Библиографическое описание:

Андреева Ю. В. Развитие творческого мышления учащихся на уроках физики посредством качественных задач с опорой на стихотворения детских поэтов // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 437-440.



В статье рассматривается возможность использования стихов детских поэтов для составления качественных задач по физики, позволяющих развивать творческое мышление учащихся. Качественные задачи одни из наиболее важных, но менее любимых школьниками видов заданий, они требуют для решения глубоких теоретических знаний, понимания смысла физических понятий и явлений, умения анализировать и концентрировать внимание на физической сути задания.

Ключевые слова: качественные задачи, творческое мышление

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Со стихотворениями детских поэтов знаком каждый ребенок. Он их слышит с первых дней своей жизни, многие ему известны, некоторые знает наизусть. Поэтому их использование на уроках, если и вызовет первоначально удивление, то оно довольно быстро сменится радостью узнавания. Скорее всего, удивление будет вызывать тот факт, что в уже знакомых строках есть еще и научный физический смысл, который ребенок раньше не замечал. А использование стихотворных условий задач, которые можно формулировать по тематике стихотворений, дает волю творчеству при ответах на них.

Решение задач на основе стихов способствует к приобщению учащихся к самостоятельной творческой работе, знакомит с методами моделирования физических ситуаций, помогает лучше понять изучаемое явление.

Ситуацию можно усложнить, предложив учащемуся самостоятельно подобрать стихотворения и составить задачи на их основе на предложенную тему, например, как творческое домашнее задание по итогам изученной темы. Задачи с опорой на стихи можно использовать как подсказки при формулировании темы урока. Систему «ассоциаций-подсказок» можно использовать для диагностики и развития творческих способностей в различных формах проблемного обучения. А так же такие задачи помогут адаптироваться школьникам 5–6 классов при использовании пропедевтического курса физики или естествознания.

Развитие творческого мышления — это развитие способности видеть новое использование свойств предмета, это стремление к нахождению нового вида решения, это развитие способности изменять свойства предмета, чтобы раскрыть его новые стороны, развитие способности генерировать новые идеи в любой измененной ситуации, это изменение умственного развития. Где под умственным развитием понимается совокупность качественных и количественных изменений происходящих в интеллектуальной деятельности учащегося. Эти изменения связаны с возрастными изменениями, с внешними условиями, особенностями психики и с изменением жизненного опыта учащегося. Так нестандартные задачи на основе стихов обладают всеми перечисленными качествами.

Источником для развития творческого мышления по З. И. Калмыковой являются некоторые типы задач, например, задачи ориентирующие учащегося на открытие новых причинно-следственных связей, задачи с недостающими данными, задачи, в которых учащийся по схематическому описанию должен воссоздать реальный облик предмета или явления. Таким источником могут стать задачи на основе стихов детских поэтов. В них нет конкретного условия, т. е. для учащегося это задачи с недостатком данных, не все данные в стихотворении даны в явном виде. В силу особенностей стихосложения описание предмета или явления может быть как схематичным, так и абстрактным. А самое главное, такие задачи учат применять известные закономерности в новых условиях. Для учета индивидуальных особенностей такие задачи проще дифференцировать по уровням.

Задачи на основе стихов по своей структуре и способу решения относятся к качественным задачам, они имеют одну из важнейших ролей в формировании физических понятий. При конкретизации содержания им принадлежит ведущая роль. По мнению Усовой А. В. и Тулькибаевой Н. Н., достигается это благодаря тому, что при их решении внимание учеников не отвлекается математическими расчетами, а полностью сосредоточено на выявлении существенного в явлениях и процессах, на установлении взаимосвязи между ними.

Метод решения качественных задач, состоит в построении логических связей, основанных на физических законах. Такой метод помогает выработать понимание сущности физических явлений и их закономерностей, учит учащихся применять полученные знания на практике, учит начинать решение любой физической задачи с анализа ее физического содержания.

Рассмотрим на примерах, как можно формулировать подобные задачи.

Пример 1.

«На траве-травинке

Бусинки-росинки,

Солнцем озаренные

Красные, зеленые,

Желтые и синие –

До чего ж красивые!» [1, с. 97]

Как вы думаете, почему автор стихотворения видит разные цвета в росинке? Какое явление описывает автор?

Пример 2.

Мы пускаем пузыри!

Видишь, в каждом пузыре

По малиновой заре,

По березе, по ветле,

По Сережке, по метле!

Ты смотри-смотри-смотри,

Полетели пузыри? [2, с. 14]

Опишите физическое явление.

Пример 3.

Густая рожь стоит стеной!

Леса вкруг нивы как карнизы,

И всё окинул вечер сизый

Полупрозрачной пеленой... [3]

Почему автор считает вечер сизым? Какие оттенки преобладают в цвете вечернего неба? С чем это связано? Какой цвет неба бывает во время захода солнца?

Пример 4. Опишите механизм появления радуги.

Летний дождь бежал по полю

И по речке через мост…

…Дождь сверкает, веселится

И по радуге бежит. [4]

Пример 5.

Лужа мокрая скучала.

Было грустно ей сначала…

…Что же было с ней потом?

Затянулась лужа льдом!

Вот щенок на пузо — плюх!

Вот мальчишки едут — ух! [5]

Какое явление описано в стихотворении? Какие особости протекания этого процесса знаете?

Пример 6.

Не дождавшись тепла

Среди зимнего дня

Распустились цветы

На окне у меня.

Подошёл я к цветам,

Стала мокрой щека,

Оттого что окна

Я коснулся слегка. [6]

Какие цветы описаны в стихотворении? При каких условиях они могут возникнуть?

Пример 7.

И вот я снежинку –

Пушистую льдинку –

Поймал наконец-то рукой.

Заплакала тихо

Хрустальная льдинка...

На тёплой ладони

Осталась слезинка. [7]

О каком явлении идет речь?

Пример 8.

Не идет гулять Олег,

Не берет в ручонки снег:

«Подожду, — бубнит Олег, –

Станет пусть теплее снег». [8]

Возможна ли ситуация, о которой мечтает мальчик?

Пример 9.

На раскидистых макушках,

Будто в облаках,

Снег пуховою подушкой

Виснет на ветвях.

Лес, укутанный рассветом,

Спит зиме назло.

Снятся сны ему о лете,

И ему тепло. [9]

Почему под снегом может быть тепло? Подумайте, где или кем это может использоваться?

Пример 10.

Летним утром спозаранку

Я на луг гулять иду.

Что мы видим?

Вот так диво!

В свежей утренней красе

На лугу цветы и травы

Умываются в росе. [10]

Назовите условия для выпадения росы. Всегда ли утром выпадает роса?

Литература:

  1. Демьянов И. И. Бусинки-росинки // Ребятишкина книжка. Стихи. М., Издательство «Мелик-Пашаев». 2011.
  2. Благинина Е. Мыльные пузыри // Уморилась. Сборник стихов для детей дошкольного возраста. М., Самовар. 2007.
  3. Глинка Ф. Жатва // Антология русской поэзии. (Электронный ресурс) http://www.brigofamerica.com/books/love/1/glinka/5.htm
  4. Гурина И. Летний дождь. (Электронный ресурс) http://pochemu4ka.ru/publ/letnij_dozhd_irina_gurina/104–1–0–1391
  5. Гурина И. Веселая лужа. (Электронный ресурс) http://allforchildren.ru/poetry/autumn159.php
  6. Марчинкявичус Ю. Не дождавшись тепла. (Электронный ресурс) http://www.hobobo.ru/stihi/stihotvorenie/ne-dozhdavshis-tepla-yu-marcinkyavichyus
  7. Мельников А. Снежинки. (Электронный ресурс) http://allforchildren.ru/poetry/winter150.php
  8. Мельничук И. Пусть снег потеплеет. (Электронный ресурс) http://allforchildren.ru/poetry/winter85.php
  9. Мецгер А. Зиме назло. (Электронный ресурс) http://allforchildren.ru/poetry/winter231.php
  10. Михайлов В. С папой на лугу. (Электронный ресурс) http://allforchildren.ru/poetry/papa008.php
  11. Методические рекомендации к решению качественных задач по физике / Составили Н. К. Михеева, О. В. Оноприенко, О. И. Цветова. СПб., 1990.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle