Библиографическое описание:

Юденкова И. В., Балагурова М. С. Диагностика социальной компетентности младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №14.583-



В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Ключевые слова: социальная компетентность, учащиеся младшего школьного возраста, межличностные отношения, социализация

Развитие социальной компетентности у младших школьников является одной из приоритетных задач в начальной школе. Насколько успешно младший школьник сможет адаптироваться к новым для него условиям, настолько успешно будет проходить социализация.

Н. И. Белоцерковец пишет: «Социальная компетентностьконкретная ступень адаптации (социализации, социальной зрелости) лица, дозволяющая ему продуктивно осуществлять установленную общественную значимость; для ребенка — это конкретно определенная ступень его приспособления к общественным предписаниям, которые предъявляет ему общество» [1, с. 87–88].

В своей исследование мы будем рассматривать такие критерии социальной компетентности, как:

  1. Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
  2. Потребность в осуществлении социально одобряемых форм взаимодействия, стремление к взаимодействию с другими.
  3. Умение представить себя.
  4. Умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выход при разногласиях.
  5. Знание правил и норм поведения, правил работы в паре и в группе, в обществе.

Для диагностики социальной компетентности младших школьников мы использовали беседу с учителем, диагностику коммуникативной компетентности учащихся (автор, Г. М. Беспалова), социометрическое изучение межличностных отношений учащихся (автор, Дж. Морено) и изучение социализации младшего школьника (автор, М. И. Рожкова).

В ходе беседы каждый ученик оценивался учителем по следующим критериям: манера общения, отношения с учителями, отношения с одноклассниками, дисциплинированность, отношение к школьному имуществу, особенности поведения, отношение к своим поступкам, отношение к педагогическим воздействиям.

Результаты беседы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня воспитанности младших школьников

ФИ учащегося

Критерии уровня воспитанности (оценка вбаллах)

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Олег А.

22б

2.

Дмитрий Б.

19б

3.

Кирилл Б.

20б

4.

Максим Г.

16б

5.

Александр Г.

16б

6.

Елизавета Д.

23б

7.

Арина К.

24б

8.

София К.

24б

9.

Иван Л.

15б

10.

Наталья М.

22б

11.

Вероника М.

21б

12.

Юлия П.

24б

13.

Дарья С.

19б

14.

Артем С.

10б

15.

Алина Т.

21б

16.

Анастасия Ш

22б

Из таблицы 1 видно, что 12 учащихся (75 %) имеют достаточно высокий уровень изучаемых показателей. Они общительны, доброжелательны,выполняют все требования учителя, бережно относятся к школьному имуществу, систематически совершают положительные поступки и адекватно оценивают их.

На среднем уровне находятся 3 человека (18,75 %) из класса. Они более молчаливы, не всегда бывают вежливыми,требования взрослых выполняют по настроению, могут совершать отрицательные поступки и не всегда оценивают их адекватно.

На низком уровне находится 1 ученик (6,25 %), который имеет отрицательные поступки (грубость, драки, опоздания, нарушение дисциплины), стремится навязать свое мнение, игнорирует требования учителя, имеет пренебрежительное отношение к школьному имуществу, к своим поступкам — равнодушен.

Процентное соотношение изучаемых показателей представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Показатели уровня воспитанности младших школьников в процентном соотношении

В ходе изучения коммуникативной компетентности мы получили следующие результаты:

Таблица 2

Показатели коммуникативной компетентности младших школьников

Показатели компетентности

Уровни

Высокий (51-и более балл)

Средний (31–50 балл)

Низкий (до 30 иниже балл)

абсолютность

%

абсолютность

%

абсолютность

%

1. Навыки позитивного отношения к собственной личности

6 чел

37,5

10 чел

62,5

0 чел

0

2. Навыки позитивного общения

7 чел

43,75

9 чел

56,25

0 чел

0

3. Навыки понимания других

7 чел

43,75

7 чел

43,75

2 чел

12,5

Навыки позитивного отношения к собственной личности у младших школьников сформированы больше чем у половины класса: 10 учащихся (62,5 %) со средним уровнем и 6 учащихся (37,5 %) с высоким. А это означает, что учащиеся стараются замечать свои недостатки, уважать себя, избегать конфликтных ситуаций со своими одноклассниками, знают о своих сильных и слабых сторонах характера.

Навыки позитивного общения сформированы у всех участников нашего исследования: высокий уровень у 7 учащихся (43,75 %) и средний уровень у 9 учащихся (56,25 %). Учащиеся могут и стараются договариваться с окружающими, учитывают чужую точку зрения, легко находят предмет для разговора и быстро мирятся.

Навыки понимания других сформированы у 14 учащихся (87,5 %) класса. Эти ученики могут прийти на помощь в любую минуту, контролировать себя в любых ситуациях, ценить взрослых, учителей и своих одноклассников. Но 2 ученика (12,75 %) имеют низкий уровень. Они не могут контролировать себя, ценить взрослых и своих одноклассников.

Полученные результаты мы графически отразили на рисунке 2.

Рис. 2. Показатели коммуникативной компетентности в процентном соотношении

Для определения структуры детской общности, системы внутренних симпатий и антипатий, выявлению лидеров и «отверженных» членов группы мы использовали методику Дж. Морено.

Таблица 3

Показатели межличностных отношений учащихся

Показатели межличностных отношений

Абсолютное количество

%

1.Звезды

2 чел

12,5

2.Предпочитаемые

3 чел

18,75

3.Принятые

9 чел

56,25

4.Отверженные

2 чел

12,5

Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что в классе есть 2 человека (12,5 %), которые относятся к категории «Звезды»: София К. и Арина К. Этих девочек одноклассники хотели видеть — командиром класса, капитаном команды и пригласили бы их на день рождение.

К «Предпочитаемым» относятся 3 человека (18,75 %) из класса: Елизавета Д., Юлия П. и Алина Т. Они поддерживают неплохие отношения со своими сверстниками и так же бы их хотели видеть капитаном команды или командиром класса.

К «Принятым» относятся 9 человек (56,25 %) из класса. Одноклассники хотели бы видеть этих учащихся в своей команде, но не в качестве лидера (командира класса), а как друга в команде.

К сожалению в этом классе есть 2 детей (12,5 %), относящихся к категории «Отверженные» (Артем С. и Иван Л.). Одноклассники не хотели их видеть ни в качестве своих друзей, ни лидерами в команде.

Результаты межличностных отношений в процентном соотношении представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Показатели межличностных отношений в процентном соотношении

Для изучения социальной адаптированности учащихся мы использовали методику М. И. Рожковой. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели социальной адаптированности младших школьников

ФИ учащегося

Коэффициент социальной адаптированности

Коэффициент социальной активности

Коэффициент нравственной воспитанности

Уровень социализации

1.

Олег А.

3,6

2,8

3,6

высокий

2.

Дмитрий Б.

1,6

1,8

2

низкий

3.

Кирилл Б.

1,9

2,8

3,1

средний

4.

Максим Г.

1,8

1,6

1,9

низкий

5.

Александр Г.

2,8

2,9

3,1

средний

6.

Елизавета Д.

3,8

3,6

4

высокий

7.

Арина К.

3,6

3,1

3,9

высокий

8.

София К.

3,5

3,3

4

высокий

9.

Иван Л.

2,4

2,9

3,2

средний

10.

Наталья М.

2,6

2,8

3,3

средний

11.

Вероника М.

2,4

2,7

2,9

средний

12.

Юлия П.

3,8

3,2

4

высокий

13.

Дарья С.

2,9

3,3

3,8

высокий

14.

Артем С.

1,7

2

2,7

средний

15.

Алина Т.

1,9

1,8

2,4

средний

16.

Анастасия Ш.

2,5

2,3

3

средний

Из таблицы 4 следует, что на высоком уровне находятся 6 человек (37,5 %). Эти ребята слушаются взрослых, поступают к окружающим только с хорошей стороны, могут отстаивать свое мнение, защитить себя и тех, кого обижают, им нравится помогать другим и делать добро.

На среднем уровне находятся 8 учащихся (50 %). Ребята стараются слушаться учителей и взрослых, дружить без конфликтов, переживают неприятности других, как свои, стараются помогать другим и умеют прощать людей.

И к низкому уровню относятся 2 человека из класса (12,5 %). Эти ученики достаточно упрямы, могут обидеть своих одноклассников, не обращают на замечания взрослых, не стремятся помочь своим сверстникам.

Ниже мы представили уровень социальной адаптированности младших школьников в процентном соотношении.

Рис. 4. Показатели социальной адаптированности учащихся в процентном соотношении

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что у большей половины класса показатели социальной компетентности развиты в той или иной мере, но есть также дети, которые нуждаются в систематической, целенаправленной работе по ее формированию. Основные проблемы этих детей заключаются в их неумении организовывать и контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия со взрослыми и одноклассниками.

Литература:

  1. Белоцерковец Н. И. Формирование социальной компетентности детей в обстоятельствах прямого доступа образовательного учреждения. — Ставрополь, 2002. — С.87–88.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle