Библиографическое описание:

Немцева Т. А. Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 478-481.



В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассной деятельности в 9–11 классах и предполагает активное привлечение старшеклассников к разным видам социальной деятельности, создание условий для развития гражданской инициативности и всестороннего развития личности.

Ключевые слова: гражданская инициативность, организационное обеспечение, методическое обеспечение, воспитание, старшеклассники, внеклассная деятельность, программно-целевой подход

Становление Украины как правового демократического государства актуализирует проблему целенаправленной организации воспитания старшеклассников во внеклассной деятельности на основе обновления содержания, форм и методов, адекватных современной политической ситуации.

Цель статьи состоит в обосновании внедрения программно-целевого подхода в процесс воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях.

Анализ литературы. Среди специальных научных исследований мы не встретили целостного взгляда на проблему воспитания гражданской инициативности учащихся во внеурочной деятельности. Однако в контексте нашего научного поиска полезными стали работы ученых, в которых осуществлено следующие аспекты: формирование демократической культуры личности (Г. Алмонд, Б. Барбер, Р. Даль, Р. Деггер, К. Пейтмен, Д. Хелд, Д. Циммерман и др.); формирование гражданских ценностей учащейся и студенческой молодежи (В. Андрущенко, И. Бех, П. Вербицкая, М. Головатый, Л. Губерский, О. Сухомлинская и др.).

Но, несмотря на ряд работ, которые касаются отдельных аспектов воспитания гражданской инициативности молодежи, проблема воспитания гражданской инициативности учеников 9–11 классов во внеурочное время, недостаточно в полном объеме изучена.

Основное изложение статьи. Перед общеобразовательными учебными заведениями Украины ставится задача формирования готовности старшеклассников к жизнедеятельности в обществе на основе демократических ценностей и гражданской инициативности. Предполагается, что это будет способствовать духовному обновлению нации, трансформации национального сознания, которая основывается на признании приоритета равенства прав человека.

Актуальность потребности в воспитании гражданской инициативности учащейся молодежи зафиксирована в ряде законодательных документов Украины: Конституция Украины, Законах Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О внешкольном образовании», Концепции воспитания детей и молодежи в национальной системе образования, Концепции гражданского воспитания личности в условиях развития украинской государственности.

Во время проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами были апробирована и уточнена функционально-содержательная модель воспитания гражданской инициативности старшеклассников общеобразовательных учебных заведений во внеклассной деятельности. В частности, нами были конкретизированы показатели сформированности когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельно-практического компонентов исследуемого феномена.

Контент-анализ научной литературы по проблеме исследования воспитания гражданской инициативности старшеклассников показал, что среди представленных концептуальных подходов в нашей работе одним из важнейших направлений современного реформирования системы управления общеобразовательного учебного заведения является программно-целевой метод управления в образовательной сфере.

По мнению Е. Мясоедовой, этот подход трансформирует сметное финансирование, ориентированное на расходы государственного органа, программно-целевое планирование, направленное на достижение результата и основанное на оценке стоимости оказания конкретных услуг конечному потребителю, развитие контрактных отношений между государственными органами, которые определяют политику и выступают заказчиками и государственными органами, непосредственно представляющими услуги. Согласно планам правительства, программно-целевой метод должен стать главным механизмом управления государственными инвестициями, особенно имеющими социальный статус [5, с. 46].

В контексте нашего эксперимента программно-целевой подход предполагает способ выработки и осуществления плановых управленческих решений, основанных на комплексном анализе проблемы и построении совокупности мер и действий (в форме программы, проекта), направленных на достижение поставленной цели, а именно: воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеурочное время.

Одним из заданий нашего диссертационного исследования предполагалось разработка и апробация эффективных организационно-педагогических условий воспитания гражданской инициативности старшеклассников 9–11 классов во внеурочной деятельности.

Социальной значимости приобретает разработанное нами третья организационно-педагогическое условие в контексте реализации воспитания у старшеклассников гражданской инициативности во внеклассной деятельности. Обоснованное нами условие заключалось в реализации комплексно-целевого подхода к планированию совместного взаимодействия всех участников воспитательного процесса во внеурочной деятельности.

Для этого членами творческого коллектива по вопросам развития ученического самоуправления в контексте развития гражданской инициативности была предложена целевая программа проекта «Одиннадцать ступеней к успеху».

Участникам временного творческого коллектива по внеклассной деятельности для старшеклассников было предложено реализацию целевой программы «Семь дней в неделю». Исходным методологическим положением разработанных программ является идея о приоритетной задаче органов государственной власти по воспитанию гражданской позиции старшеклассников как растущих граждан-патриотов своей страны.

Отметим, что, находясь на этапе социализации старшеклассники требуют особого внимания и заботы со стороны общества и государства. В этом контексте неоспоримой актуальность приобретает ознакомления со старшеклассниками основам гражданского права и основам волонтерской деятельности.

Социально востребованным и своевременным является разработанный нами проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассной деятельности учащихся 9–11 классов. Особенностью этого проекта является то, что он предусматривает привлечение старшеклассников к волонтерской деятельности путем создания соответствующих условий для развития гражданской инициативности и всестороннего роста личности.

Главной целью программы «Семь дней в неделю» является использование всех возможных ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной, инициативной личности старшеклассника, который может проявить свой уникальный творческий потенциал и реализовать его в полной мере путем привлечения к различным видам волонтерской и социально-проектной деятельности. Содержанием программы предусмотрено формирование общественной активности и инициативности учащихся 9–11 классов, а также привлечение родителей к участию в непрерывном воспитательном процессе 7 дней в неделю.

С целью подготовки родительской общественности к воспитанию у старшеклассников гражданской инициативности в условиях семейного воспитания педагогическим коллективом организована работа «Школы инициативных родителей», в рамках которой проведены читательские конференции, индивидуальные и групповые консультации, часы вопросов и ответов по различным аспектам исследуемой проблемы.

Важную роль в реализации указанных выше программ сыграл школьный лидерский совет, который направил свои усилия на содействие самореализации личности каждого старшеклассника, создание пространства для реализации образовательных и культурных потребностей и интересов учащихся. На основе самоуправления учащиеся самостоятельно определяли содержание своей деятельности в школе и местной общине, принимали ответственные решения.

Особое место в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности было отведено сотрудничеству с молодежными общественными объединениями и деятельности в местной общине.

В частности, начиная с 2012 года, а именно 1 марта 2012 года в день общественно активной школы в наших экспериментальных заведениях проходит День открытых дверей. В школу приглашаются родители учеников, представители общественности и местных властей. Нашими экспериментальными заведениями было проведено ряд конференций, открылась выставка культурно-образовательного центра. Кроме проведения открытых уроков и мероприятий, ученическо-учительско-родительский коллектив подготовил выставку творческих произведений «Я вместе с семьей выбираю жизненный путь», проводилась фотогалерея «Выпускники школы- выдающиеся люди района и города», представили ученики свои генеалогические древа, обращали внимание на активную жизненную позицию родственников.

Целевая воспитательная программа отражает всю систему деятельности педагогического, ученического и родительского коллективов для достижения намеченной цели и содержит перечень направлений совместного взаимодействия, описание целей программы (требования к уровню воспитанности гражданской инициативности старшеклассников) планы реализации каждого из локальных коллективных и индивидуальных проектов, раскрывающих содержание, организационные формы и методы воспитательной деятельности.

Цель комплексной целевой программы конкретизируется системой взаимосвязанных задач:

− налаживание демократических, паритетных и толерантных взаимоотношений между учениками, учителями и родителями;

− организация разнообразной природосоответственной деятельности учащейся молодежи, совместного взаимодействия всех участников воспитательного процесса в различных сферах общественной жизни;

− содействие самореализации каждого старшеклассника как активной и инициативной личности, ориентирована на успех, готова найти свое место в различных сферах общественной жизни, способна принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеет ставить цель, достигать ее и отвечать за результаты собственных действий и поступков;

− создание благоприятной среды для проявления гражданской инициативности учащихся в рамках школы;

− создание благоприятных условий для проявлений гражданской инициативности в местной общине;

− педагогическая поддержка активности и инициативности учащихся в решении ими актуальных проблем своего развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута и будущей профессии, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

− стимулирование целеустремленности, самостоятельности и ответственности учащейся молодежи в организации ею своего содержательного досуга.

В основу целевой воспитательной программы положены принципы: равные возможности участия в реализации программы всех учащихся; приоритет нравственного воспитания и духовного развития личности; открыться и альтернативность воспитательного взаимодействия, преемственность воспитательных воздействий; связь образования с жизнью общества, профессиональной подготовкой; сохранения физического и психологического здоровья учащихся; интеграция внеурочной и внешкольной сферы деятельности учащихся с целью создания пространства для выбора самоопределения в различных сферах жизни гражданского общества.

Выводы. Как показалпоточный мониторинг уровня воспитанности гражданской инициативности старшеклассников именно внедрение программно-целевого подхода в воспитательную практику общеобразовательных учреждений показало положительную динамику всех компонентов исследуемого феномена.

В частности 93,7 % старшеклассников обнаружили более высокий уровень знаний о гражданском обществе и себя как члена гражданского общества; подавляющее большинство старшеклассников (67,2 %) характеризуется осознанной мотивацией к проявлению гражданской инициативности; на 25,3 % увеличилось количество учащихся, которые не только проявляют инициативность, но и активно участвуют в реализации предложенных инициатив в различных сферах жизни гражданского общества.

Перспективы дальнейших научных исследований заключаются в обобщенные опыта опытно-экспериментальной работы, а также образовательных произведений педагогов школы, наработанные в ходе формирующего этапа нашего эксперимента.

Литература:

  1. Бех І. Д. Виховання особистости [підручник]. − К.: Просвещение, 2008. — 848 с.
  2. Гончаренко С. Український педагогічний словник — Київ: Просвещение, 1997. — 376 с.
  3. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  4. Кузнецова Т. В. Технологии реализации программно-целевого подхода к формированию личности в системе непрерывного социально-культурного образования / Т. В. Кузнецова. — М., 2009. – 103 с.
  5. Мясоедова Е. А. Программно-целевое проектирование образовательных систем / Е. А. Мясоедова. М., 2011. – 351 с.
  6. Оржеховская В. М. Взаимодействие учебного заведения и семьи: стратегии, технологии, модели: [практико-ориентированный учеб. пос.] / В. Оржеховская, В. И. Кириченко, Г. Г. Ковганич. — Х.: Изд-во Точка, 2007. — 192 с.
  7. Чернуха Н. М. Формирование гражданственности учащейся молодежи: интеграция социальных воздействий общества: [Монография] / Н. М. Чернуха. — Луганск: Альма-матер, 2006. — 306 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle