Библиографическое описание:

Сайфуллин А. А., Виноградова Н. В. Методические подходы к проведению тематических мероприятий по материалам краеведческой работы школьников в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 564-566.



Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, учителя пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу. Даже в тех образовательных учреждениях, где действуют краеведческие объединения учащихся, как правило, наблюдается отсутствие системы работы, связей с другими краеведческими объединениями, материалы работы практически не используются в образовательном процессе школы [1,2,3,4,5,6,7].

Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

– приоритет воспитательных задач;

– возможности реализации принципов адаптивной педагогики;

– интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;

– самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;

– реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;

– внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;

– практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Краеведческая деятельность учащихся представляет собой сложную систему, состоящую из интегрированных краеведческих курсов, внеурочной работы по предмету, туристско-краеведческих и экспедиционных объединений, факультативов, кружков, музеев.

Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при использовании образовательных ресурсов краеведения, которые реализуются в системе разнообразных форм краеведческой деятельности, в каждом элементе которой может принять деятельностное участие каждый ребенок.

Познавательная (по основной задаче) краеведческая деятельность реализуется в структуре учебного процесса, на основе выбранной образовательным учреждением учебной программы. К сожалению, в настоящее время отсутствуют единые требования к знаниям и умениям учащихся, нет принятого перечня практических работ, экскурсий; отмечается достаточно узкая содержательная направленность. Поэтому учителя, которые практикуют краеведческую работу, чаще всего организуют ее сообразно собственным интересам и представлениям. И, тем не менее, мы уверены, что они делают важное дело как в образовательном, так и в воспитательном плане. Поэтому можно согласиться с известным специалистом в области краеведения Ривкиным Е. Ю., что конкретное образовательное учреждение может самостоятельно разработать комплект краеведческих образовательных программ [8].

Внеурочная краеведческая работа, более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, организовать деятельность, направленную на развитие личности каждого конкретного ученика. Кроме того, она способствует решению проблемы организации досуга учащихся во внеурочное время.

Формы внеклассной работой можно классифицировать по степени систематичности организации деятельности учащихся:

– разовые формы работ: конкурсы, викторины, конференции, олимпиады, театрализованные представления;

– системные: выпуск газет, проектные работы, экскурсии, факультативные занятия, краеведческие объединения учащихся.

Все они организуются и проводятся однократно (или несколько раз) в течение учебного года для различных классов, групп учащихся.

Их главная цель: развить у учащихся интерес к предмету, региону. Подготовка и проведение конкурсов способствует развитию знаний учащихся, формированию умений работы и общения в коллективе. Тематика конкурсов может касаться любых вопросов жизни своего района.

Обзор основных форм краеведческих мероприятий

Ученические краеведческие конференции. Главной целью проведения конференции является расширение краеведческого кругозора учащихся, формирование навыков исследовательской работы. Тематика конференций определяется проблемами Верхнеуслонского района или его отдельных территории, населённых пунктов, а также направлениями исследовательской деятельности учащихся. Краеведческие олимпиады. Желательно проводить их ежегодно во всех параллелях. Цели краеведческой олимпиады — выявить одаренных учеников для организации их последующего развития, способствовать активизации интереса к предмету. В олимпиаде должны принять участие все желающие школьники. Вопросы олимпиады разрабатываются учителем и должны касаться как основных программных вопросов курса, так и выходить за ее рамки. Основная группа вопросов должна отражать профиль изучаемого курса (география и экология района, история и культура родного края и т. п.). Остальные вопросы должны касаться всех аспектов содержания краеведческой подготовки учащихся, в том числе — территории своего непосредственного проживания.

Формы проведения предметной олимпиады могут быть разнообразны и отличаться в каждой возрастной группе участников. Такими формами могут быть: викторина, тестовые задания, мини-эссе, ответы на вопросы в виде кроссвордов, шарад, ребусов и др. После проведения олимпиады учитель знакомит всех участников с правильными ответами на вопросы. Результаты олимпиады должны быть доведены до участников максимально быстро. По итогам олимпиады учитель оформляет грамоты и вручает их призёрам в торжественной обстановке.

Заключение

Эколого-географическое краеведение — разноплановая наука, изучающая особенности природы места непосредственного проживания учащихся: характерные черты геологии и рельефа, погодные условия и сезонные изменения, многосторонние взаимосвязи живых и неживых объектов в знакомом географическом пространстве.

Литература:

  1. Виноградов В. Ю., Сайфуллин А. А., Хабибуллин М. М., Виноградова Н. В., Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского МР РТ) Молодой ученый. № 11 (115), 2016. С. 566–568.
  2. Виноградов В. Ю., Сайфуллин А. А., Виноградова Н. В., Гибадуллин Р. З. Роль бережливого производства в современном мире. Молодой ученый. № 20 (100) октябрь, 2015. С. 30–31.
  3. Диагностика состояния газотурбинных двигателей в условиях аэродромного базирования. Виноградов В. Ю. Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2000. № 2. С. 32.
  4. Исследование технического состояния авиационных ГТД и энергетических установок в целях составления картограмм газодинамических параметров для диагностики. Виноградов В. Ю. Контроль. Диагностика. 2011. № 12. С. 45–50.
  5. Противоугонное устройство для самоходных транспортных средств ВиноградовЮ. В., Мангушев Н. И., Точилкин В. И., Виноградов В. Ю., Абросимов А. В. патент на изобретение RUS 2047514.
  6. Ривкин Е. Ю. Основы методики преподавания краеведения в основной и старшей школе. — М: СОУО, 2000.
  7. Ривкин Е. Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы — www.portal-slovo/ru/pedagogy/37958.php (дата обращения 01.12.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle