рассказывают о них.

Заяц: Как у вас красиво получилось! Совсем, как у нас в лесу! Побегу расскажу маме.

Педагог: Ребята! А ведь для капусты есть и другое применение, подскажите его Зайке.

Дети: Зайка, капусту можно просто съесть, она очень вкусная, нежная: тебе понравится.

Заяц: Спасибо, ребята, за рисунки и за совет. Ну, я побежал. До свидания.

Литература:

  1. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2003 г.
  2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина,2007.
  3. Корзун А. В. Весёлая дидактика. Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях.
  4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений, М. Мнемозина, 1995г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle