Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Костикова, В. Е. Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе / В. Е. Костикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15.1 (119.1). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33083/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье раскрывается понятие готовность к обучению, выделяются основные компоненты готовности младших школьников к обучению в основной школе. Для изучения готовности младших школьников проведены методики, представлен анализ полученных результатов.

Ключевые слова: готовность, обучение, учебная деятельность, мотивация.

Начальная школа для ребенка является значимой ступенью школьной жизни. Как младший школьник овладеет учебной деятельностью, от того и будет зависеть его дальнейшее обучение в основной школе. В начальной школе важно формировать личностно-значимую учебную деятельность. Для этого педагогу необходимо «замотивировать» младшего школьника на самостоятельное познание, организацию своей учебной деятельности.

Обучение в основной школе — это период овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учеников, стимулируемой соответствующей познавательной мотивацией.

Готовность к действию характеризуется направленностью на выполнение того или иного действия, предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков. Анализ понятия, проведенный в рамках личностно-деятельностного подхода, позволяет трактовать готовность к деятельности как проявление личностных и субъективных особенностей, обеспечивающих человеку возможность эффективного выполнения действий.

В работе готовность к обучению мы рассматриваем как результат овладения младшими школьниками способами учебной деятельности, необходимыми для успешного обучения. Готовность, как устойчивая характеристика личности, проявляется постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с вновь поставленной задачей.

Сформированная готовность к переходу к обучению в основной школе помогает ребенку успешно выполнять учебную деятельность, своевременно ее перестраивать при возникновении проблем. Поэтому готовность выступает субъективным фактором, способствующим успешному развитию ученика.

В процессе работы мы выделили следующие основные компоненты готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе: мотивационно-личностный; когнитивный; деятельностный. Основаниями для их выделения являются составляющие процесса учебной деятельности: осознание цели и поставленных задач; способы решения учебной задачи посредством учебных действий; достижение полученных результатов. Данная структура готовности правомерна и может быть соотнесена с любым видом деятельности. Компоненты готовности к обучению связаны с определенными качествами личности и сформированными универсальными учебными действиями младших школьников.

Учебную деятельность младших школьников важно побуждать и направлять различными мотивами. Первым показателем готовности является уровень сформированности познавательных мотивов [2]. Процесс формирования познавательной мотивации осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе у младших школьников проходит формирование интереса к процессу их деятельности. Успешность в основной школе напрямую зависит от уровня сформированности учебной мотивации младших школьников, их стойкого интереса к процессу обучения и познанию в целом. Учителю важно сформировать у обучающихся потребность к приобретению знаний, т. к. отсутствие учебных интересов может привести к трудностям обучения.

На втором этапе задачей учителя выступает развитие интереса у младшего школьника к результатам своего труда. Учащиеся должны получать радость от результатов своей учебной деятельности.

На третьем этапе формируются потребности в приобретении знаний. Для ребенка важно испытывать потребность узнать что-то новое, эта потребность в новых впечатлениях опредмечивается конкретными знаниями в какой-то предметной области, получение которых одновременно выступает и как цель деятельности [3].

Когнитивный компонент готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе определяется знаниями, представлениями об особенностях и условиях учебной деятельности. У младших школьников должны быть достаточно сформированы основные компоненты учебной деятельности, позволяющие учащимся успешно осваивать учебный материал.

Основу деятельностного компонента готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе составляют регулятивные учебные действия (умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание) и коммуникативные учебные действия. Младшие школьники должны быть готовы к установлению взаимоотношений с учителями и одноклассниками, т. к. при переходе в основную школу наибольшие изменения во внутренней позиции связаны именно с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками.

Для изучения готовности младших школьников мы подобрали и провели серию диагностических методик с учащимися 3 класса школы № 23 г. Хабаровска. Методики подобраны с учетом возрастных особенностей младших школьников, они доступны и понятны, а также данные методики рекомендованы для учителей начальных классов.

Для изучения мотивационно-личностного компонента готовности младших школьников были проведены следующие методики: «Составление расписания», «Лесенка уроков».

С целью выявления отношения учеников к конкретным учебным предметам и к учению в целом была проведена методика «Составление расписания на неделю» (С. Я. Рубинштейн в модификации В. Ф. Моргуна). Третьеклассникам давалась инструкция: «Давайте представим, что мы с вами в школе будущего. Это такая школа, где дети сами могут составлять расписание уроков. Перед вами лежит страничка из дневника этой школы. Заполните эту страничку так, как вы считаете нужным. Уроки можно писать, какие хочешь». Результаты данной методики показали, что 69 % (20 чел.) класса предпочитали изобразительное искусство и музыку, основные предметы для них менее значимы. 31 % (9 чел.) предпочли основные предметы, либо их расписание было схоже со школьным расписанием.

С целью подтверждения полученных результатов была проведена методика «Лесенка уроков». Третьеклассникам была дана следующая инструкция: «В школе есть самые разные уроки. Давайте построим «лесенку уроков». Перед тобой карточки, на которых написаны названия уроков. Разложи их перед собой. Теперь внимательно прочитай названия уроков и выбери один, который тебе нравится больше всего. Затем посмотри на оставшиеся карточки и снова выбери один, который нравится больше всего».

Анализ методики подтвердил полученные результаты. Основные предметы 25 % третьеклассников (7 чел.) поставили на последние места. У большинства учащихся сформировано отрицательное отношение к основным школьным предметам.

С целью изучения умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов (когнитивный компонент готовности) мы провели методику «Кодирование» (11 субтест текста Векслера в версии А.Ю. Панасюка). Данная методика оценивала регулятивное действие контроля учащихся. Каждому младшему школьнику выдавался лист, на котором условный символ соответствовал определенному изображению. В задании был тренировочный этап, далее ребенок выполнял задание самостоятельно.

Количественный анализ выполнения методики показал, что у 66 % третьеклассников (19 чел.) полностью сформировано действие кодирования. Ребята быстро понимали инструкцию и допустили незначительное количество ошибок. У 39 % (8 чел.) действие кодирования сформулировано не в полном объеме. У 1 ребенка (Наталия Р.) умение кодировать не сформировано. На тренировочном этапе третьеклассница выполняла задание правильно, но затем прекратила его выполнять. У девочки недостаточно сформированы волевые черты (самостоятельность, выдержка), она не смогла контролировать свои действия, что привело к отказу выполнения задания.

Для изучения деятельностного компонента готовности к переходу в основную школу были проведены методики «Рукавички» Г. А. Цукерман и «Проба на внимание». Первая методика выявляла отношения обучающихся со сверстниками и сформированность коммуникативных умений. Третьеклассникам было предложено разукрасить рукавички в парах одинаково, договориться с товарищем по парте.

Количественные результаты методики показали, что 100 % (28 чел.) обучающихся умели договариваться, приходить к общему решению. 50 % учащихся продемонстрировали высокий уровень (рукавички украшены одинаковым узором). Дети активно обсуждали возможный вариант узора, приходили к согласию, относительно способа раскрашивания, строили совместное действие. 50 % третьеклассников демонстрировали средний уровень (сходство частичное, отдельные признаки совпадают). Никто из учеников не характеризовался низким уровнем.

С целью выявления умения находить различия в объектах была проведена методика «Проба на внимание». Данная методика выявляла такие критерии деятельностного компонента готовности младших школьников, как регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий. Ребятам выдавались картинки с 5-ю отличиями, которые они должны были найти.

Сформированность компонента оценивалось по трем уровням. 21 % (6 чел.) характеризовались средним уровнем: учащиеся нашли по 3-4 различия. 79 % (23 чел.) третьеклассников продемонстрировали высокий уровень: найдены все различия. Никто из учеников не характеризовался низким уровнем. Следовательно, у одной пятой части третьеклассников не в полном объеме сформировано регулятивное действие контроля.

Наиболее выраженным компонентом готовности третьеклассников к переходу обучения в основной школе выступил деятельностный компонент.

Таким образом, результаты диагностических методик выявили, что только треть третьеклассников полностью готовы к переходу к обучению в основной школе. В качестве примера приведем краткую характеристику Андрея Р., показавшего высокие результаты во всех методиках. У Андрея сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности. У него есть потребность приобретать знания, положительное отношение к школе. Обучающийся умеет рассуждать, делать обоснованные выводы и устанавливать закономерности, продуктивно контактировать и взаимодействовать со сверстниками.

Также удалось установить, что деятельность учителя начальных классов способствовала формированию у третьеклассников умений взаимодействовать и сотрудничать. В процессе обучения педагогом была создана безопасная, доброжелательная атмосфера для детей, в которой они чувствовали себя понятым и принятым.

В целом мы констатировали неравномерность сформированности компонентов готовности младших школьников к переходу обучения в основной школе: высокий уровень сформированности деятельностного компонента, недостаточный — мотивационно-личностного. Отставание в развитии одного компонента ведет к искажению в развитии остальных. Это, в конечном итоге, может привести к неуспешному включению в новую социальную ситуацию при переходе на вторую ступень общего образования.

Полученные результаты говорят о необходимости целенаправленной коррекционно-развивающей работы, ориентированной на формирование личностной значимости учебной деятельности школьников. В начальной школе важно, чтобы у ребенка была сформирована личностно-значимая учебная деятельность. Для этого необходимо:

 создавать позитивную эмоциональную обстановку на уроках;

 варьировать способы предъявления учебной задачи;

 создавать ситуации выбора учебных задач;

 повышать степень самостоятельности учащихся и сокращать меры помощи учителя в осуществлении учебных действий;

 включать учащихся в коллективную деятельность, организовывать работу в группах, использовать игровые и соревновательные формы, взаимопроверку;

 стимулировать учебную деятельность посредством оценки и самооценки, словесного поощрения, благодарности.

Литература:

  1. Крайникова Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение четвероклассников при переходе в основную школу / Т. А. Крайникова // Социально-экономические явления и процессы: международный журнал. – 2014. – № 8. – С. 149-154.
  2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  3. Психологические особенности готовности детей к школе [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/38-readiness-for-school/1973-psixologicheskie-osobenno?start=1 – (дата обращения: 03.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): основная школа, учебная деятельность, компонент готовности, методика, школьник, младший школьник, обучение, высокий уровень, действие, начальная школа.


Похожие статьи

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем, который дает оценку ребенку с позиций эталона, при этом старается научить каждого элементарному оцениванию.

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, учебная мотивация, младший школьник, начальная школа, учитель, познавательный интерес, младший школьный возраст, становление личности, мотив, отметка.

Формирование познавательных универсальных учебных...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема.

Основные термины (генерируются автоматически): действие, проблема формирования, проблема, школьник, формирование, умение...

Сущность готовности ребенка к школьному обучению...

Основные термины (генерируются автоматически): школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

При этом учитель имеет возможность узнать уровень готовности учащихся к восприятию нового материала.

Возрастные возможности формирования познавательных...

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся, развитие, внимание, учебно-познавательная компетентность, учебная деятельность, учебно-познавательная деятельность.

Изучение уровня сформированности познавательных...

Изучение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения.

Уже сейчас начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка, то есть систему учебных...

Организация домашней учебной работы младших школьников

Эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы.

Проектирование учебной деятельности младших школьников в процессе обучения решению задач на движение.

Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении...

Средства и методы формирования универсальных учебных...

Начальная школа плюс ДО и После. – № 01, 2001, с. 3–6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ А.М.Матюшкин.

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира.

Похожие статьи

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем, который дает оценку ребенку с позиций эталона, при этом старается научить каждого элементарному оцениванию.

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, учебная мотивация, младший школьник, начальная школа, учитель, познавательный интерес, младший школьный возраст, становление личности, мотив, отметка.

Формирование познавательных универсальных учебных...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема.

Основные термины (генерируются автоматически): действие, проблема формирования, проблема, школьник, формирование, умение...

Сущность готовности ребенка к школьному обучению...

Основные термины (генерируются автоматически): школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

При этом учитель имеет возможность узнать уровень готовности учащихся к восприятию нового материала.

Возрастные возможности формирования познавательных...

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся, развитие, внимание, учебно-познавательная компетентность, учебная деятельность, учебно-познавательная деятельность.

Изучение уровня сформированности познавательных...

Изучение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения.

Уже сейчас начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка, то есть систему учебных...

Организация домашней учебной работы младших школьников

Эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы.

Проектирование учебной деятельности младших школьников в процессе обучения решению задач на движение.

Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении...

Средства и методы формирования универсальных учебных...

Начальная школа плюс ДО и После. – № 01, 2001, с. 3–6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ А.М.Матюшкин.

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира.

Задать вопрос