Библиографическое описание:

Шаймарданова О. А., Брусова Л. В. Структура поликультурного образования Дж. Бэнкса в США // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 581-583.



Поликультурное образование, появившись сравнительно недавно(1960-е г. г.), вызывало и вызывает до сих пор споры у теоретиков педагогической науки по поводу своего содержательного наполнения. Наиболее полно разработана структура поликультурного образования Дж. Бэнксом, американским педагогом, лидером в исследованиях в данной области. Данная структура представляет собой совокупность следующих уровней его реализации:

  1. интеграция содержания;
  2. процесс конструирования знаний;
  3. преодоление предубеждений;
  4. педагогика справедливости;
  5. стимулирование развития культуры учебного заведения и его социальной структуры. [3, с.72]

Интеграция содержания образования предполагает внесение этнокультурного компонента в программы учебных дисциплин. Это может быть достигнуто либо при помощи описания исторического вклада той или иной этно- или другой микрокультурной группы в развитие различных областей научного знания, либо посредством иллюстрации основных концепций, ведущих теорий и выводов с использованием материалов различных культур. Учебные предметы располагают различными возможностями использования в них культурного компонента: общественные науки и иностранные языки могут предоставить куда больше таких случаев, чем, например точные науки. Основные требования к интеграции содержания — научность, достоверность, логичность и естественность (не надуманность) использования.

В процессе конструирования знаний под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность учащихся, направленная на исследование исторического пути формирования и развития того или иного знания, теории, концепции, вопроса, входящих в содержание учебных дисциплин, изучение влияния на них культурных традиций, ценностей, взглядов, убеждений и исторического опыта в целом различных микрокультурных групп. Результатом этой деятельности является усвоение знаний не как готовой информации, отображающей объективную реальность, а как некоторого итога непрерывного эволюционного процесса этой действительности под влиянием до некоторой степени личных, культурных, социальных характеристик и особенностей ее исследователей. Под этим углом зрения могут быть изучены генетические теории интеллекта, теория Ч. Дарвина в блоке естественных наук. Кроме усвоения знаний на данном уровне осуществления поликультурного образования решаются задачи развития познавательных умений (совершенствование аналитико-синтетических мыслительных операций), формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, стимулирования активной позиции в процессе не только усвоения, но и «добывания» (конструирования) знаний.

На уровне преодолений предубеждений поликультурное образование выступает как специально организуемое, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса, направленное на выработку и развитие у них позитивного, терпимого отношения к различным расовым, этническим и культурным группам, снятие и разрешение межгрупповых и внутришкольных конфликтов и непонимания, поддержание психологической атмосферы учебного заведения, благоприятной для всего многообразия обучаемых в нем. Понятие этничности, базовое для поликультурного образования, помимо культурных характеристик включает в себя расовые признаки. Расовая принадлежность часто выступает основной причиной проблем и конфликтов в учебных заведениях со смешанным составом учащихся и поликультурном обществе в целом. Таким образом, не только культурное, но и расовое многообразие должно найти отражение в теории и практике образования для преодоления расизма во всех его проявлениях.

Исследования американских ученых (У. Стефан, К. Б. М. Дональдсон) показывают, что с самого раннего возраста у детей имеются представления о расовых различиях и очень часто на их основе складываются негативные расовые отношения (предубеждения, стереотипы) под влиянием непосредственного окружения (семья, среда и т. д.) Однако использование специальных программ, методически и психологически адекватных, позволяет модифицировать их, вырабатывать более позитивные установки у обучаемых. [5, с.14] Данные программы реализуются прежде всего в рамках двух вышеописанных уровней: интеграции содержания и процесса конструирования знаний. Однако успех их осуществления зависит не только от широкого использования в процессе образования материалов различных культур, но и от ряда других факторов: этнический, расовый состав учебного заведения, расовая атмосфера и состав общества, расовые и культурные установки и убеждения обучающего (учителя). Отношение учителя к вопросам поликультурализма, его поведение, выстроенное в соответствии с его убеждениями, становится решающим фактором в решении задач преодоления предубеждений. Даже тщательно продуманные программы содержания, преломляясь в методах работы учителя, скрыто или явно несущего негативное отношение к тем или иным микрокультурным группам, способны не только не оптимизировать атмосферу учебного заведения, но и усугубить ее, тем самым укрепляя имеющиеся стереотипы и предубеждения. Поэтому Э. Гарсиа и другие исследователи в качестве одного из важнейших направлений поликультурного образования на описываемом уровне рассматривают работу с педагогическими кадрами. [6, с.27]Они называют три основные цели этой работы:

  1. просвещение персонала, формирование у них новой концепции истории и культуры в свете философской идеи поликультурализма;
  2. преодоление кадрами собственных расовых, этнических, культурных предубеждений;
  3. разработка новых методов и приемов работы, более широко реализующих образовательные интересы и потребности каждой микрокультурной группы.

Одним из наиболее эффективных методов такой работы американскими учеными Дж. Олпортом, Р. Славиным и др. признается совместное обучение, или обучение в сотрудничестве, представителей различных микрокультурных групп. Этот метод состоит в создании ситуаций межрасовых, межэтнических, межкультурных контактов в процессе решения основных задач образования. Эти ситуации должны отвечать определенным требованиям:

– контакт должен быть построен на принципах сотрудничества, а не соревнования;

– все участники ситуации должны иметь возможности самореализации на равных началах;

– единство целей всех участников.

Соблюдение этих требований при планировании работы с поликультурным контингентом обучаемых, а также использование всей совокупности направлений работы по осуществлению поликультурного образования на описываемом уровне, способствует выстраиванию оптимальных межличностных отношений учащихся и учителей на основе гуманизма, справедливости и равноправия.

Следующим уровнем поликультурного образования в структуре Дж. Бэнкса является педагогика справедливости. В ней главная роль отводится учителю, который осуществляет выбор методов, приемов и средств обучения и воспитания, совместимых и не противоречащих способностям, ценностям, интересам и навыкам познавательной деятельности воспитанников, опосредованным той или иной культурой, с которой они себя идентифицируют. Иными словами стиль обучения (teachingstyle) должен соответствовать всему многообразию стилей учения(learningstyles) различных этнокультурных групп. Результатом этого будет наиболее успешное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач образования личности в поликультурном пространстве, в ходе которого осуществляется ее подготовка к активной жизнедеятельности. Справедливость педагогики реализуется через свободный доступ и выбор решения личностью своих образовательных задач независимо от ее принадлежности к той или иной микрокультурной группе и на равных условиях.

Любое учебное заведение можно представить как социальную и культурную систему. Как социальную систему учебное заведение (школу) Дж. Теодорсон рассматривает в качестве особого института, построенного на структуре взаимосвязанных, взаимозависимых социальных статусов и ролей и поведения и взаимоотношений участников процесса образования. [2, с.90] Школа- это также определенная система культуры, с присущими только ей, специфическими ценностями, нормами поведения, взглядами, точками зрения и т. д. Т. е. система культуры — это духовное «лицо» учебного заведения. Таким образом, поликультурное образование включает в себя целенаправленную, сознательно осуществляемую совместную деятельность всех субъектов педагогического процесса (учителя, учащиеся, семья) по созданию социальной структуры и стимулированию развития культуры учебного заведения, оптимальной для решения задач образования всех обучающихся, вне зависимости от расы, национальности или пола, т. е. от культурной принадлежности. Такая социальная организация предполагает равенство статуса участников, взаимоотношения, свободные от расизма, предубеждений и стереотипов, построенные на таких ценностях и взглядах, как гуманизм, справедливость и т. п. Отсюда следует, что эти две системы учебного заведения неразрывно связаны друг с другом, и изменение одной из них не может осуществляться без реформирования другой: оптимизация социальной ориентации невозможна без позитивных этнокультурных убеждений (например, терпимость ко всему многообразию культур, признание их специфической ценности). С другой стороны, эти и другие взгляды концепции поликультурализма должны быть прочно зафиксированы в различных социальных институтах и процессах учебного заведения: институты управления и самоуправления, процессы организации учебной и внеучебной деятельности (формирование учебных групп, разбивка на потоки по результатам тестирования, разработка вспомогательных учебных программ, деятельность кружков, секций и т. д., привлечение семьи как важного структурного компонента к решению задач образования)

Все описанные уровни реализации поликультурного образования являются отдельными, но в тоже время взаимосвязанными, взаимодополняющими, равными по значению его аспектами. Так, интеграция содержания, связанная через предмет деятельности (знания, умения, навыки) с процессом конструирования знаний, невозможна в условиях существующей в учебном заведении структурно зафиксированной атмосферы расовых, этнических и культурных предубеждений для осуществления в деятельности учителя, не владеющего гибкой системой методов, удовлетворяющих познавательные интересы и потребности поликультурного контингента учащихся. Следовательно, каждый вышеописанный вид деятельности, составляющий содержание одного из структурных компонентов понятия поликультурного образования как процесса, будет являться одновременно предпосылкой и результатом деятельности, осуществляемой на уровне другого компонента. Поэтому рассматривать поликультурное образование лишь как процесс реструктурирования содержания или социальной организации учебного заведения будет неверно.

Литература:

  1. Бессарабова И. С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США: Монография. — Волгоград: Перемена, 2008. — 364 с.
  2. Гаганова О. К. Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание // Педагогика. — 2005. — № 1. — С. 86–95.
  3. Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching.- Boston: Allyn and Bacon, 2001. 360 p.
  4. Ellermeyer D. Multicultural American History through children’s literature. Porthmouth, N. H: Teacher Ideas Press, 2003.
  5. Mitchell B. Multicultural Education in the U. S.: a guide to policies and programs in the 50 states. Westport, CT: Greenwood Press, 2000. — p. 14.
  6. Nieto S. Affirming Diversity: the sociopolitical context of multicultural education. Boston: Pearson Education, 2004. — p. 27.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle