Библиографическое описание:

Чеботарева Н. П., Суслова М. В., Головина Ю. А. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 519-522.



Новая парадигма развития современной системы дошкольного образования России связана с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества и мировой культуры. Общественный заказ на развитие системы дошкольного образования предопределяется основной его целью — подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе. С одной стороны, следует подготовить детей к жизни в обществе в условиях масштабной глобализации. Но, с другой стороны, необходимо также научить детей беречь и приумножать достижения родной культуры. Именно поэтому одно из приоритетных, интенсивно развивающихся направлений современной дошкольной педагогики — патриотическое воспитание.

Совершенствование патриотического воспитания является педагогической целесообразностью, котораяобеспечивает развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению закрепленных в Конституции обязанностей.

Понимая значимость данной проблемы, российские дошкольные учреждения ищут различные пути и подходы к формированию патриотического воспитания у дошкольников. В связи с этим, в настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

Проблема патриотического воспитания приобретает особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период социальное развитие осуществляется не только в ходе стихийного влияния внешних факторов, но и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе. В этой связи возрастает значение адекватного выбора условий и средств, позволяющих осуществлять патриотическое воспитание старших дошкольников с максимальной эффективностью. Мы считаем, что одно из таких условий — ознакомление дошкольников с культурным наследием русского народа через изучение достопримечательностей родного города.

Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особую значимость. Российской системе образования принадлежит главная роль в гражданском становлении молодежи, в воспитании любви к родине, преданности своему Отечеству.

Одной из отличительных характеристик патриотизма является его социальная содержательность. Учреждения дошкольного образования являются начальной ступенью системы образования в нашей стране. И именно поэтому им принадлежит ведущая роль в формировании у дошкольников первичных представлений об окружающем мире и позиционировании себя в нем, в воспитании патриотических чувств и ощущении себя гражданами великой страны.

За последнее время активно в методической и психолого-педагогической литературе обсуждаются вопросы по ознакомлению дошкольников с окружающей действительностью, воспитанию у них любви и гордости не только к России, но и к своей малой родине, краю, городу, селу. Всевозможные аспекты патриотического воспитания дошкольников исследовались специалистами различных областей науки: философами, педагогами, психологами (К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.).

Результаты исследований отечественных ученых и практиков (Н. В. Алешина, Н. Ф. Виноградова, Л. Н. Воронецкая, А. Д. Жариков, Р. И. Жуковская, Е. А. Казаева, С. А. Козлова, Л. В. Кокуева, Н. Г. Комратова, Е. И. Корнеева, Л. В. Любимова, Л. Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э. К. Суслова, Л. В. Филатова, Н. Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.

Но представленные исследователями разработки и идеи, касающиеся аспекта патриотического воспитания дошкольников, носят разрозненный характер. Это можно проследить даже на различиях (пусть и небольших) в трактовке самого понятия «патриотическое воспитание дошкольников».

Например, по мнению доктора педагогических наук и профессора С. А. Козловой, «патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу» [6, с. 142].

Доктор педагогических наук Л. Е. Никонова дает следующее определение патриотическому воспитанию: «это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек» [9, с. 61].

Н. В. Ипполитова трактует патриотическое воспитание как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения» [4, с. 34].

Такое расхождение в трактовках и недостаточная научная разработанность основ процесса патриотического воспитания дошкольников сказывается на практике работы и результатах деятельности самих воспитателей.

По мнению И. С. Козаковой, «базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры» [5, с. 9]. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.

Эту же мысль поддерживает и развивает И. Рыбалова. По ее мнению, «одним из вариантов интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические» [10, с. 46]. Кроме того «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшее поколение может поделиться с младшим опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них. Так создается детское сообщество.

4–5-летний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад, уметь рассказать об объектах, которые расположены на ближайших улицах (школа, почта, аптека и т. д.), об их назначении. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого или какого события они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет, знакомят с народными промыслами края, народными умельцами.

Также И. Рыбалова считает, что «на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (фронтовых и трудовых подвигах дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д». [10, с. 47]. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т. д. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников — это одна из основных задач учреждений дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Для достижения наиболее эффективной организации воспитательного процесса, направленного на формирование патриотизма как качества личности, педагогам и воспитателям необходимо владеть соответствующими методиками и организационными формами и методами работы.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Работа по знакомству детей с родным городом должна вестись кропотливо, планомерно и систематически, последовательно усложняясь с возрастом ребенка, органично входить в разные виды детской деятельности, логично и естественно связанные друг с другом.

При отборе конкретного содержания следует учитывать то, что оно должно:

− нести доступную информацию;

− вызывать эмоциональные чувства, отношения;

− побуждать к деятельности, поступкам.

Надолго остаются в памяти ребенка только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость узнавания и сделать собственное открытие.

Воспитать действенную любовь к близким людям, к малой родине, к России возможно только совместными усилиями детского сада и семьи.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
  2. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 1998. — 175 с.
  3. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: Методическое пособие для педагогов / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко. — СПб.: ООО Издательство «Детство — ПРЕСС». 2011. — 192 с.
  4. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей / Н. В. Ипполитова. — Челябинск: Факел, 1997. — 216 с.
  5. Козакова И. C. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И. С. Козакова // Обруч. — 2003. — № 6. — С.8–12.
  6. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. / С. А. Куликова, Т. А. Куликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416 с.
  7. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. — СПб.: Детство-Пресс, 1998. — 115 с.
  8. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6–7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 208 с.
  9. Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. — Минск: Народная асвета, 1991. — 112 с.
  10. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 6. — С. 45–55.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle