Библиографическое описание:

Емелина Т. А., Турченко В. А. Трудовые ресурсы городов Саратовской области: сравнительный анализ // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 328-331.



На сегодняшний день рынок труда Саратовской области постоянно изменяется. Меняются потребности рынка трудовых ресурсов в профессионально-кадровой структуре и уровнях подготовки персонала для предприятий всех отраслей экономики.

На 5апреля 2016 года количество безработных составило14948 чел., уровень безработицы — 1,2 % (по России — 1,4 %), из них высвобождены в связи с ликвидацией организации, по сокращению численности или штата работников — 984 чел. или 14 %, уволены по собственному желанию — 3521 чел. или 50 %.Из числа безработных, уволенных с предприятий, 21 % составляют ранее работавшие в торговле и бытовом обслуживании, 16 % — в обрабатывающем производстве, 11 % — в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг, 8 % — на транспорте и в связи. [4]

Несмотря на то, что число трудящихся достигло максимального значения за последние годы, уровень занятости населения Саратовской области остается явно недостаточным — 58,8 % от численности населения в трудоспособном возрасте. По этому показателю область занимает предпоследнее место в Приволжском федеральном округе.

Наиболее сложной является ситуация с сельской занятостью населения. По сравнению с 2005 г. численность занятых жителей села снизилась на 6,2 % (с 303,5 тыс. до 284,6 тыс. чел.). Продолжает сокращаться число юридических лиц, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью (с 5,7 тыс. до 4,3 тыс. единиц). Несмотря на то, что снижается численность безработных, определяемая в соответствии с методологией МОТ, масштабы безработицы остаются значительными. Дальнейшая реструктуризация сельского хозяйства обусловила увеличение сельской безработицы почти на 11 тыс. человек (с 25,7 тыс. до 36,5 тыс. чел.).

Таблица 1

Баланс трудовых ресурсов Саратовской области(2013–2016гг) [4]

Наименование показателя

тыс. чел.

2013

2014

2015

2016

I. Численность трудовых ресурсов

1519,09

1516,30

1490,40

1461,60

в том числе:

1.

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

1415,92

1413,09

1389,07

1362,04

2.

иностранные трудовые мигранты

13,25

15,0

15,20

15,30

3.

работающие граждане, находящиеся за пределами трудоспособного возраста

89,92

88,21

86,13

84,26

в том числе:

3.1

пенсионеры старше трудоспособного возраста

89,92

88,11

86,03

84,16

3.2

подростки моложе трудоспособного возраста

-

0,1

0,1

0,1

II. Распределение трудовых ресурсов

1519,09

1516,30

1490,40

1461,60

4.

Численность занятых в экономике (без военнослужащих)

1189,22

1186,90

1180,90

1178,50

5.

Численность населения, не занятого в экономике

329,87

329,40

309,50

283,10

в том числе:

5.1

численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы

113,97

113,90

110,50

109,40

5.2

численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости

11,7

11,40

11,40

11,30

5.3

численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике

204,20

204,10

187,60

162,40

Из таблицы видно, что в ресурсной части баланса трудовых ресурсов Саратовской области отражено сокращение на 57,5 тыс. чел. численности трудовых ресурсов Саратовской области в 2016г. по сравнению с 2013г., что является следствием демографического кризиса конца 90-х годов. Среди трудовых ресурсов доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте на протяжении данного периода составила 93 %. Доля работающих лиц за пределами трудоспособного возраста составляет около 6 %. Доля иностранных трудовых мигрантов имеет незначительную тенденцию к росту с 0,9 % в 2013 году до 1,1 % в 2016 году, что является отражением экономической ситуации на Украине.

Ниже приведен сравнительный анализ таких городов Саратовской области, как г. Балаково и г. Вольск по некоторым показателям.

Трудовой потенциал г. Балаково находится на более высоком уровне, чем в среднем по области. Так на 1 декабря 2015г. удельный вес лиц трудоспособного возраста составил 58 %. Количество безработных граждан, состоящих на учете в центре занятости населения на 1 декабря 2015 года составило 1099 чел. (на 1.12.2014 г. — 645 чел.), в том числе 171 безработный гражданин проживает в сельской местности, соответственно уровень регистрируемой безработицы составляет 0,9 % (на 1.12.2014 года — 0,5 %) от численности населения в трудоспособном возрасте, уровень безработицы в сельской местности — 1,5 %. (Рисунок 1)

Рис. 1. Возрастные категории безработных граждан г. Балаково [5]

Количество вакансий, предоставленных предприятиями и организациями Балаковского района за прошедший период 2015 года — 11114 ед., из них 6904 ед. по рабочим специальностям. На 1 декабря 2015 года работодателями было заявлено 1165 вакансий, коэффициент напряженности на рынке труда составил 1,1 незанятый гражданин на вакансию. Анализ предоставленных вакансий показал, что в настоящее время наиболее востребованы следующие профессии и специальности: врачи 157ед. (13,5 %) с заработной платой от 6198 до 35000 руб.; инженеры различных специализаций 90 ед. (7,7 %) с заработной платой от 5965 до 63800 руб.; водитель автомобиля, водитель погрузчика, машинист крана (крановщик), машинист крана автомобильного, машинист экскаватора, тракторист 84 ед. (7.2 %) с заработной платой от 6000 до 45000 руб.; слесари различных специализаций 52 ед.(4,5 %) с заработной платой от 6195 до 220000 руб.; рабочие строительных профессий 31 ед. (2,7 %) с заработной платой от 5965 до 18000 руб.; электросварщик ручной сварки, электрогазосварщик 35 ед. (3 %) с заработной платой от 14000 руб. до 25000 руб.; электромонтер, электромонтажник 68 ед. (4,6 %) с заработной платой от 10000 до 21000 руб.; медицинская сестра 38 ед.(3,3 %) с заработной платой от 6500 до 15000 руб.; вакансии, не требующие квалификации 195 ед. (16,8 %) с заработной платой от 5965до 16000 руб.

Высокий уровень безработицы на рынке труда города Балаково объясняется тем, что кризис в экономике серьезно отразился на ряде балаковских предприятий. Так 133 предприятия составили списки кандидатов на высвобождение, в таком положении оказался 2821 работник, из них фактически уволены были 1150 человек, а в центр занятости обратились 830. Некоторые предприятия, включая АО «Балаковорезинотехника», ООО СПФ «Балаковоспецстрой», АО «Балаковский пассажирский автокомбинат», АО «Вагоностроительный завод» и ООО «Молот» сократили объемы производства и ввели режим неполной занятости.

Для улучшения ситуации на рынке труда города Балаково центр занятости проводит госпрограмму «Содействие занятости населения Саратовской области», рассчитанную до 2020 года. Также центр занятости старается сотрудничать с организациями, готовыми принимать работников на общественные работы — благоустройство территории, разгрузку сырья и др. Профессиональное обучение в центре занятости прошли 190 безработных балаковцев, 54 молодые мамы, сидящие с детьми, и 28 пенсионеров. [6]

Структура занятости населения города Вольска показывает значительное превалирование сферы услуг, на которую приходится около 3/4 занятых. Промышленность города включает в свой состав около 3 тыс. занятых. Наиболее высока доля занятых в государственном управлении (21 %) и в сфере образования (20 %), что связано с включением в эти группы гражданского и военного контингента воинских частей и организаций города, прежде всего Вольского высшего военного училища тыла.

На сегодняшний день уровень безработицы на рынке труда района увеличился — до 1,75 %, что обусловлено ежегодным влиянием сезонного фактора, характерного для районных рынков труда всей Саратовской области.

При внешней стабильной ситуации на рынке труда города Вольска, его функционирование в нынешних условиях развития экономики нельзя назвать эффективным. В районе наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров, нехватка специалистов рабочих профессий, работников сферы обслуживания, врачей, медсестер, инженеров и техников.

В 2014 году центр занятости города Вольска приступил к реализации государственной программы занятости населения Саратовской области до 2020 года, в которой в 2014 году по Вольскому МР приняли участие 6183 человека. За период 1 квартала 2015 года заключено 5 договоров, трудоустроено 10 человек или 32 % от планового показателя. Временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, обеспечили: ООО «Газпром теплоэнерго Вольск», ООО «Элитстрой» и др. За 1 квартал 2015 года 47 граждан или 28 % от планового показателя направлены на обучение по направлению центра занятости населения по специальностям: повар, бухгалтер, парикмахер, оператор котельной, тракторист и др. Особое значение имеет государственная услуга по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан. В 2014 году было заключено 35 договоров, трудоустроено 449 человек или 117 % от планового показателя.

Таким образом, анализ трудового потенциала городов Саратовской области выявил несколько характерных для региона особенностей. Во-первых, спрос на неквалифицированных рабочих в значительной степени превосходит спрос на специалистов высокой квалификации. Во-вторых, для работодателей самыми важными характеристиками специалистов являются образование и опыт работы, так как данные качества оказывают влияние на конкурентоспособность работников и конкурентоспособность всей организации. [1, 2] В-третьих, несмотря на небольшое количество высококвалифицированных специалистов при найме на работу работодатели предъявляют именно этой категории работников наиболее жесткие требования, что явно не стимулирует их.

Данное состояние на рынке трудовых ресурсов Саратовской области обусловлено тем, что не во всех городах области планово внедряются государственные программы занятости населения, недостаточно полно проходит информирование выпускников школ о перспективах развития рынка труда. Большое значение имеет демографическая ситуация в Саратовской области, характеризуемая высокой долей людей старших возрастных групп, а также миграция части трудоспособного населения в другие города.

В настоящее время в малоразвитых городах Саратовской области необходимо проводить работы по оказанию помощи в трудоустройстве населения, легализовать трудовые отношения с целью повышения социальной защищенности работников с низкой заработной платой, контролировать работодателей по вопросам обязательной выплаты заработной платы и официального оформления трудовых отношений, мотивировать работников к повышению своей конкурентоспособности и возможность руководителей управлять этой конкурентоспособностью [3].

Литература:

1. Горнастаева Н. В. Оплата труда работников как мотивация их конкурентоспособности на внутрифирменном рынке труда // Международный научно-исследовательский журнал, 2013. — № 11–2 (18). — С. 24–27.

2. Емелина Т. А., Горнастаева Н. В. Обучение персонала как основной метод повышения конкурентоспособности работников на внутрифирменных рынках труда: проблемы и пути их решения // Молодой ученый, 2015. — № 18. — С. 258–260.

3. Емелина Т. А., Горнастаева Н. В. Управление конкурентоспособностью работников на внутрифирменном рынке труда // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, 2015. — № 4. — С. 77–81.

4. http://www.mintrud.saratov.gov.ru/

5. http://www.trudinfo.ru/

6. http://www.sutynews.ru/

7. http://вольск.рф/wp

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle