Библиографическое описание:

Сиразиева Т. Е. Доска почета как вид морального стимулирования сотрудников, на примере ГАУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Казани // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 386-388.



В статье рассмотрены виды морального стимулирования, на примере доски почета. Доска почета — явление недооцененное, и исчерпывающе не исследованное. Нами впервые предпринята попытка изучить значение «Доски почета» в зависимости от субъективного ожидание работника. Когда вид поощрения совпадает с ожиданием работника, его мотивация повышается, если не совпадает, то понижается. Полученная в ходе исследования информация, позволит нам эффективнее использовать человеческие ресурсы предприятия, особенно в период экономического кризиса, когда возможность материального стимулирования снижена. В условиях кризиса компании переходят на режим тотальной экономии ресурсов, оптимизируют расходы на трудовые ресурсы и понижают заработную плату. Благодаря этому на первый план выходят нематериальные методы мотивации работников на предприятии.

Ключевые слова: мотивация, нематериальная мотивация, доска почета, ожидание работников

The article describes the types of moral incentive, for example, the Board of honor. Hall of Fame — misunderstood phenomenon, and not exhaustively investigated. We were the first attempt to explore the meaning of «Leaderboards» depending on the subjective expectations of the employee.When the type of promotion coincides with the employee's expectation, his motivation increases, if not identical, then it decreases. Information obtained during the investigation, the information will allow us to make better use of human resources of the enterprise, especially in times of economic crisis, when the possibility of reduced material incentives.In conditions of the crisis go on an all-out mode to conserve resources, optimize the cost of labor and lower wages. Due to this the fore intangible methods of motivating employees in the enterprise.

Keywords: motivation, moral motivation,board of honor, the expectation of the employees

За последние годы рыночные реформы показали, что в период экономического кризиса необходимо наиболее эффективно использовать человеческие ресурсы, моральные стимулы к труду. Сегодня в российских компаниях увидеть стенд «Лучшие работники месяца» или что-то подобное не в диковинку. Дальновидные руководители стараются шире использовать потенциал социальных потребностей сотрудников, на которые может ориентироваться система морального стимулирования. Это потребность в самоуважении, потребность в справедливом признании, потребность в самореализации, потребность во внимании и заботе со стороны администрации, потребность в достижении успеха, желание видеть свой вклад в общем результате и др [1, c. 123]. Однако этот подход должен быть максимально индивидуален и учитывать ожидания каждого конкретного работника и скорее всего специфика морального стимулирования будет, зависеть от организационной культуры предприятия. Наряду с доской почета так же может использоваться похвала, официальное признание заслуг, награда, карьерный рост, повышение официального статуса должности, обучение, участие в интересном проекте, участие в конкурсе, привлечение к управлению и многие другие методы. При этом особое значение имеет всесторонняя информация о результатах, достигнутых работниками, торжественность. Огромными нравственными и экономическими потерями обходятся суетливое отношение к моральному стимулированию.

Ниже остановимся подробнее на доске почета. Мы определяем доску почета как форму организационной культуры, форму визуализации и публикации общественного признания социальной группой заслуг отдельной личности перед данной группой, перед более широкой общественностью и стимулирования других работников организации к повышению профессионального уровня и улучшению результатов труда [2, c. 35]. Инициатива помещения на Доску почета, как правило, исходит от руководителя структурного подразделения, в котором трудится работник, и выражается в виде письменного документа — представления, форма и содержание которого определяется локальным нормативным актом организации. Однако большое значение имеет субъективное ожидание работника, если поощрительное вознаграждение совпадает с ожиданием работника, его мотивация повышается, если не совпадает, то понижается. Руководителю необходимо знать, какое именно вознаграждение ждет работник. Примером этого может служить разработанный нами опросник для определения актуальности, как доски почета в частности, так и морального поощрения в целом у сотрудников ГАУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Казани.

В рамках исследования сотрудникам было предложено 5 вопросов направленных на изучения их отношения к моральному стимулированию. В ходе эксперимента было опрошено 130 сотрудников поликлиники. Ниже остановимся подробно на полученных результатах.

На вопрос «Доска почета это реальность или пережиток прошлого» 72 человека (55,3 %) ответило, что доска почета пережиток прошлого, 11 человек (8,46 %) воздержались от ответа и 47 сотрудников (36,1 %) считает, что доска почета реальность, На второй вопрос является доска почета действенным способом к повышению качества и результативности труда 82 человека (63 %) ответили, что не является эффективным способом. Только 35 (26,9 %) опрошенных вообще считают, что доска почета нужна в поликлинике и 26 сотрудников (20 %) хотят себя видеть на ней. Ранжирование по степени важности морального стимулирования дало следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1

Способы морального стимулирования (%)

Доска почета

Почетная грамота, благодарность

Похвала на общем собрание

Ценный подарок

6 чел (4,6 %)

31 чел (23,9 %)

4 чел (3,0 %)

89 чел (68,5 %)

Как видно из таблицы 1, моральное стимулирование у сотрудников ГАУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Казани является важной составляющей мотивации, но ассоциируется больше с ценным подарком и отчасти с почетными грамотами и благодарностью. Однако, ценный подарок, носит больше материальную составляющую. Далее по полученным данным можно предположить, что у опрошенных нет потребности общественного признания социальной группой заслуг личности перед данной группой, так как такие показатели как похвала и доска почета практически ими не были выбраны.

Полученные результаты позволят администрации поликлиники разработать действенную систему морального поощрения, которая поможет эффективнее использовать человеческие ресурсы предприятия. Доска почета, как эффективный способ морального стимулирования не получила подтверждения в ходе опроса сотрудников поликлиники и не должна применяться как основной способ при формировании мотивации. Для данного коллектива эффективным способом мотивации с учетом ожидания сотрудников является ценный подарок и отчасти почетная грамота и благодарность.

Литература:

  1. Кибанов А. Я., Баткаева И. А., Митрофанова Е. А., Ловчева М. В. Мотивация и стимулирование персонала. — М.: Инфра-М, 2009, 351 с.
  2. И. Гаврилов, Ю. Милованова Организация корпоративного праздника. Методическое пособие. — М.: ЗАО «МЦФЭР», 2007. 53 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle