Библиографическое описание:

Гребенщикова А. А. Общая характеристика «заявления о преступлении» как повода возбуждения уголовного дела // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 438-442.



Институт возбуждения уголовного дела — это обязательный элемент деятельности органов предварительного расследования, в ходе которого устанавливается наличие или отсутствие повода и основания для возбуждения уголовного дела. Согласно приказу «О едином учете преступлений» от 29 декабря 2005 г., «проверка состоит в действиях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 144 и ч. 4 ст. 146 УПК РФ, которые производятся правомочными и (или) уполномоченными на то должностными лицами по сообщению о преступлении» [1].

Действующий УПК РФ не дает понятие «повода» возбуждения уголовного дела, а лишь перечисляет определенные юридические факты, которые служат началом для проведения проверочных действий. В теории предлагаются различные трактовки дефиниции. В своей работе Г. П. Химичева отмечает, что: «Одна из распространенных в теории уголовного процесса трактовок «повода к возбуждению уголовного дела» была в свое время предложена Н. В. Жогиным и Ф. Н. Фаткуллиным и состоит в рассмотрении повода, как юридического факта, вызывающего деятельность по возбуждению уголовного дела» [2, с. 184]. Б. С. Тетерин, Е. З. Трошкин под поводами для возбуждения уголовного дела подразумевают: «Сведения, содержащие первоначальные данные о признаках совершенного или подготовляемого преступления» [3, с. 24]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что под поводом возбуждения уголовного дела следует считать комплекс юридических фактов, на основании которых уполномоченное должностное лицо вправе начать процедуру проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.

Согласно ст. 140 УПК РФ, поводами для возбуждения уголовного дела служат:

  1. Заявление о преступлении;
  2. Явка с повинной;
  3. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  4. Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании;
  5. Материалы, направленные Центральным Банком Российской Федерации, а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В действующем законодательстве разграничивается «повод» возбуждения уголовного дела и «сообщение о преступлении». Согласно п. 43 ч. 1 ст. 5 УПК РФ «сообщение о преступлении — это заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления» [4]. Таким образом, УПК РФ в перечень юридических фактов, которые включаются в понятие «сообщение о преступлении» исключает постановление прокурора о направлении соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, а также материалы, направленные Центральным Банком Российской Федерации, конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Однако в инструкции ФТС России от 12 января 2007 г. в качестве «сообщения о преступлении» выделяется «протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании» [5].

Одним из распространённых поводов возбуждения уголовного дела является — заявление о преступлении.

Согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под заявлением следует понимать «просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критику деятельности указанных органов и должностных лиц» [6]. Действующий УПК РФ не дает понятие «заявление о преступлении». Представление о том, является ли сообщение о преступлении таковым, можно сделать с учетом анализа ст. 141 УПК РФ.

Заявление о преступлении будет являться поводом возбуждения уголовного дела в случае если:

  1. Заявление подается физическим лицом;
  2. Личность заявителя установлена;
  3. Заявление содержит информацию об общественно-опасном деянии;
  4. Соблюдена форма заявления.

Относительно к форме заявления устанавливаются определенные требования. Заявление, которое должно содержать данные о заявителе, подается как в устной, так и в письменной форме, которое подписывается заявителем, а также лицом, принявшим заявление. В случае, письменного заявление достаточно лишь подписи самого заявителя. В случае если заявление о преступлении сделано в ходе производства какого-либо следственного действия или в ходе судебного разбирательства, в таком случае оно заносится в указанный протокол. К заявлению прилагаются документ, удостоверяющий личность заявителя. Основным и наиболее важным является отметка о предупреждении лица об уголовной ответственности в соответствие со ст. 306 УК РФ.

УПК РФ не раскрывает понятие «заявитель». Как отметил Конституционный суд Российской Федерации: «Обеспечение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве обусловлено не формальным признанием лица тем или иным участником производства по уголовному делу, в частности потерпевшим, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующих прав» [7].

По смыслу нормы заявителем может быть любое лицо, которому стало известно о преступлении с учётом положений ч. 2, 3 ст. 20 УПК РФ.Влитературе существует спор о том, может ли быть заявителем должностное или юридическое лицо. Т. Д. Пан и Ю. К. Якимович, считают, что заявителем может быть, как: «Физическое лицо, так юридическое и должностное лицо» [8, с. 109]. Аналогично, Н. Е Муженская, Г. В. Костылева, предлагают в качестве заявителя считать: «Физическое или юридическое лицо, обратившееся в орган внутренних дел, мировой суд с намерением сделать в устном или письменном виде заявление о готовящемся или совершенном преступлении» [9, с. 52]. П. Г. Марфицин, Ю. Н. Белозеров, считают, что: «В случае, когда уведомляют заявителя о принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении значение дефиниции заявитель становиться шире и включает в себя и юридическое лицо» [10, с. 20]. Однако ст. 141 УПК РФ предъявляет к заявителю обязательное требование, которое заключается в предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Учитывая данное положение должностное, либо юридическое лицо не может быть заявителем.

Кроме того, отсутствуют определенные критерии к возрасту заявителя. Как уже отмечалось, заявитель предупреждается об уголовной ответственности в соответствие со ст. 306 УК РФ. Рассматривая конструкцию данного состава преступления, заявителем может быть лишь физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Поэтому не ясным остается вопрос, как следует оформлять протокол принятия устного заявления от лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста? Как отмечает в своей работе Н. А. Кирянина: «Изучение уголовных дел публичного обвинения, а также материалов об отказе в возбуждении уголовного дела свидетельствует о том, что заявление подростка как повод для возбуждения уголовного дела используется крайне редко» [11, с. 257]. Считается, что если преступление совершено в отношении малолетнего лица, тогда заявление должен подавать его законный представитель. В свою очередь, О. Гладышева, Н. Солонникова считают, что: «Участие законного представителя в процедуре принятия заявления возможно, но не обязательно» [12, с. 46].

Если заявитель не может лично присутствовать при подаче сообщения о преступлении, то указанное заявление принимается в порядке ст. 143 УПК РФ в качестве рапорта об обнаружении признаков преступления. Если сообщение о преступлении подается анонимно, то оно не подлежит принятию и регистрации, как и последующей проверки. Однако, в Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях имеется оговорка. Согласно данной оговорке, приему, регистрации и разрешению подлежит «анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ) заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта» [13].

Кроме того, К. Б. Калиновский, А. В. Смирнов, указывают, что: «Если в анонимном сообщении содержится информация об общественно опасном деянии, то оно может послужить поводом для проверки средствами оперативно-розыскной деятельности. При установлении в результате такой проверки признаков преступления поводом к возбуждению дела послужит рапорт сотрудника правоохранительного органа» [14, с. 322]. В приказе Минюста России от 11 июля 2006 г. указывается, что «анонимные сообщения о преступлении, которые поступили в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и содержат сведения о готовящихся, совершенных или совершаемых преступлениях, а также розыске преступников, рассматриваются руководителем, ответственным за организацию оперативно-розыскной деятельности, и передаются в оперативное подразделение для проверки и оперативного использования» [15].

Подпись заявителя свидетельствует о достоверности сообщенных признаках преступного посягательства. Кроме того, подпись подтверждает установление личности заявителя.

В следственно-судебной практике зачастую заявитель отказывается от подписи заявления. Причины отказа могут быть разнообразными. Прежде всего, отмечается, что «исследователи проблем обеспечения безопасности граждан, сообщающих о преступлениях и продолжающих содействовать правосудию (давать показания, исполнять другие уголовно-процессуальные обязанности), отмечают, что количество сообщений граждан о преступлениях существенно возрастает при обеспечении безопасности таких лиц; их материальном поощрении (вознаграждении) за предоставленную информацию; наличии уголовно-правовых норм, стимулирующих граждан, в отношении которых осуществляется уголовное судопроизводство, сообщать об известных им преступлениях других лиц» [2, с. 183]. Согласно ч. 3 ст. 11 УПК РФ «при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 5 ст. 278 УПКФ РФ» [4]. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ предусматривает определенный круг субъектов, подлежащих государственной защите, в том числе «заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления» [16].

В теории имеется дискуссионный вопрос, необходимо ли в протокол заявления в обязательном порядке вносить просьбу о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. Г. П. Химичева считает, что: «Исключение составляют преступления, преследуемые в порядке частного и частно-публичного обвинения, заявления о которых должны исходить непосредственно от потерпевшего и содержать требование о привлечении лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности» [17, с. 15].

Подводя итоги, можно приди к следующим выводам:

1. Заявление — это обращение лица в органы предварительного расследования за защитой личных прав и свобод, а также за защитой личных прав и свобод других лиц.

2. Заявление о преступлении может быть подано самостоятельно физическим лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста, которое предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствие со ст. 306 УК РФ.

3. Лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста, а также лицо, которое в силу своего физического или психического состояния не может самостоятельно осуществлять свои права и законные интересы подает заявление через законного представителя, однако четкая процедура принятия заявления в таком случае не установлена.

4. Заявитель обязан подписать заявление о преступлении. При необходимости к заявителю применяются меры безопасности.

5. Анонимное сообщение о преступлении может быть, как основанием для проведения оперативной проверки, так и поводом в возбуждении уголовного дела в качестве рапорта об обнаружении признаков преступления.

Литература:

  1. О едином учете преступлений [Электронный ресурс]: [приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 г.: в ред. от 20 февраля 2014 г. (№ 91–11-ФЗ)]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 09.07.2016).
  2. Химичева Г. П. Возбуждение уголовного дела: проблемы правовой регламентации и совершенствования деятельности [Электронный ресурс] // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. — М.: «1с: Компьютерный Аудит». — 2003. — № 2. — с. 180–205. — URL: http://www.k-press.ru/bh/2003/2/himicheva/himicheva.asp
  3. Тетерин Б. С., Трошкин Е. З. Возбуждение и расследование уголовных дел. М., 1997. — 38 с.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 18 декабря 2001 г. (№ 174-ФЗ): в ред. от 03 июля 2016 г. (№ 331-ФЗ)]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 09.07.2016).
  5. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях [Электронный ресурс]: [приказ ФТС РФ от 12 января 2007 г. (№ 23-ФЗ): в ред. от 04 декабря 2015 г. (№ 2455-ФЗ)] — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 09.07.2016).
  6. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 02 мая 2006 г. (№ 59-ФЗ): в ред. от 03 ноября 2015 г. (№ 305-ФЗ)] — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 09.07.2016).
  7. По жалобе гражданина Тищенко Константина Михайловича на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи первой Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» [Электронный ресурс]: [определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 1258-О] — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 09.07.2016).
  8. Якимович Ю. К., Пан Т. Д. Возбуждение уголовного дела и предварительного расследования по УПК РФ. — ТГУ, 2003. — 318 с.
  9. Муженская Н. Е., Костылева Г. В. Заявитель-участник уголовного судопроизводства [Электронный ресурс] // Законность. — 2012. — № 7. — с. 52–56. — URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=22&art=4091
  10. Белозеров Ю. Н., Марфицин П. Г. Обеспечение прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела. — М.: Учебно-методический центр при Главном управлении кадров МВД России, 1994. — 76 с.
  11. Кирянина Н. А. Вопросы обеспечения прав несовершеннолетних при приеме и проверки сообщения о преступлении // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2010. — № 4. — с. 257–263.
  12. Гладышева О., Солонникова Н. Несовершеннолетние заявители о преступлении // Законность. — 2008. — № 8. — с. 45–47.
  13. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях [Электронный ресурс]: [приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 09.07.2016).
  14. Калиновский К. Б. Уголовный процесс: учебник / Под ред. А. В. Смирнова. — М.: КНОРУС, 2008. — 704 с.
  15. Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах Уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях [Электронный ресурс]: [приказ Минюста России от 11 июля 2006 г. (№ 250-ФЗ): в ред. от 07.11.2013 (№ 204-ФЗ)]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 09.07.2016).
  16. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 20 августа 2004 г. (№ 119-ФЗ): в ред. от 03 июля 2016 г. (№ 305-ФЗ)]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 09.07.2016).
  17. Химичева Г. П. Досудебное производство по уголовным делам: Концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. М.: Экзамен, 2003. — 350 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle