Библиографическое описание:

Белогурова Я. Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 49-52.



В статье ставится задача рассмотреть конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. В результате анализа таких конкурсов профессионального мастерства, как краевой открытый фестиваль «Студенческая весна», чемпионат по рабочим специальностям «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia), показана их ведущая роль в профессиональном становлении будущих специалистов. В статье дается определение понятия «Конкурс», формулируются основные цели, задачи, профессиональные задания конкурсов профессионального мастерства, требования ФГОС ДО, направленные на развитие у конкурсантов профессиональных компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: современное профессиональное образование, общие компетенции, профессиональные компетенции, требования профессионального стандарта, требования подготовки высококвалифицированных кадров, конкурсы профессионального мастерства.

Вечный творческий поиск, вечное стремление вперед!

Формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций признается одной из значимых задач современного профессионального образования.

Сегодня педагоги соотносят требования федеральных государственных образовательных стандартов по специальности «Дошкольное образование» (приказ минобранауки России от 27.10.2014 г. № 1351) с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года № 544н), а также требованиями подготовки высококвалифицированных кадров движения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) [7]. Учет обозначенных требований позволяет реализовать установки формирования общих и профессиональных компетенций WorldSkillsRussia «Воспитатель детей дошкольного возраста» и интересы работодателей в части освоение основных и дополнительных видов профессиональной деятельности.

Проанализировать, насколько будущий педагог готов к самостоятельной профессиональной деятельности позволяют конкурсы профессионального мастерства, такие как краевой открытий фестиваль «Студенческая весна», чемпионат по рабочим специальностям «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia).

Для того чтобы понять, что же такое конкурс, обратимся к статье 447 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано, что конкурс — это способ выбора лица, предложившего наилучшие условия [1]. Данное определение согласуется с пониманием Толкового словаря русского языка, согласно которому конкурс — это «соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы» [3]. Данные определения позволяют нам выдвинуть предположение, что конкурс является одним из объективных и важных показателей качества профессионального образования.

Цель исследовательской работы — выявить возможности конкурса профессионального мастерства, как средства развития профессиональных компетенций, на примере чемпионата по рабочим специальностям «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) и краевого открытого фестиваля«Студенческая весна».

Задачи:

 изучить теоретический аспект проблемы формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;

 проанализировать возможные способы развития общих и профессиональных компетенций у студентов специальности «Дошкольное образование» в процессе профессиональной подготовки в колледже.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный анализ продуктов педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что участие в конкурсах профессионального мастерства позволяет обучающимся приобрести практических опыт в различных видах профессиональной деятельности; способствует накоплению портфолио, отражающего личные и профессиональные достижения обучающихся специальности «Дошкольное образование».

За три года обучения в педагогическом колледже автор статьи принимала участие во многих конкурсах, в них входит краевой открытый фестиваль «Студенческая весна — 2015, 2016», чемпионат ДФО «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia).

Представим основные положения движения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). Целью проведения чемпионата является повышение престижа рабочих профессий и человеческого труда, привлечение молодёжи в производственные сектора экономики и высококачественные сферы услуг [4].

Основные задачи:

 совершенствование стандартов профессионального образования с учётом национальных и международных требований;

 популяризация рабочих профессий и вовлечение школьников и родителей в активный и осознанный выбор профессии;

 передача навыков, знаний и культурный обмен между участниками чемпионата [4].

Сегодня чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в компетенции «Дошкольное воспитание» состоит из девяти конкурсных заданий:

 Самопрезентация. Собеседование экспертов с участником конкурса.

 Выразительное чтение, презентация книги.

 Театрализованная деятельность. Представление театра кукол по сказкам народов мира в соответствии с требованиями ФГОС.

 Декоративно-прикладное искусство. Создание образца декоративной росписи для демонстрации в совместной организованной деятельности воспитателя с детьми.

 Пластилинография. Изготовление поделки в технике рисования пластилином на разных поверхностях.

 Разработка и проведение комплекса утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.

 Разработка и проведение занятия по робототехнике для детей дошкольного возраста.

 Разработка и проведение дидактической игры с использованием ИКТ (интерактивная доска, интерактивный стол).

 Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей [2].

Все конкурсные задания чемпионата учитывают требования ФГОС ДО и направлены на развитие у участников профессиональных компетенций, необходимых для организации всех видов деятельности.

«Российская студенческая весна» — единственная в России программа поддержки студенческого творчества, состоящая из вузовских, региональных и всероссийских фестивалей и образовательно-просветительских мероприятий, в которых участвуют начинающие певцы, танцоры, театралы, журналисты, художники и исследователи. Данный проект помогает одаренным студентам заявить о себе и проявить свои возможности [6].

Как отмечает министр образования и науки Российской Федерации Д. Ливанов, «Российская студенческая весна» на протяжении многих лет поддерживает студенческое творчество, помогает студенческой молодежи развивать свои личностные характеристики, реализовывать творческий потенциал, научиться понимать искусство и ценить красоту.

Целью проведения краевого открытого фестиваля научных работ «Студенческая весна», является сохранение и преумножение научных и культурных достижений студенческой молодежи; совершенствование системы эстетического и нравственного воспитания, а также повышение социальной активности молодежи [5].

Задачи фестиваля:

 привлечение студентов к участию в решении актуальных экономических, научно-технических и социальных проблем Дальневосточного региона;

 выявление и поддержка талантливой молодежи;

 укрепление разносторонних связей между студенческими коллективами и организациями Дальневосточного региона России;

 сохранение и совершенствования традиций проведения студенческих конкурсов и фестивалей [5].

С учетом имеющегося практического опыта автора отметим сходство чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) и краевого открытого фестиваля «Студенческая весна».

Отметим, что для данных конкурсов характерно соревновательное творчество участников, помощь в развитии творческого мастерства каждого участвующего студента.

Краевой открытый фестиваль «Студенческая весна» и чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) ориентированы на формирование таких общих компетенций обучающихся специальности «Дошкольное образование», как понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1); организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5); осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК 9).

В то же время, количество общих компетенций обучающихся, которые отслеживаются в ходе чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia), больше. К перечисленным компетенциям с уверенностью можно добавить следующие: оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3); ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса (ОК 7); осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей (ОК 10).

В условиях модернизации профессионального образования участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства способствует использованию теоретических и практических знаний при решении социальных и профессиональных задач, формированию практического опыта и овладению инновационными способами профессиональной деятельности. При этом возникает необходимость более эффективного моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста.

Во-первых, профессиональная подготовка будущего педагога должна осуществляться во взаимодействии преподавателей колледжа и работодателей. Например, практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков дошкольников можно проводить в базовых дошкольных образовательных организациях. В этом случае обучающийся будет готов к самостоятельным действиям в решении педагогических задач, например, определить цель и задачи утренней гимнастики, подобрать материалы и оборудование, разработать и провести комплекс утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Во-вторых, необходимо включать в учебный процесс активные методы обучения и конкурсные задания. Например, при выполнении зачетных работ по дошкольной педагогике можно использовать эссе на темы «Мое педагогическое кредо», «Мир детства радостен и тонок» и другие, требования к которым в целом совпадают с требованиями конкурсов.

В ходе учебной дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» в студенческой группе можно проводить конкурсные задания «Исполнение художественных произведений для детей раннего и дошкольного возраста», «Инсценирование художественных произведений для дошкольников». В ходе выполнения заданий студенты могут отработать и продемонстрировать умения выразительно читать художественное произведение для детей дошкольного возраста, вести беседу о прочитанной книге с детьми. Требования выполнения данных заданий совпадают с требованиями конкурсного задания чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia).

В-третьих, в процессе профессиональной подготовки можно использовать «занятие-конкурс» (условное название), организация которого планируется по завершению каждого семестра. Занятие-конкурс– это контрольно-проверочное занятие, предполагающее выполнение комплексных заданий с учетом требований чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia).

В-четвертых, можно включить конкурсные задания чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в общеколледжный конкурс профессионального мастерства в сфере дошкольного образования.

Во всех этих примерах главным структурным элементом формирования опыта профессиональной деятельности обучающихся выступают не только структурные компоненты содержания, но и способы организации учебной и профессиональной деятельности. Думается, что способов организации педагогической деятельности обучающихся, позволяющих им быть готовым к конкурсным испытаниям различного уровня, значительно больше, нежели мы представили в своем исследовании. Как раз в поиске новых методов и форм профессиональной подготовки и будет проявляться творческий подход, профессионализм, как преподавателей колледжа, так и работодателей, социальных партнеров.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) и краевой открытый фестиваль «Студенческая весна» могут выступать средством формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся, способствуют выявлению талантливой молодежи, привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности и популяризации педагогической профессии.

Литература:

  1. Гражданский Кодекс РФ. II часть. Статья 447. Пункт 4.
  2. Конкурсное задание для Чемпионата WRS 2016. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа URL: https://drive.google.com/folderview?id=0B3SXzYvgErsvTk54QkhYRlU1a2s&usp=sharing&tid=0B8DNqlEI8ZEOfkdsYW5kV3dESU9adUp3UVk0RlRYZG5lWXE5c0E0R2gyc1FLNG02SU9Ja3M
  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://enc-dic.com/ozhegov/Konkurs-12837/
  4. Положение о проведении Открытого чемпионата Дальнего Востока по профессиональному мастерству (WorldSkillsRussia). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа URL: http://www.khstu.ru/rus/?menu=Job&id=1182
  5. Положение о Хабаровском краевом открытом фестивале «Студенческая весна — 2016».
  6. Сайт «Российская студенческая весна». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа URL: http://studvesna.info
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle