Библиографическое описание:

Рыкунова А. Ю. Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 71-74.



Статья посвящена изложению результатов эмпирического исследования особенностей гражданской идентичности взрослых людей и подростков. По мнению автора, гражданская идентичность граждан – это основа для сохранения единства России. В исследовании определены предпочитаемые группы гражданской идентификации у подростков и взрослых людей, эмоционально-ценностные установки по отношению к различным категориям гражданской идентичности. В ходе эмпирического исследования подтверждено предположение о том, что гражданская идентичность взрослых и подростков имеет содержательные и структурные особенности. Установлено, взрослые респонденты имеют более определённую гражданскую идентичность (чувствуют принадлежность к общности граждан России, занимают активную гражданскую позицию), подростки еще не способны идентифицировать себя с одной из социальных групп (их идентичность является неопределенной и «спутанной»).

Ключевые слова: гражданская идентичность, идентификация, предпочитаемые группы идентификации, неопределенная идентификация подростков.

Россия многонациональная страна, на территории государства проживают люди с различной национальностью и религией. Поэтому могут возникать межнациональные и межконфессиональные конфликты [1, с. 30]. Современные геополитические условия, в которых необходимо существовать российскому государству, актуализируют давно забытую проблему гражданской идентичности личности и патриотизма. Востребованность общества в гражданах, имеющих осознанную гражданскую позицию, связано с необходимостью отвечать на современные вызовы – проявления терроризма и сепаратизма в странах, граничащих с нашим государством; недовольство «коренных» граждан миграционными процессами внутри страны; желание молодежи эмигрировать и т. д. Гражданская идентичность граждан – это основа для сохранения единства России. Все вышесказанное обуславливает актуальность проблемы исследования.

Анализ феномена «гражданская идентичность» показал, что нет единого мнения о понятии, структуре и возрастных особенностях гражданской идентичности (Т. М. Водолажская, Н. А. Галактионова, Д. В. Григорьев, Л. М. Дробижева, Н. Л. Иванова, Р. Ю. Шикова, М. А. Юшин) [3]. Так, например, Т. М. Водолажская в своих исследованиях определяет гражданскую идентичность как реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе. Юшин М. А. представляет её как тождественность личности статусу гражданина. Ряд учёных рассматривают гражданскую идентичность наряду с этнической. В своем исследовании мы будем определять «гражданскую идентичность» как осознание личностью принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, готовности и способности выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [4]. Осознание причастности, принадлежности к гражданской общности предполагает наличие у индивида представлений о принципах и основах данного объединения, об идентифицирующих признаках, о гражданстве и характере взаимоотношений государства и гражданина, а также взаимоотношений между собой граждан данной общности.

Целью нашего исследования является сравнение особенностей гражданской идентичности взрослых людей и подростков. Выдвинуто предположение, что гражданская идентичность взрослых и подростков имеет содержательные и структурные особенности. В исследовании приняли участие пятьдесят испытуемых: двадцать пять подростков (12-13 лет), и двадцать пять взрослых испытуемых (25-45 лет).

Для сбора эмпирического материала использованы психогеометрическая методика С. Деллингера и метод попарных сравнений в модификации кафедры психологии образования «АмГПГУ». Количественная обработка данных результатов исследования проведена с помощью методов математической статистики.

Формирование гражданской идентичности молодого поколения людей осуществляется под воздействием условий жизнедеятельности той социальной общности, в рамках которой молодежь социализируется, отражая социальное положение молодежи и его особенности, специфику взаимодействий с государством.

Для выделения предпочитаемых групп гражданской идентификации применён метод попарного сравнения. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Предпочитаемые группы гражданской идентификации у подростков и взрослых людей

Категории

Взрослые

Подростки

%

ранг

%

ранг

Гражданин России

68

1

48

1

Гражданин Мира

12

3

20

2

Моя религиозная группа

16

2

12

Моя этническая группа

4

4

Смешанный

-

16 *

3

*значимые различия по критерию Фишера при р≤0,01

Исследование предпочитаемых групп социальной идентификации показало, что самой важной и для подростков, и для взрослых людей является группа – «Гражданин России» (соответственно 48%; 68%). Второй группой, по процентной представленности, у подростков является – «Гражданин Мира» (20%), а у взрослых людей – «Моя религиозная группа» (16%). Третьей по значимости для взрослых испытуемых является группа – «Гражданин Мира» (12%). А у школьников третьей по количеству выборов является смешанный тип идентификации, где нет явных предпочтений социальной идентификации (16%). У взрослых такой тип идентификации отсутствует. Следующей по значимости у подростков является идентификация с понятием – «Моя религиозная группа» (12%). Обе группы респондентов практически не идентифицируют себя с понятием – «Моя этническая группа» (соответственно 4%; 4%). Подсчет различий по предпочитаемым группам идентификации подростков и взрослых с помощью коэффициента Фишера показал, что значимо больше подростков имеют неопределенную идентификацию (Yэмпр = 2.91, при р≤0,01). Данный факт подтверждает мнение Э. Эриксона и В.С. Мухиной, которые указывают на то, что подростки еще не способны идентифицировать себя с одной из групп для них характерна путаница социальных ролей.

Методика С. Деллингер позволила нам изучить эмоционально-ценностные установки по отношению к различным категориям гражданской идентичности. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Процентное соотношение ассоциации гражданско-правовых категорий с психогеометрическими формами у подростков и взрослых

Категории

Встречающиеся фигуры, в %

Подр.

Взр.

Подр.

Взр.

Подр.

Взр.

Подр.

Взр.

Подр.

Взр.

Гражданин России

24

16

36

52

0

4

20

16

20

12

Россия

28

16

32*

60*

16

8

4

0

20

16

Мы

8

20

36

64

16*

0*

28

12

12

4

Я

32

12

24*

68*

8

4

16

8

20

8

Они

28

12

24

12

28

52

8

12

12

12

Иностранцы

28

20

32*

8*

24*

68*

8

4

8

0

Заграница

8

24

16

4

44

48

8

24

24*

0*

*значимые различия по критерию Манна-Уитни при р≤0,05

Результаты анализа психогеометрического теста показали, что большая часть взрослых респондентов ассоциируют с категориями «Я», «Гражданин России», «Россия» и «Мы» фигуру «круг». И приписывают этим категориям такие качества как доброжелательность, контактность, уступчивость, гостеприимство, нерешительность [5, с. 380]. Для взрослых респондентов данные понятия объединены в единый смысловой блок «Свои». Категории «Они», «Заграница», «Иностранцы» большая часть взрослых респондентов ассоциируют с фигурой зигзаг, приписывая данным категориям такие качества как импульсивность, непредсказуемость, креативность, инакомыслие [5, с. 380]. Данный факт указывает, что для взрослых респондентов эти понятия объединены в единый смысловой блок «Чужие».

В группе подростков не удалось выделить ярко выраженных смысловых блоков. Все категории ассоциируются примерно в равных долях с различными психогеометрическими фигурами. Данный факт указывает на неопределенность и слабую дифференцированность представления о группе «Свои» и «Чужие».

Анализ литературы показал, что процесс идентификации основан на процессах интеграции и дифференциации, поэтому в идентичности отражаются представления человека о принадлежности к общности своих и одновременном отличии от чужих [2]. Основываясь на данном положении, мы показали, что гражданская идентификация взрослых людей является определенной и хорошо дифференцированной, а идентификация подростков является неопределенной.

Для подтверждения своих предположений, был использовали метод корреляционной статистики, который позволил обнаружить корреляционные связи между оцениваемыми категориями. Результаты анализа представлены в таблице 3 и рисунке 1.

Таблица 3

Категории

Гражд. России

Россия

Мы

Они

Иностр.

Загран.

Я

Гражд. России

1,00

0,50

0,97*

-0,72

-0,20

-0,36

0,92*

Россия

0,50

1,00

0,61

-0,36

-0,05

-0,60

0,76

Мы

0,97*

0,61

1,00

-0,70

-0,10

-0,35

0,97*

Они

-0,72

-0,36

-0,70

1,00

0,70

0,72

-0,72

Иностранцы

-0,20

-0,05

-0,10

0,70

1,00

0,82

-0,15

Заграница

-0,36

-0,60

-0,35

0,72

0,82

1,00

-0,50

Я

0,92*

0,76

0,97*

-0,72

-0,15

-0,50

1,00

Корреляционные связи между группами категорий гражданской идентичности у взрослых людей

* коэффициент корреляции Спирмена при р ≥0,5

Структура гражданской идентификации в выборке взрослых респондентов является определённой – в ней четко выделяется смысловой блок «Свои», который объединяет категории «Гражданин России», «Мы» и «Я». В тоже время отсутствие корреляционных связей между категориями «Они», «Заграница», «Иностранец» указывает на наличие неопределенности в отношении группы «Чужих», отсутствии четких критериев для ее выделения.

G:\Новая папка\вкр\Новая папка\Безымянный 1.png

Рис. 1. Особенности гражданской идентификации взрослой выборки респондентов

Корреляционных связей между группами категорий гражданской идентичности у подростков обнаружено не было. Гражданская идентификация подростков является неопределенной и плохо дифференцированной, нет строгих ассоциативных связей между объектами.

Таким образом, исследование гражданской идентичности показало, что взрослые респонденты имеют более определённую гражданскую идентичность, они чувствуют принадлежность к общности граждан России, занимают активную гражданскую позицию, в отличии от подростков. Гражданская идентичность подростков является неопределенной и плохо дифференцированной. На сегодняшний день в условиях социальной неопределенности, нестабильности развития российского общества формирование гражданской идентичности молодежи приобретает противоречивый, спонтанный и спутанный характер. Данные обстоятельства указывают на объективную необходимость эффективной работы с молодежью направленной на формирования активного гражданина российского общества.

Литература:

  1. Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология : анализ и менеджмент: учеб. пособие / А. Р. Аклаев. – М.: Дело, 2005. – 471 с.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2000. – 288с.
  3. Вилкова И. В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. – Июнь 2012. – № 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1386.
  4. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». – Режим доступа: URL:http://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность/. – 2013.
  5. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle