Библиографическое описание:

Ли Ш. Российско-китайские отношения на современном этапе // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 355-357.



Российско-китайские отношения являются наилучшими за всю историю связей между двумя странами, взаимодействие этих двух стран на международной арене является одним из важнейших факторов для обеспечения стабильности в международных делах.

В настоящее время продолжается тенденция положительного развития китайско-российских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. В 2015 году Китай и Россия совместно отпраздновали 70-летнюю годовщину победы во Второй мировой войне, скоординировали инициативу строительства экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21-го века с ЕАЭС, успешно провели год молодежных обменов, провели тесное и эффективное взаимодействие в международных делах, был достигнут ряд прорывов в развитии двух стран, а также в деле защиты мира, безопасности и стабильности в глобальном масштабе.

Как известно, ни с кем у России нет такой разветвленной сети механизмов сотрудничества: саммиты, встречи глав правительств, четыре комиссии, которые посвящены работе на различных направлениях инвестиционного, торгово-экономического, энергетического, гуманитарного сотрудничества, которые возглавляются вице-премьерами, рабочие группы. Вся эта работа поставлена на системную основу. Она позволяет достигать впечатляющих результатов.

В основе двухстороннего сотрудничества -- международное право, его неукоснительное уважение, уважение центральной роли ООН, недопустимость вмешательства во внутренние дела. С этих позиций Китай и Россия теснейшим образом сотрудничают по всем международным проблемам, будь то Ближний Восток, Северная Африка, Афганистан, иранская ядерная программа, ядерная программа Корейского полуострова, противоракетная оборона. Сотрудничество стран помогает укреплять авторитет БРИКС, ШОС, а также «Группы двадцати», в рамках которой РФ и КНР вместе отстаивают проведение реформы международной валютно-финансовой системы чтобы сделать ее более справедливой.

Валютно-финансовая система нынешняя должна быть более демократичной, отражать возросший вес стран БРИКС, прежде всего. И первый шаг в такой реформе благодаря совместным усилиям – России, Китая, Индии, Бразилии, ЮАР – был сделан совсем недавно. Пятилетний процесс повышения квот и голосов наших государств завершился, и страны БРИКС теперь практически обладают возможностью применять вето в МВФ, это очень важное достижение.

Характеристика российско-китайского стратегического партнерства как имеющего всеобъемлющий характер означала, что оно преодолело перекос в сторону, главным образом, политической составляющей, характерный для предшествующего десятилетия, определяемый китайской формулой «в политике горячо, в экономике холодно». Данная формула зиждется на трех равноценных составляющих: политическом партнерстве, экономическом взаимодействии и гуманитарных связях [1]. Об этом свидетельствует резкая активизация двустороннего взаимодействия по всем трем направлениям. В 2008 г. после окончания демаркационных работ была окончательно определена линия российско-китайской границы, что устранило важнейший фактор, в перспективе способный привести к обострению отношений. Через год в Екатеринбурге состоялся пилотный саммит БРИК, способный после вступления России в ВТО стать мощным фактором защиты интересов развивающихся стран в разработке справедливых условий мировой торговли. В экономическом сотрудничестве происходили наиболее заметные сдвиги. В 2008 г. объем двусторонней торговли впервые преодолел планку в 50 млрд. долларов. Россия стала превращаться в одного из наиболее перспективных партнеров Пекина в сфере нефтегазового сотрудничества. Была подписана Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009–2018 гг. [2]

Заключенный на двадцать лет Договор 2001 г. продолжает оставаться институциональной основой российско-китайских отношений. Началась реализация уже третьего плана действий по его положениям на период 2013–2016 гг. Первое место в списке приоритетов отводится проблеме сбалансирования и гармонизации количественных и качественных характеристик экономического сотрудничества. Стороны планируют довести к 2020 г. объемы двусторонней торговли до уровня в 200 млрд. долларов США. Энергетическое сотрудничество продолжает оставаться одним из приоритетов двустороннего экономического взаимодействия.

Китай является наиболее емким и перспективным для экспорта российских энергоресурсов. Приводились прогнозы о необходимости доведения объема поставляемой нефти до 50 млн. тонн в год, строительства еще одного трансграничного нефтепровода в дополнение к сданному в 2010 г. Сковородино — Дацин и др. [3]

Основание для углубления энергетического сотрудничества для России — геополитическая уязвимость западных маршрутов, связанная с позицией стран-транзитеров, для Китая — рост энергопотребления в связи с ускоренным экономическим развитием.

В 2011 г. подписана «Сианьская инициатива», давшая старт Энергетическому клубу ШОС. В последнее время в Китае ведутся дискуссии о создании «энергетического сообщества».

По мнению российских экспертов, в среднесрочной перспективе вряд ли произойдет расширение Таможенного союза за счет присоединения других государств Центральной Азии [4]. В подобной ситуации не могут не настораживать предложения некоторых китайских экспертов по распространению на регион Центральной Азии хорошо зарекомендовавшего себя в Гонконге и Макао режима CEPA (CloserEconomicPartnershipArrangement), обеспечивающего упрощенный доступ товаров на рынки друг друга, беспошлинный ввоз и снижение налогов на продажу импортированных товаров [5].

Говоря о гуманитарном сотрудничестве, значительный импульс контактам в области науки, культуры, образования и других гуманитарных сферах придали стартовавшие в 2006 г. год России в Китае и Китая в России, годы национальных языков, годы туризма, годы дружественных молодежных обменов и в этом году годы средств массовой информации России и Китая, а также начавшееся в 2007 г. открытие Институтов Конфуция в российских вузах. Все это активно повышает уверенность народа двух стран и укрепляет их дружбу.

Отношения между Россией и Китаем заняли достойное место в системе межгосударственных отношений в АТР. Для Китая Россия — важнейший источник военных технологий и сырьевых ресурсов. Очевидно, что стабильное и поступательное развитие стратегического партнерства с северным соседом имеет для Пекина крайне важное значение и с точки зрения реализации ресурсов так называемой «мягкой силы», которым руководство КНР уделяет в последние годы столь пристальное внимание [3]. Для России Китай — это в первую очередь сосед и крупнейший торговый партнер в АТР. В нынешней политической ситуации России нужны не просто хорошие, но образцовые отношения с Китаем. Китай — важнейший стратегический партнер России, благодаря связям с которым она успешнее может включиться в интеграционные процессы в АТР, ее внешняя политика способна стать менее односторонней, а ее фронда с Западом приобрести характер принципиального спора по поводу будущего характера мироустройства.

Российско-китайские отношения являются важной составляющей современной системы международных отношений. От того, как будут развиваться отношения между Китаем и Россией, во многом будет зависеть весь ход политических процессов, по крайней мере, в пределах Евразии.

Что касается китайско-российских отношений, иностранные СМИ тоже высоко оценивают их. «Взаимно полезные и с виду дружелюбные по отношению друг к другу, Китай и Россия ведут соперничество за господство в Евразии», — пишет Анита Индер Сингх (AnitaInderSingh), профессор Центра мира и урегулирования конфликтов в Нью-Дели, в своей статье, опубликованной на сайте издания Diplomat. Сложившаяся модель и практика двусторонних отношений является конкретным примером того, как нужно строить двусторонние отношения в XXI веке.

Китай готов совместно с Россией работать над претворением в жизнь договоренностей о сотрудничестве, достигнутых руководителями двух стран, использовать благоприятные возможности, возникающие в связи с наступлением 15-летней годовщины с момента заключения Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией, продолжать развивать мирную идею о развитии китайско-российской дружбы, которая должна передаваться из поколения в поколение, превратить преимущество высокого уровня политических отношений между двумя странами в реальные результаты практического сотрудничества и взаимодействия в международных делах, стремиться к большему прогрессу в китайско-российских отношениях, чтобы внести более весомый вклад в обеспечение мира, безопасности и стабильности в регионе и во всем мире.

Литература:

  1. Сун Тао. Выступление на конференции «Ситуация в Европе и китайско-европейские отношения». 16.08.2012.
  2. http://www.amursu.ru/attachments/article/11560/10.pdf
  3. О. А. Тимофеев. Российско-китайские отношения на современном этапе и перспективы их развития// Вестник АГУ. — 2014 – № 64.
  4. 赵鸣文。中俄关系进入新的历史发展时期。《俄罗斯中亚东欧研究》2015年第5期
  5. 崔颖。 CEPA扩展到上海合作组织区域经济合作的可行性初探。《经济前沿》2016年第1期

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle