Библиографическое описание:

Никитин И. В. О совершении правовых основ закона Хабаровского края от 14.11.2007 № 159 «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Хабаровского края» // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 9-12.



В статье исследуются проблемы реализации на практике Закона Хабаровского края от 14.11.2007 № 159 «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Хабаровского края» и сформулированы предложения, направленные на совершенствования правовых основ его применения.

Ключевые слова: Лесной Кодекс РФ, право на заготовку древесины гражданами для собственных нужд, Законодательная Дума Хабаровского края, лесозаготовка.

Закрепленное в Законе Хабаровского края от 14.11.2007 № 159 «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Хабаровского края» (далее Закона), право на заготовку древесины для собственных нужд должно быть обеспечено условиями его реализации.

Актуальность и научная значимость настоящего исследования заключаются в анализе реализации положений Закона на практике, выдвижении предложений, направленных на совершенствование правовых основ его применения. Право существует, но применить его трудно из-за сложности работ по заготовке и вывозке древесины, ее переработки для изготовления пиломатериала, высокой стоимости таких работ, отсутствия рынка на оказание услуг по заготовке древесины гражданам для собственных нужд.

В декабре 2015 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием на 2016 год, в котором обратил особое внимание на развитие Дальнего Востока, отмечая, что «Социально-экономический подъём этого региона — важнейший национальный приоритет. В том числе особое внимание было уделено г. Комсомольску-на-Амуре, который по мнению Президента, должен стать еще одним динамичным центром Дальнего Востока. При этом, было указано, что «городская и социальная инфраструктуры находятся здесь в запущенном состоянии. Это касается и общего облика города, и объектов спорта, культуры, учреждений здравоохранения, образования — всё это не соответствует потенциалу Комсомольска-на-Амуре, в том числе, поэтому сюда сложно привлекать молодых перспективных специалистов, в которых остро нуждаются предприятия региона» [2].

После выступления Президента, наверно не было ни одного жителя г. Комсомольска-на-Амуре, который бы не обсуждал содержание доклада. Приняли участие в его обсуждении и студенты лесопромышленного техникума г. Комсомольска-на-Амуре. В этой связи обсуждался и Закон Хабаровского края от 14.11.2007 № 159 «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Хабаровского края» (Далее по тексту — Закон) [4].

Поскольку этим Законом предусмотрено в том числе право человека, проживающего в Хабаровском крае, имеющего в собственности земельный участок для индивидуального жилищного строительства, на получение единовременно 150 куб. древесины для строительства дома. А таких собственников только в городе Комсомольске-на-Амуре сейчас 1449 человек из многодетных семей и в 2016 г. городом планируется передать еще 200 таких участков [8]. Кроме собственников земли из многодетных семей, в городе есть большое количество частных домов и земельных участков, собственники которых по данному Закону имеют право на заготовку древесины в различных объемах на строительство, отопление (заготовку дров), ремонт, реконструкцию, строительство надворных построек.

В ходе обсуждения студенты из многодетных семей говорили о том, что их родители, имеющие в собственности земельные участки под строительство дома, пытались воспользоваться этим Законом, но столкнулись с неразрешимыми проблемами, и оставили свои попытки. Решив разобраться в этом вопросе, мы пришли к выводу о необходимости выступить с законотворческой инициативой, внеся свои предложения по совершенствованию правовых основ данного Закона, полагая, что если они будут приняты, многодетные семьи, а также иные лица, имеющие в собственности земельные участки, дома, смогут получить древесину на строительство, реконструкцию, возведение надворных построек, начнут строить, реконструировать, ремонтировать, что послужит толчком к оживлению рынка в других отраслях экономики, связанных со строительством, а это значит и новые рабочие места, и приток населения за счет приезжих и за счет тех семей, которые построят свое комфортное жилье на земельном участке, надворные постройки для разведения подсобного хозяйства и т. д.

А пока проезжая мимо кварталов, где расположены частные дома мы видим покосившиеся заборы, полуразвалившиеся прогнившие дома, развалившиеся надворные постройки, просто безрадостная картина. А если начнут строиться и реконструироваться дома и начнет меняться облик города, рядом с такими кварталами застройки появятся детские сады, школы, магазины, места для отдыха и развлечений. Все это будет довольно привлекательно для молодежи, в которой сейчас так нуждается город Комсомольск-на-Амуре, демографическое население которого по данным статистики признано старым, поскольку доля людей в возрасте 65 лет и старше во всем населении превышает 12 %. Численность населения снижается за счет миграционной убыли — 70 % и за счет естественной убыли — 30 %. Больше уезжает из города людей трудоспособного возраста: от 17 до 22 лет и от 40 до 55 лет [5].

Не желая оставаться в стороне от существующих проблем, решили своей работой изменить сложившуюся ситуацию, поскольку для этого имеются все предпосылки.

Хабаровский край относится к многолесным районам России. Общий запас древесины в крае составляет 25 процентов дальневосточных и более 6 процентов общероссийских запасов [6].

С 1 января 2007 года вступил в силу Лесной кодекс Российской Федерации, который обязал субъекты Российской Федерации принять ряд законов о порядке и нормативах использования лесных ресурсов [7].

С целью предоставления жителям края возможности пользоваться лесными богатствами, с учетом особенностей, присущих краю, депутаты Законодательной Думы 14 ноября 2007 года приняли рассматриваемый нами Закон.

Согласно Закону, граждане, на основании договора купли-продажи лесных насаждений могут заготавливать древесину в следующих объемах: для целей отопления жилых помещений, на одну семью (одиноко проживающего гражданина) не более 20 куб. метров ежегодно;. на возведение (строительство) индивидуальных жилых домов — не более 150 куб. метров один раз; на возведение (строительство) надворных построек — не более 25 куб. метров один раз в пять лет; на ремонт и реконструкцию индивидуальных жилых домов и надворных построек — не более 50 куб. метров один раз в десять лет; для иных целей, на одну семью (одиноко проживающего гражданина) не более 7 куб. метров один раз в год. А в случае ведения гражданами личного подсобного хозяйства до 12 куб. метров.

Казалось бы, прекрасный Закон, который может дать возможность человеку, желающему построить дом, самому заготовить древесину в количестве до 150 куб. метров. Например, для изготовления дома размером 64 кв. м., это размер средней трехкомнатной квартиры, потребуется около 40 кубических метров бруса [10].

Особенно, этот Закон кажется актуальным, в связи с реализацией Закона № 100 «О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края», который вступил в силу 29 июня 2011 года [3]. Земельные участки предоставляются многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство.

Но почему же тогда, на этих участках мы не видим строительных работ, построек? В Комсомольске-на-Амуре мы объехали ряд выделенных участков для многодетных семей и увидели в лучшем случае столбы для забора, но не видно пусть не готовых домов, но хотя бы начало строительства, участки пустые.

Мы беседовали с собственниками земельных участков, которым они были выделены как многодетным семьям, с другими владельцами земли и частных домов, изучали, анализировали данную ситуацию, произвели расчеты и выяснили, что использовать право на заготовку древесины трудно и экономически невыгодно из-за сложности работ по заготовке и вывозке древесины, ее переработки для изготовления пиломатериала, высокой стоимости таких работ, из-за отсутствия рынка на оказание услуг по заготовке древесины гражданам для собственных нужд. На практике, человек, решивший самостоятельно заготовить древесину, сталкивается со следующими проблемами и расходами.

Участок может оказаться далеко от дома. Это может быть расстояние и 10 км, и 100 км, и более. К тому же по Закону это будут не готовые бревна, а живой лес, который нужно самостоятельно вырубить и вывезти. Для этого понадобятся специальные инструменты и транспорт. Нужно знать, как правильно валить деревья, какими инструментами это делать, а еще уметь ими пользоваться. А после вырубки леса нужно произвести сбор порубочных остатков и очистить лесосеку. На это нужно время и деньги.

Мы произвели расчет стоимости 1 куб. метра пиломатериала (брус 16х16 м, длиной 5 м) при разработке лесосеки от валки древесины до отпуска потребителю конечного продукта специализированной лесозаготовительной техникой, взяли расстояние 100 км и получили сумму 5222, 80 рублей. Но эта сумма посчитана без учета затрат на уборку и очистку участка после вырубки леса. Такая стоимость может быть при работе специализированного предприятия, а в жизни может быть все по-другому в зависимости от того, с кем человек договорится о проведении таких работ, учитывая, что в Хабаровском крае нет рынка по предоставлению услуг гражданам для заготовки древесины для собственных нужд, нет расценок на такие услуги. Поэтому гражданину некуда обратиться, чтобы реализовать свое право. Лесозаготовку ведут предприятия, у которых техника и рабочие находятся, как правило, далеко в лесу и им невыгодно отвлекаться, чтобы оказать услуги гражданину, которому выделен участок где-то за много километров.

Для сравнения, средняя рыночная стоимость готовой продукции — бруса составляет 7000 руб. за куб. метр [1]. Проще купить готовую пилопродукцию, чем самому заготавливать древесину.

В 2015 г. договоры на заготовку древесины в объеме 150 куб. метров заключили в Комсомольском лесничестве всего лишь три человека: 2 — в Уктурском районе, 1 — в Гурском районе [10].

Кроме того, с 1 февраля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации. Статья 30 Лесного Кодекса РФ дополнена частью 4.1, согласно которой «древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами» [7]. Ранее в законодательстве отсутствовала норма, прямо запрещающая реализацию заготовленной в порядке ст. 30 ЛК РФ древесины третьим лицам.

Таким образом, законодатель закрепил целевое использование древесины, заготовленной гражданами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

С нецелевым использованием древесины конечно нужно бороться, но нам кажется, эти изменения лишили граждан возможности расплатиться за лесозаготовку частью древесины, тем самым, возник еще один барьер для реализации данного Закона.

Получается, что право есть, а реализовать это право очень сложно, хотя Закон должен не препятствовать праву, а способствовать его реализации.

Наши предложения по совершенствованию правовых основ сводятся к следующему:

  1. Решить вопрос о возможности лесозаготовки выделенного объема древесины физическому лицу специализированными лесозаготовительными предприятиями Хабаровского края, с которыми может быть заключен органами исполнительной власти социальный контракт (это может быть и субсидирование затрат, и налоговые льготы) на оказание таких услуг по приемлемым ценам для физического лица, учитывая, что для последнего эта деятельность не является предпринимательской, а древесина ему нужна для собственных нужд. Определить отдельным законом Хабаровского края ряд таких предприятий, рассчитать стоимость услуг, который должен быть в свободном доступе, это может быть сайт и министерства природных ресурсов и сайт министерства по социальной поддержке населения.

Для разрешения этой проблемы считаем возможным предложить создать банк данных поданных в лесничества Хабаровского края заявлений физических лиц (учитывая при этом согласие каждого лица, исходя из положений закона о защите персональных данных) о выделении древесины, заключенных договоров купли-продажи, для объединения объема древесины, подлежащей заготовке, определить период заготовки и производить лесозаготовку уже большого объема, что значительно сократит расходы на такую заготовку. А после такой заготовки, каждое физическое лицо может забрать свой объем древесины. Такой вариант был бы удобен для лиц, желающих заготовить древесину и имеющих возможность ее самостоятельно переработать. Предусмотреть возможность расчета за оказанные услуги по ее заготовке и переработке, частью древесины, а для этого потребуется внести следующие изменения в Лесной Кодекс РФ:

1.1. Разрешить использовать часть древесины для оплаты за услуги по ее заготовке и переработке, а для этого потребуется внести соответствующие изменения в ч.4.1 ст.30 Лесного Кодекса. Мы предлагаем изложить ч.4.1 ст.30 Лесного Кодекса в следующей редакции: «Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами, за исключением случаев использования древесины в качестве оплаты услуг за ее заготовку и переработку».

  1. Предоставлять физическому лицу в обмен на право заготовки древесины эквивалент выделенного объема древесины в виде готовой продукции меньшего объема в расчете на выход готовой продукции из живого леса, это может быть и брус, и доска, в зависимости от потребностей лиц, за минусом расходов на ее заготовку и переработку. А лесозаготовительным предприятиям выделять участки с учетом объемов, выделяемых для физических лиц. Планировать объемы на следующий год можно исходя из заявлений граждан в текущем году. Для этого определить сроки подачи заявлений и закрепить такой порядок в Законе.

Практическая значимость выдвинутых предложений будет заключаться в:

 возможности начать строительство на участках, выделенных многодетным семьям;

 возможности для строительства, ремонта, реконструкции частных домов, надворных построек, что повлечет изменение облика города;

 оживлении рынка в других отраслях экономики, связанных со строительством;

 появлении новых рабочих мест на рынке труда;

 увеличении населения за счет приезжих и за счет семей, построивших комфортное жилье;

 появлении инфраструктуры: детских садов, школ, магазинов, мест отдыха;

 изменении облика города;

 изменении демографической структуры города, привлечение молодежи.

22 апреля 2016 г. сформулированные предложения по совершенствованию правовых основ Закона направлены в качестве законотворческой инициативы в Законодательную Думу Хабаровского края, имеющую право законодательной инициативы по внесению законопроектов в Государственную Думу Российской федерации и право законодательной инициативы на уровне субъекта Российской Федерации.

Своими предложениями мы хотим внести свой посильный вклад в развитие родного города, чтобы жители не уезжали, чтобы поменялся облик города, и он стал привлекательным не только для тех, кто в нем живет, но и для всех желающих приехать на постоянное место жительства в город, в котором можно построить дом.

Литература:

  1. Брус, бруски, доски в Хабаровске [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://habarovsk.regtorg.ru/goods/brus-bruski-doski/. — (дата обращения 24.02.2016).
  2. Ежегодное послание президента РФ Федеральному собранию [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://regnum.ru/news/polit/2026874.html.Информационное агентство ИА REGNUM. — (дата обращения 25.02.2016).
  3. Закон Хабаровского края № 100 от 29 июня 2011» О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края (с изменениями на 25 февраля 2015 г.) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru/. — Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.
  4. Закон Хабаровского края от 14.11.2007 № 159 «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Хабаровского края» (с изменениями на 25 июня 2014 г.) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru/. — Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.
  5. Как улучшить демографию в городе Комсомольске-на-Амуре [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dvkomsomolsk.ru/aktualno/kak-uluchshit-demografiyu-v-gorode. — (дата обращения 15.02.2016).
  6. Леса, животный мир Хабаровского края [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.protown.ru/russia/obl/articles/2807.html. — (дата обращения 26.02.2016).
  7. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) [Электронный ресурс] / Режим доступа: Доступ из «СПС Консультант Плюс».
  8. Сайт администрации г. Комсомольска-на-Амуре [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kmscity.ru/. — (дата обращения 22.02.2016).
  9. Сколько нужно бруса на дом [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://forum.derev-grad.ru/doma-iz-kleenogo-brusa-f10/skol-ko-nuzhno-brusa-na-dom-t7263.html.
  10. Управление лесами Хабаровского края [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://les.khv.gov.ru/ (дата обращения 10.04.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle