Библиографическое описание:

Соболь Т. В. Философское образование как фактор формирования критического мышления в контексте международного образовательного пространства // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 598-601.



В данной статье проанализированы основные функции философии и ее значение в контексте международного образовательного пространства. Выявлено значимость развития критического мышления как для одной личности так и для всего общества в целом. Показаны пути формирования критического мышления у студентов Германии и США. Описан опыт успешного применения философских методов в международном высшем образовании.

Ключевые слова: философия, высшее образование, критическое мышление, образовательное пространство, инновация, дискуссия

Технологический и социальный прогресс требует умений быстро адаптироваться к современным требованиям общества, меняться и совершенствоваться на основе самостоятельно приобретенных знаний, находить пути решения профессиональных и социальных задач в любых нестандартных ситуациях. Сегодня мало владеть одним простым способом мышления. Современное высоко дифференцированное общество базируется на множестве социальных рациональностей, требующих нередко отличных техник мышления. Да и сама наука также все больше поощряет новые стили мышления, новые процедуры доказательства, наконец, авторский подход к формулированию и решению теоретических и практических задач. Таким образом, трансформация самого образа жизни современного человечества обосновывает значимость владения комплексными навыками мышления, прежде всего критического и творческого.

Анализ научных исследований позволяет утверждать, что формирование критического мышления рассматривалось в первую очередь в таких направлениях как образование и критическое мышление (К. М. Пилипюк, И. В. Горохова, С. А. Терно, Н. В. Андрейчук, Д. Шакирова, Е. А. Ходос, Е. В. Воевода), сущность и структура критического мышления личности (Е. А. Архипова, О. Ковалевская, С. Костюк, Н. Ю. Туласынова и т. д.). В то же время исследованием значения философского образования занимались А. Е. Конверский, В. А. Бугров, Е. М. Покровская, Р. Черноног, И. А. Горьков, О. В. Гулько, Н. А. Желуденко и др. Наряду с этим, проблема раскрытия формирования критического мышления как результата влияния философского образования в контексте международного образовательного пространства требует основательного освещения. Соответственно, целью данной статьи является подтверждение базового значения философского образования в формировании критического мышления посредством анализа высшего образования США и Германии. Для этого был использован метод сравнительного анализа и герменевтический подход, которые помогли показать пути становления инновационного человека в современном меняющемся мире.

Следует отметить, что понятие «инновация» означает не только процесс создания чего-то нового и его результат, но и образ мышления, который выходит за пределы традиционного восприятия действительности и позволяет адаптироваться к изменениям современного мира. Формированию такого мышления способствует получение философского образования, которое помогает развитию в человеке собственной аргументированной исследовательской позиции и способности самостоятельно решать проблемы и принимать нестандартные решения. Фактически, философское образование направлено на работу с мышлением, которое формирует поисковые ориентации человека и творческий подход в преодолении различных трудностей. Как отмечает А. В. Гулько, именно философская модель образовательного проектирования содержит глубокий потенциал для реализации современных задач новой парадигмы образования, и поэтому она должна заменить старую. Именно новая система образования, по ее мнению, должна быть в состоянии сформировать инновационную личность, развить ее креативный потенциал и подготовить человека к жизни в глобальном информационном пространстве, признать приоритет человека как личности, способной к полной реализации собственных возможностей и обладающей критическим мышлением …» [1, с. 208].

Философия синтезирует все отдельные отрасли научного знания и ее следует воспринимать как некую систему наук и методов академических знаний. Кроме того, как и наука, философия пользуется общими стандартами и нормами рациональности, доказательности, логичности, обоснованности и т. п. К тому же, именно философия обосновывает сами эти стандарты, предоставляя методологический инструментарий науке.

Еще одной функцией философского образования является формирование у человека критического мышления которое является одним из важнейших качеств личности. В процессе критического осмысления той или иной проблемы субъект мышления приходит к выявлению таких ее аспектов, которые ранее оказывались незамеченными, в результате чего первоначальное представление об объектах, процессах и т. п. может подтверждаться, обогащаться, конкретизироваться или наоборот — кардинально меняться. Одним словом, критическое мышление — это мышление, характеризующееся самосовершенствованием: такой тип мышления является научным по своей сути. Именно научное мышление, которое постоянно совершенствуется, обеспечивает научно-технический и общественный прогресс. Оно постоянно ищет проблемы (в то время как догматическое мышление их не видит), решает их, тем самым продвигая общество к новым свершениям. Итак, критичность — это важнейшая характеристика научного мышления, а критицизм есть поиском некоторых противоречий или несоответствий»[4, с. 27].

Как отмечает Дайан Халперн «способность критически мыслить была всегда важна, а сейчас без критического мышления фактически не возможно выжить. Впервые в истории человечества возникла опасность, когда люди получили способность уничтожить все живое на нашей планете. Решения, которые мы принимаем как частные лица и как члены общества, касаются экономики, сохранения природных ресурсов или разработки ядерных вооружений, отразятся на будущих поколениях народов всего земного шара. Кроме того, нам приходится принимать решения по целому ряду важных вопросов, имеющих локальный или частный характер» [5, с. 5]. Например, на выборах избиратели должны принять решение, выбирая своего кандидата, осознавая, что от этого решения зависит будущее страны. Поскольку каждому гражданину нужно принимать огромное количество важных решений, представляется естественным, чтобы общество позаботилось о том, каким образом эти решения принимаются. Особенно во время информационной войны, когда, только критическое мышление может спасти наше сознание от манипуляционного воздействия всемогущих СМИ. Как ни странно, преподаватели, политики и общественность стали обращать серьезное внимание на этот вопрос лишь в последние годы, когда действительно начали задумываться что же влияет на развитие критического мышления. На сегодняшний день можно сказать, что философское образование способно заложить фундамент для формирования критического мышления личности, ведь философское мышление появляется тогда, когда мы начинаем понимать философскую проблему как свою собственную, когда мы хотим для самих себя ее решить, формируя собственные средства ее решения. Фактически философское мышление тождественно критическому мышлению и является способностью использовать определенные приемы обработки информации, позволяющие получить желаемый результат.

К основным характеристикам критического мышления следует отнести такие навыки как: делать логические умозаключения, принимать обоснованные решения, давать оценку положительных и отрицательных черт как полученной информации, так и самого мыслительного процесса, направлять усилия на результат»[3, с. 5]. Именно этого и учит философское образование, которое способно обеспечить граждан не только научными и педагогическими кадрами, но и сформировать новое поколение инновационных людей, которые способны до: анализа общественных принципов и создания новейших идей для улучшения уже имеющихся достижений; творческого мышления; формирования новой культуры и новых гуманных ценностей. Фактически философское образование формирует рефлексивное мышление, которое является главным качеством критического мышления.

Немецкие ученые (А. Kрюзе, Ж. Kюрфисс) подчеркивают, что критическое мышление предполагает рефлексию, понимание того, как знания создаются, и является частью практического обучения. В колледжах Германии, например, навыки критического мышления развиваются как отражение практического опыта, практических проектов, реализуемых в разработках новых методических рекомендаций. Критическое мышление в сфере высшего образования актуализирует способность приспосабливаться к новому содержанию и делать его доступным для рационального переосмысления. Оно требует использования таких вспомогательных средств, как математическое моделирование, компьютерная техника, средства массовой информации, эвристика, эмпирические тестирования, управление проектами и др. [6].

Как отмечает К. М. Пилипюк, в Германии критическое мышление считается частью социального процесса, формирование которого требует «учебного сообщества» в котором интегрируются различные формы мышления, установки и ценности. В университетах Германии семинар является средством интеграции научных исследований в обучение. С целью формирования критического мышления студентов преподаватели на семинарских занятиях активно используют онлайн-энциклопедии, дискуссионные форумы, компьютеризированные системы и тому подобное. Приобретают особое значение и практико-ориентированные мероприятия, предусматривающие выполнение проектных работ. Подготовка проектов позволяет активизировать коллективно-творческую деятельность будущих специалистов[2, с. 153].

В англо-американской логико-философской традиции «критическое мышление» — это, в первую очередь, масштабная учебная дисциплина, которая предназначена для обучения навыкам построения и оценки аргументов, а критически мыслящий человек, в свою очередь, должен заботиться о том, чтобы его взгляды и решения были четко обоснованы. Для этого ему необходимо: стремиться к поиску новых гипотез, альтернативных объяснений, источников, выводов; быть хорошо информированным; рассматривать точки зрения, которые являются отличными от своих собственных; расширять свой кругозор, стремиться к разносторонней осведомленности. Кроме того личность, владеющая критическим мышлением, должна быть способной четко представить как свою позицию, так и позицию других, а именно: ясно и точно понимать смысл сказанного и написанного, учитывая особенности ситуации; концентрироваться на выводе или вопросе, стремиться придерживаться основной темы; искать и предлагать обоснования, принимая во внимание всю ситуацию в целом; осознавать собственные убеждения [7, с.171].

Весь образовательный процесс в США построен на обмене мнениями между преподавателем и студентом (диалогом) в котором нет доминирования одного над другим. Диалогический метод напоминает майевтический метод Сократа, в котором люди находят истину в течение совместных размышлений, отвечая на вопросы, которые возникают в процессе беседы. Данный метод направлен не только на формирование критического мышления, но и на познание студентом самого себя. Направлять данный «поиск истины» должен конечно же профессиональный преподаватель. Диалогический метод делает студента активным участником учебного процесса, а не только пассивным слушателем информации. Именно диалогический процесс является условием проявления активности и самостоятельности студента. Диалогический метод предоставляет основу дискуссии, которая является основной формой семинарских занятий в Америке. В такой дискуссии могут принимать участие не только преподаватель и студент, но и все студенты, которые присутствуют на семинаре. Именно диалог в таких дискуссиях и является способом формирования критического мышления, ведь диалог — это искусство постановки вопросов. При ведении диалога необходимо хорошее знание предмета спора и мастерство в последовательности освещения вопросов.

Таким образом, на методическом уровне технология обучения критическому мышлению представляет собой систему философских приемов и стратегий, которые объединяют методические приемы независимо от конкретного содержания. Большая роль в формировании критического мышления отводится логике, как философской дисциплине развивающей ход мысли.

Технологию развития критического мышления можно считать интегрирующей. В ней обобщены наработки многих философских технологий: она обеспечивает и развивает мышление и коммуникативные способности, формирует навыки самостоятельной работы личности. Философскую методологию используют в высших учебных заведениях Германии и США, где много семинаров и лекций проводятся в форме диалогов и дискуссий. Данный подход позволяет научить студентов различным методам решения проблемных задач, их анализа и творческого подхода к обоснованию своей позиции в жизни, достойного и нравственного поведения, критического восприятия действительности и терпимого отношения к недостаткам мира. Философия, будучи фундаментальной наукой, формирует не только определенное восприятие мира, но и общемировые и индивидуальные ценности человека, а открытия, осуществляемые философией, носят междисциплинарный характер и включают в себя как постановку проблемы так и способы ее решения. Главной целью современного философского образования является формирование инновационной личности, которая сможет адаптироваться к условиям постоянно меняющегося мира. Именно поэтому использование философских методов обучения необходимо для высшего образования, поскольку различные философские приемы способствуют не только усвоению знаний, но и развитию критического мышления, которое является необходимым качеством современного человека.

Литература:

  1. Гулько О. В. Філософський аналіз сучасної моделі освітнього проектування / О. В. Гулько // Гуманітарний вісник Запорізької державної інженерної академії. — 2012. — Вип. 50. — С. 202–210.
  2. Пилипюк К. М.Формування критичного мислення особистості в контексті європейського освітнього процесу / К. М. Пилипюк // Теорія та методика навчання та виховання. — 2013. — Вип. 33. — С. 148–156.
  3. Терно С. О. Розвиток критичного мислення старшокласників на уроках історії /С. О. Терно // Збірник наукових праць Бердянського державного педагогічного університету (Педагогічні науки). — № 4. — Бердянськ: БДПУ, 2008. — С. 5–13.
  4. Терно Сергій. Світ критичного мислення: образ та мімікрія / С. Терно. // Історія в рідній школі: наук.-метод, журнУ М-во освіти і науки України, ДІВП вид-во «Педагогічна преса». — Київ: Педагогічна преса — 2012-№ 7/8-С.С. 27–39.
  5. Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн; пер. с англ. Н. Мальгиной, С. Рысев, Л. Царук. — СПб: Питер, 2000. — 512 с.
  6. Fisher A. Critical Thinking. An Introduction. / А. Fisher. — Cambridge: Cambridge University Press, 2001–294 р.
  7. Kurfiss, Joanne G. Critical thinking. Theory, research, practice, and possibilities. ASHE-ERIC Higher Education report. — 1998. — Vol. 2. — 164 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle