Библиографическое описание:

Муравьёв А. П. Финансирование корпораций с государственным участием // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 371-375.



Любая организация является самоокупающейся или самофинансируемой системой, которая должна обеспечивать рентабельную работу. В связи с этим особое значение приобретают источники финансирования организации.

Руководство организации должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. От того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура и насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды, зависят финансовое благополучие организации и результаты её деятельности.

Функционирование финансов предприятий связано с движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов.

Различные источники могут быть использованы для долгосрочного и краткосрочного финансирования (таблица 1).

Таблица 1

Источники капитала для долгосрочного и краткосрочного финансирования [3]

Субъект, предоставляющий источник финансирования

Виды источников долгосрочного финансирования

Виды источников краткосрочного финансирования

Собственники

Уставный капитал

Краткосрочная финансовая помощь предприятию

Предприятие

Нераспределенная прибыль

Амортизация

Нераспределенная прибыль

Кредитные организации

Форфейтинг

Кредитные линии

Долгосрочный банковский кредит

Синдицированный кредит

Ипотечный кредит

Краткосрочный банковский кредит

Овердрафт

Юридические лица — поставщики

Вексельный кредит на покупку оборудования

Вексельный кредит на покупку сырья

Коммерческий кредит

Лизинговые компании

Лизинг

Кредиторы фондового рынка

Облигационные займы

Бюджет

Целевое финансирование

Бюджетные ассигнования

Инвестиционный налоговый кредит

Налоговый кредит

Выбор источников финансирования и их структура формируется под влиянием ряда внутренних и внешних факторов.

Одним из важнейших факторов формирования источников финансирования являются средства государства. В этом случае говорят о корпорациях с государственным участием.

Создание правительствами специализированных структур (корпораций с государственным участием) с целью решения крупных социально- экономических задач, требующих государственного вмешательства, широко распространено во многих, как развитых, так и развивающихся странах. В диапазон целевых направлений корпораций с государственным участием включаются как коммерческие, так и некоммерческие цели, а именно, занятость населения, финансирование социальной сферы, деятельность в социально важных отраслях производства, в том числе убыточных.

Зачастую, создание государством крупных корпоративных структур осуществляется с целью поддержки и развития тех сфер экономики, которые не являются привлекательными для инвестирования в долгосрочной и краткосрочной перспективе для бизнеса, что в целом имеет негативные последствия для социально-экономической сферы страны. Функциональное назначение корпораций с государственным участием является весьма разнообразным: начиная с реализации отдельных программ, инновационных и инвестиционных проектов, осуществления содействия отдельным предприятиям в определенных сферах деятельности до управления комплексом предприятий и отраслями.

С помощью корпораций с государственным участием государство объединяет свои активы для того, чтобы они стали работать эффективнее. Статус государственной корпорации дает возможность, с одной стороны, за счет полученного в собственность имущества, осуществлять представление интересов государства, а с другой — становиться учредителем других акционерных обществ, осуществлять покупку акций, управление государственными пакетами акций, т. е. осуществлять предпринимательскую деятельность как полноправному участнику рынка.

Государственная корпорация выступает специально созданным государством органом управления денежными ресурсами, имеющими строго целевую, социальную направленность.

Кроме того, государственной корпорации разрешено увеличивать объем финансовых средств путем эффективного размещения свободных активов фондов, осуществляя экономическую деятельность, направленную на прямое извлечение прибыли (ограничений на которую практически не устанавливается). В данном случае управление превращается в хозяйственную деятельность, а государственная корпорация, с одной стороны, будет управлять ею, а с другой, выступать связующим звеном между государством и обществом. При этом корпорации с государственным участием, в отличие от частных структур, могут рассчитывать на дополнительную поддержку государства для приобретения, например, нужных активов или обеспечения продвижения на рынки.

Государственные корпорации, являясь масштабными программами капиталовложений, используя рынок капитала, как механизм привлечения инвестиций, могут удовлетворить стратегические потребности субъектов экономики в капитале, поскольку имеют право привлечения отечественных и иностранных кредитов, получения гарантий и выпуска облигаций.

Кроме того, государственные корпорации могут мобилизовать и частный капитал, который мог бы сотрудничать с государственным на вполне рыночных началах, но в направлениях, определяемых властями.

Одним из наиболее ярких примеров осуществления финансирования корпораций с государственным участием является ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» входит в число крупнейших транспортных компаний мира и является одним из самых крупных предприятий в России.

Компания была создана путем приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, осуществленной в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2003 году. В процессе приватизации был создан единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставной капитал ОАО «РЖД». Единственным акционером компании является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, первоначальное финансирование деятельности ОАО «РЖД» российским правительством осуществлялось путем наделения компании имуществом.

Имущество Компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 предприятий федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству. На основе сводного передаточного акта Компании были переданы все права и обязательства реорганизуемых организаций.

В настоящее время финансирование Компании осуществляется за счет собственных средств, кредитных и привлеченных средств, а также средств, получаемых из государственного бюджета. В целом динамика и структура источников финансирования ОАО «РЖД» представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика и структура источников финансирования ОАО «РЖД» в 2014–2015 гг.

Статья пассива

2014г.

2015г.

Отклонение

Темп роста,%

млн. руб.

уд. вес,%

млн. руб.

уд. вес,%

млн. руб.

уд. вес,%

Уставный капитал

1972223

40,69

2091213

41,35

118990

0,66

106,03

Переоценка вне-оборотных активов

1245923

25,71

1243346

24,59

-2577

-1,12

99,79

Добавочный капитал (без переоценки)

10057

0,21

-55000

-1,09

-65057

-1,30

-546,88

в том числе

эмиссионный доход

4073

0,08

4073

0,08

0

0,00

100,00

Средства, полученные на увеличение уставного капитала

4709

0,10

8950

0,18

4241

0,08

190,06

прочие средства

1275

0,03

-68023

-1,35

-69298

-1,37

-5335,14

Резервный капитал

13663

0,28

13663

0,27

0

-0,01

100,00

Нераспределенная прибыль

274342

5,66

277171

5,48

2829

-0,18

101,03

Итого собственный капитал

3516208

72,55

3570393

70,60

54185

-1,95

101,54

Заемные средства

715711

14,77

900427

17,81

184716

3,04

125,81

Отложенные налоговые обязательства

89999

1,86

113635

2,25

23636

0,39

126,26

Итого долгосрочные обязательства

805710

16,62

1014062

20,05

208352

3,43

125,86

Заемные средства

140509

2,90

88491

1,75

-52018

-1,15

62,98

Кредиторская задолженность

305644

6,31

342279

6,77

36635

0,46

111,99

Доходы будущих периодов

37192

0,77

7687

0,15

-29505

-0,62

20,67

Оценочные обязательства

39539

0,82

32387

0,64

-7152

-0,18

81,91

Прочие краткосрочные обязательства

1942

0,04

1812

0,04

-130

0,00

93,31

Итого краткосрочные обязательства

524826

10,83

472656

9,35

-52170

-1,48

90,06

Всего пассивов

4846744

100,00

5057111

100,00

210367

0,00

104,34

По данным таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес в общей сумме источников финансирования приходится на уставный капитал (40,69 % в 2014 г. и 41,35 % в 2015 г.), то есть на средства, выделенные государством для осуществления деятельности Компании.

Государственная поддержка ОАО «РЖД» в настоящее время осуществляется по следующим направлениям:

– компенсация потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области пригородного сообщения; финансирование реализации проектов развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, механизм финансирования которых осуществляется через бюджет ОАО «РЖД» посредством взноса в уставный капитал;

– государственная поддержка из региональных бюджетов и внебюджетных фондов.

Динамика общего объема государственной поддержки ОАО «РЖД» представлена в таблице 3.

Таблица 3

Объем средств государственной поддержки ОАО «РЖД» в 2014–2015 гг., млрд. руб.

Направления государственной поддержки

2014г.

2015г.

Темп роста,%

1. Прямая поддержка

80,9

34,6

42,77

Субсидии на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозки пассажиров в пригородном сообщении

24,4

33,8

138,52

Субсидии на капитальный ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта

56,0

-

-

Направления государственной поддержки

2014 г.

2015 г.

Темп роста, %

Субсидии на компенсацию расходов, связанных с ликвидацией последствий крупномасштабного наводнения на территории Дальневосточного федерального округа

0,5

-

-

Субсидии на компенсацию расходов на содержание автомобильной дороги Адлер—горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»

-

0,55

-

Субсидии на компенсацию потерь по перевозке отдельных грузов

-

0,3

-

Субсидии на компенсацию потерь в доходах, связанных с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов ВОВ в связи с празднованием 70-летия Победы

-

0,001

-

2. Реализация государственных проектов через бюджет ОАО «РЖД»

-

121,2

-

Развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования на участке Междуречинск- Тайшет

8,5

11,05

130,0

Развитие Московского транспортного узла, в том числе

18,4

29,5

160,33

- из федерального бюджета

6,3

25,1

398,41

- из бюджета Москвы

12,1

4,4

36,36

Развитие и обновление Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, в том числе:

-

56,9

-

- из федерального бюджета

-

16,9

-

- из Фонда национального благосостояния

-

50,0

-

Строительство железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск

-

6,5

-

Скоростное и высокоскоростное движение

0,02

3,7

185,00

Комплексная реконструкция участка М. Горький — Тихорецкая — Крымская с обходом Краснодарского узла

2,9

3,6

124,14

3. Государственная поддержка из региональных бюджетов и внебюджетных фондов

-

2,1

-

Итого государственная поддержка

110,7

157,9

142,64

При общем увеличении объема государственной поддержки в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 42,64 % отмечается существенное изменение структуры государственной поддержки по отдельным направлениям. Причиной этого является не только изменение объемов деятельности Компании, но и направления реализации инвестиционных и прочих проектов в Компании, направленных на развитие инфраструктуры и повышение уровня доступности транспортной сети.

Таким образом, за счет реализации отдельных проектов ОАО «РЖД» и осуществления их финансирования государство реализует собственную транспортную стратегию. Кроме того, участие государства в деятельности корпорации связано с обеспечением доступности услуг по перевозки для отдельных категорий населения.

В целом проведенное исследование показывает, что спецификой деятельности корпораций с государственным участием является значительная роль финансирования их деятельности за счет бюджетных средств в различных формах (путем внесения в уставный капитал, участия в финансировании проектов, компенсации части утраченных доходов, связанных с регулированием тарифной политики).

Литература:

  1. Большаков А. В. Государственные корпорации в России: теоретические основы и практика функционирования / А. В. Большаков, К. С. Янкаускас // Финансовая аналитика: роблемы и решения — 2011. — № 38. — с. 72–76
  2. Ваславская И. Государственные корпорации в стратегии экономического развития России // Вестник Института экономики РАН, 2010. — № 1. — С. 157–164
  3. Денежное хозяйство предприятий: учебник для вузов / А. Ю. Казак, О. Б. Веретенникова, М. С. Марамыгин, К. В. Ростовцев; под ред. проф. А. Ю. Казака, проф. О. Б. Веретенниковой — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2016. 464 с.
  4. Жуков Н. В. Вопросы организации системного финансового контроля в транспортных корпорациях с государственным участием // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2015. — № 25. — С. 45–54
  5. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2014 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ir.rzd.ru/static/public/ru
  6. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2015 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ir.rzd.ru/static/public/ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle