Библиографическое описание:

Кужанкулова Ш. У. Развитие орфографической зоркости учащихся в средних классах // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 553-555.



С. Рождественский писал: «Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Как и многих учителей, меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение «видеть» орфограммы.

Орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант — не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

Задача формирования орфографической грамотности учащихся остаётся одной из главных в средних классах школы. [1, с.7]

Программа по русскому языку нацеливает учебный процесс на формирование ведущих опорных умений. Методика школьной орфографии предполагает формирование навыков правописания с помощью правил, на основе определённых знаний, поскольку этот путь убыстряет процесс учения и делает его осмысленным для того, кто учится.

Меня постоянно волнуют вопросы: «Как учить, чтобы правила были не самоцелью, а служили бы средством формирования навыков? Какой должна быть система упражнений, чтобы навыки орфографии складывались в соответствии с содержанием правил, а не произвольно? Что нужно делать, чтобы знания служили практике письма?»

Все эти вопросы приходится решать в ходе преподавания, и одним из плодотворных путей их решения является работа над ведущими умениями, при формировании которых синтезировались бы процессы приобретения учеником знаний и становления необходимых навыков. [2, с.87]

Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения замечать орфограммы при письме и определять, что это за орфограмма.

Самая большая проблема заключается в том, что ученики, выучив орфографические правила, редко прибегают к их помощи. У многих учеников не развита способность реагировать на те случаи письма, когда возможно допустить ошибку.

Способность реагировать на орфограммы отличает грамотного от неграмотного: первый всегда узнает, когда он не уверен, как пишется слово с помощью словаря или иным путём разрешает свои сомнения. Неграмотный пишет с ошибками, не замечая этого и не сомневаясь в правильности своего письма.

Умение замечать при письме орфограммы является умением, мотивирующим надобность в правилах. На каждом уроке борюсь за то, чтобы развить у учащихся орфографическую зоркость слов, в написании которых человек не уверен.

Сформировать это умение можно разными способами: на основе представления о сильной и слабой позиции звуков, путём развития интуиции замечать те случаи письма, когда можно допустить ошибку и др. [5, с. 121]

Отражая суть орфографического явления, указанная особенность письма осознаётся учащимися с помощью таких упражнений:

  1. Прочитайте и выпишите те слова, в которых есть орфограмма, нужную букву подчеркните:

Берега, руки, лист, бегом, просьба, далёкий.

  1. Прочитайте про себя текст и выпишите глаголы с орфограммой в корне, нужную букву подчеркните:

Алёша распахнул окно, выглянул на улицу. Лужи сверкали, всё стало таким нарядным и весёлым, что захотелось сейчас же выбежать на улицу и босиком отправиться путешествовать по тёплым лужам.

Умение замечать ошибки на письме — это лишь первый шаг к сознательной грамотности.

Второе собственно орфографическое умение — это оценка орфограмм, их квалификации.

Учу на каждом уроке правильно называть орфограммы, без их названия учащиеся затрудняются в определении верного написания.

Систематически провожу сопоставления, обобщения, чтобы облегчить процесс усвоения учащимися орфограмм. [4, с.134]

Правила, определяющие написания, систематизируем на разных уровнях.

Прежде всего внутри собственной группы: ученики должны твёрдо знать, что есть приставка при- и пре-, корни с чередованием о — а, е — и.

Второй уровень обобщения материала позволяет свести частные случаи письма на каком- то едином основании. Например, правописания ь на конце слов разных частей речи.

Наконец, всё многообразие орфограмм сводится к трём компактным группам: буквенные написания, слитно — дефисно — разделительные и строчно-прописные обозначения.

Умению применять правила на каждом уроке, многие правила даю в форме алгоритмов.

Орфографическая зоркостьэто умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:

  1. углубление познавательных интересов;
  2. чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
  3. использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
  4. повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
  5. положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
  6. введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
  7. организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.

Приёмы, внаибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:

  1. Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача — объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

  1. Письмо спроговариванием.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание — своего рода предупреждение ошибок.

  1. Письмо спропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

  1. Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

  1. Письмо по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

  1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
  2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
  3. Упражнение в запоминании.
  4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.
  5. Запись.
  6. Проверка.
  1. Работа сгруппой предложений по системе Федоренко.

Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.

  1. Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

– Внимательно прочитай предложение.

– Повтори его, не заглядывая в текст.

– Подчеркни в предложении все орфограммы.

– Прочитай предложение орфографически.

– Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

– Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

– Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

  1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д.
  2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
  3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
  4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
  5. Спиши слова определённой части речи.
  6. Выпиши словосочетания.
  1. Диктанты.

–Предупредительный диктант.

–Объяснительный диктант.

–Выборочный диктант.

–Свободный диктант.

–Самодиктант.

–Зрительно-слуховой диктант.

Орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры. Залог точности выражения мыли и взаимопонимания. Культура речи- это «одежда мысли», по которой обычно определяют уровень образованности человека.

Орфографические умения и навыки- составная часть речевых умений и навыков. Языкового развития в целом. Иными словами, правописание- средство общения.

Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинения, письма, статьи в газету и др. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант- не самоцель, что в жизни орфография. [3, с. 245]

Литература:

  1. Алгазина Н. Н. «Формирование орфографических навыков» М.1987. с. 7.
  2. Баранов М. Т. «Обучение русскому языку в 6 классе» М.1988. с. 87.
  3. Бекмухамедова Х. А., Сиымова А. С. «Русский язык. Дидактический материал.5» А., «Атамура» 2001 г. с. 245.
  4. Бельская «Практический материал по русскому языку. 4 класс» М. с. 134.
  5. Галлингер И.В., Львова С. И. «Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4–8 классах» М.1988 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle