Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рыкунова, А. Ю. Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей / А. Ю. Рыкунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15.1 (119.1). — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33112/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья посвящена изложению результатов эмпирического исследования особенностей гражданской идентичности взрослых людей и подростков. По мнению автора, гражданская идентичность граждан – это основа для сохранения единства России. В исследовании определены предпочитаемые группы гражданской идентификации у подростков и взрослых людей, эмоционально-ценностные установки по отношению к различным категориям гражданской идентичности. В ходе эмпирического исследования подтверждено предположение о том, что гражданская идентичность взрослых и подростков имеет содержательные и структурные особенности. Установлено, взрослые респонденты имеют более определённую гражданскую идентичность (чувствуют принадлежность к общности граждан России, занимают активную гражданскую позицию), подростки еще не способны идентифицировать себя с одной из социальных групп (их идентичность является неопределенной и «спутанной»).

Ключевые слова: гражданская идентичность, идентификация, предпочитаемые группы идентификации, неопределенная идентификация подростков.

Россия многонациональная страна, на территории государства проживают люди с различной национальностью и религией. Поэтому могут возникать межнациональные и межконфессиональные конфликты [1, с. 30]. Современные геополитические условия, в которых необходимо существовать российскому государству, актуализируют давно забытую проблему гражданской идентичности личности и патриотизма. Востребованность общества в гражданах, имеющих осознанную гражданскую позицию, связано с необходимостью отвечать на современные вызовы – проявления терроризма и сепаратизма в странах, граничащих с нашим государством; недовольство «коренных» граждан миграционными процессами внутри страны; желание молодежи эмигрировать и т. д. Гражданская идентичность граждан – это основа для сохранения единства России. Все вышесказанное обуславливает актуальность проблемы исследования.

Анализ феномена «гражданская идентичность» показал, что нет единого мнения о понятии, структуре и возрастных особенностях гражданской идентичности (Т. М. Водолажская, Н. А. Галактионова, Д. В. Григорьев, Л. М. Дробижева, Н. Л. Иванова, Р. Ю. Шикова, М. А. Юшин) [3]. Так, например, Т. М. Водолажская в своих исследованиях определяет гражданскую идентичность как реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе. Юшин М. А. представляет её как тождественность личности статусу гражданина. Ряд учёных рассматривают гражданскую идентичность наряду с этнической. В своем исследовании мы будем определять «гражданскую идентичность» как осознание личностью принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, готовности и способности выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [4]. Осознание причастности, принадлежности к гражданской общности предполагает наличие у индивида представлений о принципах и основах данного объединения, об идентифицирующих признаках, о гражданстве и характере взаимоотношений государства и гражданина, а также взаимоотношений между собой граждан данной общности.

Целью нашего исследования является сравнение особенностей гражданской идентичности взрослых людей и подростков. Выдвинуто предположение, что гражданская идентичность взрослых и подростков имеет содержательные и структурные особенности. В исследовании приняли участие пятьдесят испытуемых: двадцать пять подростков (12-13 лет), и двадцать пять взрослых испытуемых (25-45 лет).

Для сбора эмпирического материала использованы психогеометрическая методика С. Деллингера и метод попарных сравнений в модификации кафедры психологии образования «АмГПГУ». Количественная обработка данных результатов исследования проведена с помощью методов математической статистики.

Формирование гражданской идентичности молодого поколения людей осуществляется под воздействием условий жизнедеятельности той социальной общности, в рамках которой молодежь социализируется, отражая социальное положение молодежи и его особенности, специфику взаимодействий с государством.

Для выделения предпочитаемых групп гражданской идентификации применён метод попарного сравнения. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Предпочитаемые группы гражданской идентификации у подростков и взрослых людей

Категории

Взрослые

Подростки

%

ранг

%

ранг

Гражданин России

68

1

48

1

Гражданин Мира

12

3

20

2

Моя религиозная группа

16

2

12

Моя этническая группа

4

4

Смешанный

-

16 *

3

*значимые различия по критерию Фишера при р≤0,01

Исследование предпочитаемых групп социальной идентификации показало, что самой важной и для подростков, и для взрослых людей является группа – «Гражданин России» (соответственно 48%; 68%). Второй группой, по процентной представленности, у подростков является – «Гражданин Мира» (20%), а у взрослых людей – «Моя религиозная группа» (16%). Третьей по значимости для взрослых испытуемых является группа – «Гражданин Мира» (12%). А у школьников третьей по количеству выборов является смешанный тип идентификации, где нет явных предпочтений социальной идентификации (16%). У взрослых такой тип идентификации отсутствует. Следующей по значимости у подростков является идентификация с понятием – «Моя религиозная группа» (12%). Обе группы респондентов практически не идентифицируют себя с понятием – «Моя этническая группа» (соответственно 4%; 4%). Подсчет различий по предпочитаемым группам идентификации подростков и взрослых с помощью коэффициента Фишера показал, что значимо больше подростков имеют неопределенную идентификацию (Yэмпр = 2.91, при р≤0,01). Данный факт подтверждает мнение Э. Эриксона и В.С. Мухиной, которые указывают на то, что подростки еще не способны идентифицировать себя с одной из групп для них характерна путаница социальных ролей.

Методика С. Деллингер позволила нам изучить эмоционально-ценностные установки по отношению к различным категориям гражданской идентичности. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Процентное соотношение ассоциации гражданско-правовых категорий с психогеометрическими формами у подростков и взрослых

Категории

Встречающиеся фигуры, в %

Подр.

Взр.

Подр.

Взр.

Подр.

Взр.

Подр.

Взр.

Подр.

Взр.

Гражданин России

24

16

36

52

0

4

20

16

20

12

Россия

28

16

32*

60*

16

8

4

0

20

16

Мы

8

20

36

64

16*

0*

28

12

12

4

Я

32

12

24*

68*

8

4

16

8

20

8

Они

28

12

24

12

28

52

8

12

12

12

Иностранцы

28

20

32*

8*

24*

68*

8

4

8

0

Заграница

8

24

16

4

44

48

8

24

24*

0*

*значимые различия по критерию Манна-Уитни при р≤0,05

Результаты анализа психогеометрического теста показали, что большая часть взрослых респондентов ассоциируют с категориями «Я», «Гражданин России», «Россия» и «Мы» фигуру «круг». И приписывают этим категориям такие качества как доброжелательность, контактность, уступчивость, гостеприимство, нерешительность [5, с. 380]. Для взрослых респондентов данные понятия объединены в единый смысловой блок «Свои». Категории «Они», «Заграница», «Иностранцы» большая часть взрослых респондентов ассоциируют с фигурой зигзаг, приписывая данным категориям такие качества как импульсивность, непредсказуемость, креативность, инакомыслие [5, с. 380]. Данный факт указывает, что для взрослых респондентов эти понятия объединены в единый смысловой блок «Чужие».

В группе подростков не удалось выделить ярко выраженных смысловых блоков. Все категории ассоциируются примерно в равных долях с различными психогеометрическими фигурами. Данный факт указывает на неопределенность и слабую дифференцированность представления о группе «Свои» и «Чужие».

Анализ литературы показал, что процесс идентификации основан на процессах интеграции и дифференциации, поэтому в идентичности отражаются представления человека о принадлежности к общности своих и одновременном отличии от чужих [2]. Основываясь на данном положении, мы показали, что гражданская идентификация взрослых людей является определенной и хорошо дифференцированной, а идентификация подростков является неопределенной.

Для подтверждения своих предположений, был использовали метод корреляционной статистики, который позволил обнаружить корреляционные связи между оцениваемыми категориями. Результаты анализа представлены в таблице 3 и рисунке 1.

Таблица 3

Категории

Гражд. России

Россия

Мы

Они

Иностр.

Загран.

Я

Гражд. России

1,00

0,50

0,97*

-0,72

-0,20

-0,36

0,92*

Россия

0,50

1,00

0,61

-0,36

-0,05

-0,60

0,76

Мы

0,97*

0,61

1,00

-0,70

-0,10

-0,35

0,97*

Они

-0,72

-0,36

-0,70

1,00

0,70

0,72

-0,72

Иностранцы

-0,20

-0,05

-0,10

0,70

1,00

0,82

-0,15

Заграница

-0,36

-0,60

-0,35

0,72

0,82

1,00

-0,50

Я

0,92*

0,76

0,97*

-0,72

-0,15

-0,50

1,00

Корреляционные связи между группами категорий гражданской идентичности у взрослых людей

* коэффициент корреляции Спирмена при р ≥0,5

Структура гражданской идентификации в выборке взрослых респондентов является определённой – в ней четко выделяется смысловой блок «Свои», который объединяет категории «Гражданин России», «Мы» и «Я». В тоже время отсутствие корреляционных связей между категориями «Они», «Заграница», «Иностранец» указывает на наличие неопределенности в отношении группы «Чужих», отсутствии четких критериев для ее выделения.

G:\Новая папка\вкр\Новая папка\Безымянный 1.png

Рис. 1. Особенности гражданской идентификации взрослой выборки респондентов

Корреляционных связей между группами категорий гражданской идентичности у подростков обнаружено не было. Гражданская идентификация подростков является неопределенной и плохо дифференцированной, нет строгих ассоциативных связей между объектами.

Таким образом, исследование гражданской идентичности показало, что взрослые респонденты имеют более определённую гражданскую идентичность, они чувствуют принадлежность к общности граждан России, занимают активную гражданскую позицию, в отличии от подростков. Гражданская идентичность подростков является неопределенной и плохо дифференцированной. На сегодняшний день в условиях социальной неопределенности, нестабильности развития российского общества формирование гражданской идентичности молодежи приобретает противоречивый, спонтанный и спутанный характер. Данные обстоятельства указывают на объективную необходимость эффективной работы с молодежью направленной на формирования активного гражданина российского общества.

Литература:

  1. Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология : анализ и менеджмент: учеб. пособие / А. Р. Аклаев. – М.: Дело, 2005. – 471 с.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2000. – 288с.
  3. Вилкова И. В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. – Июнь 2012. – № 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1386.
  4. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». – Режим доступа: URL:http://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность/. – 2013.
  5. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 с.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, подросток, россия, взрослый, гражданская идентификация, группа, категория, результат анализа, активная гражданская позиция, единый смысловой блок.


Ключевые слова

идентификация, гражданская идентичность, предпочитаемые группы идентификации, неопределенная идентификация подростков

Похожие статьи

Специфика гражданской идентичности учащихся-мигрантов

Гражданский. Гражданин РФ / россиянин.

Таблица 2. Результаты контент-анализа описания гражданина России.

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, гражданин России, социальная идентичность, SPSS, гражданская принадлежность...

Психолого-педагогическое обеспечение формирования...

Проблема становления у подрастающего поколения России гражданской идентичности на современном этапе обусловлена рядом причин

—во-вторых, гражданское воспитание связывают с потребностью человека как гражданина реализовать свою гражданскую позицию...

Формирование социальной идентичности у современных...

Анализ результатов исследования терминальных ценностей по методике изучения

По результатам данной методики можно сделать вывод, что позиция подростков по

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной...

Формирование гражданской идентичности на уроках русского...

Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков.

Конечной целью изучения факторов, влияющих на становление гражданской идентичности, является анализ условий, способствующих...

Анализ особенностей структуры гражданской позиции

В данных тезисах представлены результаты анализа понятий «гражданская позиция», «структура гражданской позиции». Проанализированы подходы к анализу понятия «гражданской позиции», выявлены ее особенности и описаны характеристики.

Возможности региональной системы дополнительного...

Мы понимаем гражданскую (российскую) идентичность как свободное отождествление человека с российской нацией (народом)

Через личностное отношение к существующей проблеме формируется его гражданская позиция, ценностностно-смысловые ориентиры.

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

Этническая и гражданская идентичности — составные части социальной идентичности личности. Этническая идентичность — это психологическая категория, которая выражает представление

Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей.

Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи

В качестве основной категории контент-анализа мы выделили этнорегиональную идентичность, которая включает в себя этническую, гражданскую идентичность (гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Абакана, житель Хакассии и т. д...

Психологические особенности этнических стереотипов и типа...

Далее следует гражданская идентификация, в ходе которой индивид ищет и находит для себя подходящую структуру или категорию, и, наконец, идентичность, когда происходит полное гражданское отождествление индивида с выбранной им структурой или категорией.

Похожие статьи

Специфика гражданской идентичности учащихся-мигрантов

Гражданский. Гражданин РФ / россиянин.

Таблица 2. Результаты контент-анализа описания гражданина России.

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, гражданин России, социальная идентичность, SPSS, гражданская принадлежность...

Психолого-педагогическое обеспечение формирования...

Проблема становления у подрастающего поколения России гражданской идентичности на современном этапе обусловлена рядом причин

—во-вторых, гражданское воспитание связывают с потребностью человека как гражданина реализовать свою гражданскую позицию...

Формирование социальной идентичности у современных...

Анализ результатов исследования терминальных ценностей по методике изучения

По результатам данной методики можно сделать вывод, что позиция подростков по

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной...

Формирование гражданской идентичности на уроках русского...

Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков.

Конечной целью изучения факторов, влияющих на становление гражданской идентичности, является анализ условий, способствующих...

Анализ особенностей структуры гражданской позиции

В данных тезисах представлены результаты анализа понятий «гражданская позиция», «структура гражданской позиции». Проанализированы подходы к анализу понятия «гражданской позиции», выявлены ее особенности и описаны характеристики.

Возможности региональной системы дополнительного...

Мы понимаем гражданскую (российскую) идентичность как свободное отождествление человека с российской нацией (народом)

Через личностное отношение к существующей проблеме формируется его гражданская позиция, ценностностно-смысловые ориентиры.

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

Этническая и гражданская идентичности — составные части социальной идентичности личности. Этническая идентичность — это психологическая категория, которая выражает представление

Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей.

Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи

В качестве основной категории контент-анализа мы выделили этнорегиональную идентичность, которая включает в себя этническую, гражданскую идентичность (гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Абакана, житель Хакассии и т. д...

Психологические особенности этнических стереотипов и типа...

Далее следует гражданская идентификация, в ходе которой индивид ищет и находит для себя подходящую структуру или категорию, и, наконец, идентичность, когда происходит полное гражданское отождествление индивида с выбранной им структурой или категорией.

Задать вопрос