Библиографическое описание:

Шеркузиева Н. А. Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе финансов Республики Узбекистан // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 330-332.



Финансовые отношения многообразны, поскольку существует множество субъектов рынка, каждому из которых нужны денежные средства для решения своих хозяйственных задач. Однако в этом многообразии движения денежных ресурсов формируется определенная соподчиненность и взаимозависимость их друг от друга. К примеру, государственная казна может постоянно пополняться, если финансы предприятий характеризуются рентабельностью и поэтому могут обеспечить оплату налогов. И напротив, финансы предприятий во многом зависят от того, каким образом государство будет использовать свои денежные ресурсы, дает ли оно крупный заказ на продукцию предприятия, сможет ли оно применить стимулы для развития производства и т. д. Взаимозависимость различных элементов финансовых отношений формирует их в финансовую систему.

Финансовую систему представляют бюджеты различных организаций. Главным из них является государственный бюджет. Государственный бюджет можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период. Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.

Следует обратить особое внимание на применение термина «бюджет» в законах и экономической литературе: монографиях, учебниках, научных статьях. Он одновременно используется для обозначения различных по своей природе объектов «форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти» [1], «основной централизованный фонд денежных средств» [4], «…совокупность …денежных отношений …как основной финансовый план …как важнейший финансовый регулятор …» [6]. Как видно, авторы часто не соблюдают правило формальной логики: каждому определяемому объекту (отношению, предмету, документу) свое собственное, только ему присущее определение и соответственно, — «термин».

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста.

Таким образом, бюджет как экономическая категория представляется совокупностью общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда и местных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций. Бюджет как экономическая категория составляет финансовую основу функционирования государственного и местного самоуправления, являясь центральным звеном финансовой системы общества, с которым связаны все её звенья.

Бюджетное устройство Республики Узбекистан определяется Конституцией Республики Узбекистан [2], а также нормативно правовыми актами:

  1. долгосрочного действия, регулирующими отдельные вопросы бюджетных правоотношений — Законом Республики Узбекистан «О бюджетной системе» [2], «О государственной власти на местах» [2];
  2. ежегодно принимаемыми. — О бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с законодательством Республики Узбекистан бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов разных уровней и получателей бюджетных средств, организацию и принципы построения бюджетов, взаимоотношения между ними, а также между бюджетами и получателями бюджетных средств, возникающие в ходе бюджетного процесса.

Значимым уровнем бюджетной системы являются местные бюджеты. Местный бюджет — фонд денежных средств соответствующего территориального деления государства, предусматривающий источники доходов и размеры поступлений из них, а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в определенный период времени.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства [7]. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в определенной части финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объём продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. Местный бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию, которая имеет свои особенности:

− местный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;

− с помощью местного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики, территориями, сферами общественной деятельности;

− пропорции местного бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе.

Функции местного бюджета объективны, как и сама эта категория. Местный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.

Правовой основой функционирования местных бюджетов в РУз являются Конституция РУз, Закон о государственной власти на местах, Налоговый Кодекс и Закон РУз «О бюджетной системе».

Узбекские ученые и специалисты, занимающиеся исследованием проблем местных бюджетов, считают, что в РУз:

  1. Важнейшим условием достижения стабильности в формировании доходов местных бюджетов является увязка процессов формирования финансовой базы бюджетов различных уровней, которая должна складываться из собственных доходов каждого бюджета, поступлений от регулирующих и закреплённых налогов, а также финансовой помощи из вышестоящего бюджета; важную роль в дальнейшем укреплении доходной базы местных бюджетов может сыграть совершенствование налогообложения имущества, земли, природных ресурсов; важными являются вопросы усиления заинтересованности органов местной власти в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов путем увеличения числа налогоплательщиков — малых предприятий, усиления и повышения эффективности контрольных функций за сбором налогов на доходы физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью [3];
  2. Формирование сбалансированного, достаточного бюджета возможно при условии предоставления местным органам власти большей самостоятельности, обеспечения местными органами власти увеличения доходной базы местных бюджетов, реструктуризации расходной части местных бюджетов; основной прирост доходов местных бюджетов возможен, в частности, за счет значительного сокращения количества налоговых льгот и совершенствования бюджетных процедур, а также соблюдения платежной дисциплины, что обеспечит повышение собираемости местных, а также общегосударственных налогов и платежей.

Для увеличения доходной части местных бюджетов очень важна налоговая реформа, в части: совершенствования налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков; пересмотра и отмены ряда налоговых льгот; объединения налогов, имеющих одинаковую налоговую базу; установления жёсткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от уплаты налогов; [7]

  1. Предложена методика оценки степени обеспеченности доходной базы регионов, исходя из показателей их социально-экономического развития, выделены приоритетные направления совершенствования формирования доходов местных бюджетов, которые заключаются в развитии базы собственных доходов, в установлении стабильных нормативов отчислений регулирующих налогов и предоставлении прав заимствования, определены формы и целесообразность применения заимствований на уровне местного самоуправления на финансовом рынке. [5; 8]

Местные бюджеты в Узбекистане не являются абсолютно самостоятельными. На них наложен ряд ограничений [1] в сбалансированности собственных доходов и расходов; при утверждении и исполнении бюджетов; в выдаче финансовых гарантий и поручительств за счёт средств бюджета в пользу других лиц и пр.

Между тем в настоящее время система обеспечения государственных минимальных стандартов на местном уровне не сформирована. Органы местного самоуправления могут осуществлять формирование и исполнение социальных расходов лишь в пределах имеющихся у них финансовых ресурсов.

На сегодняшний день ряд регионов перешел к нормативному методу финансирования расходов бюджета.

Таким образом, местные бюджеты создают в распоряжении каждого местного органа государственной власти реальную финансовую базу для осуществления его деятельности. Система местных бюджетов позволяет более полно учитывать местные потребности и правильно соизмерять их с мероприятиями, осуществляемыми государством в централизованном порядке. Местные органы власти должны постоянно заботиться об увеличении доходов местных бюджетов и экономном использовании ресурсов, так как темпы роста экономики и культуры на местах находятся в прямой зависимости от организации работ по мобилизации резервов местного хозяйства, экономного расходования средств, что, в свою очередь, способствует успешному выполнению государственного бюджета Республики Узбекистан в целом.

Литература:

  1. Закон Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 г. № 158-II «О бюджетной системе».
  2. Система государственных финансов. / Сборник нормативно-правовых документов. Т.: Узбекистан. 2001. Т. 1. Конституция Республики Узбекистан. Ст. 3, ст. 68, ст. 99.
  3. Вахобов А. В., Жамолов Х. Н., Согласование межбюджетных отношений: Учебное пособие / Ташк. Финанс. Инс-т: Ташкент. 2002. С. 39–49.
  4. Основы теории финансов / Под ред. Л. А. Дробозиной. М., 1995. Стр. 32.
  5. Жубаев С. Совершенствование формирования доходной части местных бюджетов в Узбекистане // Ж. Бозор, пул ва кредит. 2002. № 11–12. С. 16–17.
  6. Финансы и кредит / Под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург, 1994. стр.170.
  7. Юлдашев З. Ю., Срожиддинова З. Х., Мирзаев У. А. Местные бюджеты. Учебное пособие. Ташкентский Финансовый Институт. 2001 г. С. 4, 88–89.
  8. Джубаев С. Д. Проблемы формирование доходов местных бюджетов: Автореф. Дис. канд. экон. наук – Т.: Банк-фин. Академ. РУ. 2002. – 6 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle