Библиографическое описание:

Касьяник Н. С. Особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 89-91.



Статья посвящена некоторым организационно-тактическим и уголовно-процессуальным особенностям раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Ключевые слова: наркотическое средство, психотропное вещество, расследование, раскрытие.

Наркопреступность в Российской Федерации является одним из наиболее опасных видов преступности, непосредственно угрожающим устоям общества и здоровью нации.

Сегодня в России не осталось ни одного региона, где не были бы зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения.По некоторым данным Министерства здравоохранения количество потребителей наркотиков, состоящих на учете в органах здравоохранения, превышает 3 млн. человек. Так, только в Хабаровском крае в 2015 г. среди общего количества лиц больных наркологическими расстройствами, зарегистрированных наркологическими учреждениями было зарегистрировано 3500 человек, которым был поставлен диагноз «синдром зависимости от наркотических веществ (наркомании)» [1].

Анализ статистических данных свидетельствует, что за период с января по декабрь 2015 года было выявлено 234,8 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 7,4 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, на 6,5 % сократилось число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Несмотря на некоторое снижение количества зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в прошлом году, процент раскрываемости на протяжении последних 5 лет составляет в среднем 64–64 % [2].

В этой связи перед государством и руководством правоохранительных органов стоит одна из важнейших задач, в том числе организационного характера, направленная на необходимость повышения качественного уровня расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Проведенное нами исследование позволило выделить ряд особенностей, которые носят проблемный характер и с которыми сталкиваются сотрудники следственных и оперативных подразделений при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений данной категории.

Хотелось бы отметить, что полное и качественное расследование уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, во многом зависит от ясного понимания того, что относится к предмету преступного посягательства. Нередки ситуации, когда возникает вопрос, является ли изъятое вещество или средство наркотическим, или психотропным. Вопрос возникает по той причине, что данное вещество отсутствует на определенный период времени в соответствующих Списках [4]. В данном случае заключение (вывод) относительно химической структуры и вида вещества решается экспертным путем. Четкое знание предмета преступного посягательства данной категории преступлений всецело влияет на квалификацию преступных деяний лица, его совершившего, вид и размер наказания, впоследствии вменяемого преступнику.

Установление способа совершения преступления помогает выявить причины и условия, способствующие совершению преступления. В то же время, установив способ совершения преступления и привлекая лицо к соответствующей уголовной ответственности, сотрудники правоохранительных органов зачастую не предпринимают никаких мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению данных преступлений. Кроме того, анализ практики оперативно-служебной деятельности территориальных правоохранительных органов, расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа, свидетельствует о том, что способы совершения и сокрытия наркотиков, в том числе по их транспортировке, не претерпели существенных изменений. В большинстве своем остаются традиционными и маршруты поступления наркотиков на территорию оперативного обслуживания.

Негативным моментом является значительное количество нарушений, которые допускают сотрудниками правоохранительных органов при проведении различных следственных действий, среди которых особую роль и значение занимает осмотр места происшествия. Анализ материалов практической деятельности показывает, что данное следственное действие зачастую не проводится (например, при расследовании незаконного приобретения, сбыта и пересылки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества). В то же время, несвоевременный и некачественный осмотр места происшествия по таким делам способствует утрате различных материальных следов и иных объектов, которые позднее могли бы приобрести статус вещественных доказательств.

Так, например, при осмотре места происшествия, где осуществились действия по незаконному культивированию растений, содержащих наркотические средства, сотрудники зачастую не изымают следы обуви и ног, транспортных средств, вещи подозреваемых, следы пальцев рук на сельхозинвентаре и др. К участию в следственном действии не приглашаются специалист-агроном и специалист-криминалист.

Кроме того, изъятие веществ и предметов, свидетельствующих о происшедшем событии с мест происшествия, нередко осуществляется с нарушением криминалистических требований и правил, направленных на дальнейшее сохранение изъятых объектов.

Говоря об особенностях осмотра притона, как места совершения преступных деяний, некоторые авторы в юридической литературе предлагают в протоколе осмотра места происшествия отражать данные о лицах, находящихся в притоне, с указанием их состояния (могут ли они двигаться, устойчивы ли на ногах) [3]. На наш взгляд, выяснение в каком состоянии находятся посетители наркопритона, выходит за рамки осмотра места происшествия. С целью установления их состояния существует другой вид следственного осмотра — освидетельствование, в процессе проведения которого эти вопросы и могут быть решены.

Вместе с тем, анализ следственной и судебной практики позволяет выделить ряд иных проблем и нарушений при расследовании указанных преступлений:

 при производстве осмотра притона, в котором находится женщина — не привлекаются к участию лица женского пола с целью освидетельствования клиентов в процессе самого осмотра места происшествия;

 не все участники осмотра места происшествия неукоснительно соблюдение соблюдают правила техники безопасности при обращении с изымаемыми объектами;

 не всегда соблюдается последовательность осмотра, а протоколы осмотра места происшествия не содержат полной информации об осматриваемом месте.

Так же хотелось бы обратить внимание на то, что при совершении преступлений указанной категории у преступников появилась возможность совершать покупки различного оборудования и материалов, необходимых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ с использованием электронных средств связи и электронных платежей, а также посредством Интернет-ресурсов. Однако встречаются случаи, когда при проведении следственных действий, соответствующее техническое оборудование или информация не изымается.

Одним из основных условий, которое обеспечивает успешное раскрытие и расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, является хорошо налаженное взаимодействие следователей с оперативными работниками и специалистами экспертно-криминалистических подразделений. Основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа.

В то же время полагаем, что создание специализированных следственно-оперативных групп будет способствовать эффективному раскрытию и расследованию исследуемого вида преступлений.

Кроме того, необходимо активно использовать помощь оперативных служб следственных изоляторов и изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД.

Взаимодействие с участковыми уполномоченными полиции будет способствовать качественному обмену сведениями о жилых и нежилых помещениях, сдаваемых в наем гражданам и организациям, а также о гражданах, пользующихся ими (их интересах, круге знакомых, соблюдении регистрации по месту жительства), об обстановке, которая складывается около таких квартир, и о других важных фактах, полученных от соседей. Помимо этого, участковый уполномоченный полиции должен привлекаться к планированию расследования и к участию в следственных действиях.

Активное взаимодействие следователя с медицинскими работниками позволит использовать полученную информацию при выполнении следственных действий (оперативно-розыскных мероприятий), при установлении наблюдения за подозреваемым с целью выявления других лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков.

При исследовании проблем, связанных с расследованием преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, мы сформулировали ряд предложений, направленных на повышение эффективности раскрытия и расследования указанных преступлений:

1) усилить разъяснительную работу государственных органов и общественных организаций по работе с населением, направленную на повышение гражданской активности по выявлению признаков преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;

2) увеличить количество занятий, в том числе практического характера, с сотрудниками правоохранительных органов, направленных на отработку навыков по проведению отдельных следственных действий.

3) рассмотреть вопрос в части установления уголовной ответственности за потребление наркотических средств и психотропных веществ;

4) разработать оперативно-тактические операции по каждой следственной ситуации;

5) обеспечение возможности проведения ботанической и химической экспертиз в каждом муниципальном образовании на базе территориального органа, ведущего расследование преступлений данной категории.

Литература:

  1. Доклад Регионального управления ФСКН России по Хабаровскому краю о наркоситуации в Хабаровском крае за 2015 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.27.fskn.gov.ru/monitoring.html.
  2. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе за январь–декабрь 2015 года [Электронный ресурс] // URL: https://mvd.ru/folder /29966/.
  3. Наймушин В. Г. Криминалистическая модель преступной деятельности в сфере наркобизнеса и ее использование в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений: учебно-практическое пособие / В. Г. Наймушин. — Ижевск, 2014.
  4. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 27. — Ст. 3198.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle