Библиографическое описание:

Стулова Н., Марина А. В. Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по биологии: проблемы и поиск решений // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 571-574.



В статье представлен опыт организации контроля учебных достижений учащихся 5 класса, обучающихся по программе линейного курса биологии основной школы Н. И. Сонина и В. Б. Захарова.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательные результаты, учебные достижения, сложности и проблемы контроля, пути решения, программа линейного курса биологии основной школы

Изучение школьного курса биологии основной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предполагает достижение учащимися трех групп образовательных результатов: предметных, личностных и метапредметных.

В этой связи перед школьным учителем биологии в 2015–2016 учебном году встала задача обеспечения и проверки достижения учащимися данных групп образовательных результатов. Сложность этой проблемы связана с тем, что ранее, при реализации государственных образовательных стандартов школьного биологического образования личностные и метапредметные результаты не фигурировали как таковые. Учитель осуществлял проверку сформированности только предметных результатов.

Предметные результаты мы рассматриваем как «усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности» [3, с. 15].

Ознакомившись с требованиями к предметным результатам обучения биологии, которые отражены в Фундаментальном ядре содержания общего образования [11], мы установили, что для проверки сформированности предметных результатов обучения должен быть использован широкий спектр форм и видов контроля знаний и умений учащихся. Мы установили, что по биологии предметные результаты могут проверяться в следующих формах: тестирование, промежуточные контрольные работы, итоговые контрольные работы, самостоятельные работы учащихся, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, отчеты по практическим работам, отчеты по лабораторным работам, отчеты по выполнению творческих заданий, отчеты по выполнению исследовательских, в т. ч. проектных работ, отчеты по результатам наблюдений в природе, отчеты по результатам экспериментальной работы, письменные работы и др.

Далее мы попытались выяснить выявлению каких конкретных видов универсальных учебных действий (УУД), процесс формирования которых должен организовать учитель на каждом уроке в рамках изучения всех учебн6ых тем, содействует использование различных форм контроля предметных результатов. Эта работа достаточно емка, кропотлива и затратна по времени, так как для каждого урока курса биологии 5 класса необходимо было четко вычленить различные виды УУД и отобрать различные виды проверки и оценивания их сформированности. Нам потребовалось систематизировать имеющийся в арсенале школьного учителя массив соответствующих контрольных измерительных материалов, а при их отсутствии или недостаточности разработать авторские. Учитель вправе ожидать появление готовых методических изданий подобного рода, однако их практически нет [4].

Разобравшись с механизмом оценивания предметных результатов, мы поставили перед собой задачу овладения инструментарием оценивания метапредметных и личностных результатов. Здесь столкнулись с определенными сложностями, связанными с отсутствием конкретных методических рекомендаций по организации данных видов деятельности. Имеющиеся в распоряжении школьного учителя биологии материалы [1, 2, 7, 8, 10] ответов на все вопросы, возникшие у нас, не дают.

Отчетливо видя воспитательный потенциал курса биологии 5 класса, зная разнообразные аспекты содержания предмета, позволяющие его реализовать, мы столкнулись с проблемой подбора методик, позволяющих выявить мотивационную составляющую деятельности учащихся, оценить уровень их воспитанности. Предлагаемые методики ранжирования, анкетирования, собеседования и интервьюирования учащихся [10] не всегда выполнимы в деятельности учителя-предметника, не обладающего специализированной психологической подготовкой, а профессиональный совет психолога не всегда возможен в связи с отсутствием данной должности во многих общеобразовательных учреждениях.

В этой связи, руководствуясь тезисом о том, что предметом оценки становится не процесс личностного развития учащегося, а эффективность образовательной деятельности образовательного учреждения, мы поставили перед собой цель — поиск доступных методик оценки личностных результатов, характеризующих сформированность системы УУД (таблица 1).

Таблица 1

Карта психологического мониторинга уровня развития личностных универсальных учебных действий учащихся 5 класса

Универсальные учебные действия

Основные критерии оценивания

Методики (типовые дидактические задачи)

Самооценка

когнитивный компонент: адекватное оценивание себя и отношение к себе (к своим качествам, возможностям, физическим и духовным силам)

тест «Вербальная диагностика самооценки личности»

Смыслообразование (мотивация учебной деятельности)

сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний

методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению; анкета «Мотивы учебной деятельности»

Нравственно — этическая ориентация

отношение к нравственно- этическим нормам

методика выявления уровня нравственно — этической ориентации (наблюдение)

Данный материал был использован нами в последующем при разработке контрольных работ (диагностической и итоговой).

Разрабатывая стратегию деятельности в по контролю метапредметных результатов изучения школьного курса биологии 5 класса, мы руководствовались тезисом о том, что метапредметные результаты включают в свой состав «межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» [9, с. 5]. Для выявления их сформированности мы взяли за основу методики оценки проектной деятельности и выполнения творческих заданий, так как именно эти виды деятельности носят межпредметную направленность и обеспечивают реализацию педагогики сотрудничества.

Осуществленная нами подготовительная работа позволила осуществить разработку заданий стартовой диагностик и, которая была проведена нами в сентябре 2015 года. Для ее проведения было подготовлено 2 равноценных по средней трудности варианта тестов, выполнение которых было рассчитано на 30 минут. Она позволила выявить готовность к обучению биологии в основной школе по трем основным направлениям:

− личностная готовность: мотивация; личностная зрелость; уровень интеллектуального развития;

− метапредметная готовность: совокупность умений (владение способами действия, мышления, общения), позволяющих успешно изучать биологию в основной школе;

− предметная готовность: предметные знания и умения — результат освоения курса «Окружающий мир» начальной школы.

Для проведения текущего контроля образовательных результатов изучения курса «Введение в биологию» 5 класса с использованием линейного варианта учебной программы Н. И. Сонина и В. Б. Захарова [6] мы использовали УМК «Живой организм» издательства «Дрофа» [2, 5, 7, 8], который, по нашему мнению, предлагает большой банк заданий, позволяющих не только проводить контроль, но и самостоятельно изучать учеником пропущенные темы.

Итоговая диагностика проводилась нами в мае 2016 года. Итоговая проверочная работа была направлена на определение всех трех групп образовательных и включала задания метапредметного плана, что позволило отследить сформированность УУД у учащихся. Работа состояла из двух частей. Часть 1 включала задания базового уровня сложности, часть 2 — повышенного уровня сложности.

Работа позволила отследить сформированность основных видов деятельности, которыми должен владеть учащийся 5 класса (таблица 2)

Таблица 2

Результаты итоговой контрольной работы

Номер задания

Тема

Проверяемые умения иучебный материал

УУД

Кол-во выполнивших- задание

% выполнения

А 4

С 2

Живой организм: строение и изучение.

Наличие первоначальных представлений о методах изучения природных объектов; объяснять мир с точки зрения биологии; представления о строении клеток.

Регулятивные,

Познавательные

27

10

100

37

А 1

А 2

А 3

А 5

А 6

Многообразие живых организмов.

Умение читать информацию; умение классифицировать объекты природы. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Регулятивные,

Познавательные

26

23

20

18

25

96

85

74

66,6

93

С 1

Среда обитания живых организмов.

Умение читать информацию, представленную в виде схемы; умение классифицировать объекты природы

Регулятивные

25

93

Анализ результатов проведенной работы позволил установить, что коммуникативные УУД — умение дать ответ в виде комментария по прочитанному тексту, умение записать ответ в свободной форме, умение объяснить методы изучения в биологии — оказались сформированы у большинства учащихся (60 %). Регулятивные УУД, связанные с умениями выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы, работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, на основе сопоставления текста и формулировки задания восстановить событийный ряд, оказались сформированными у 92,5 % учеников класса. Умение читать информацию, представленную в виде схемы; классифицировать объекты природы и методы изучения их также продемонстрировало 92,5 % учащихся. 92,5 % учеников класса показали сформированность познавательных УУД. Личностные УУД оказались сформированными у 82 % учеников класса.

Считаем, что полученные результаты свидетельствуют об эффективности используемых нами подходов к контролю и оцениванию образовательных результатов деятельности изучения школьного курса «Введение в биологию» 5 класса с использованием УМК «Живой организм».

Литература:

  1. Воронина Г. А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. А. Воронина, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 157 с.
  2. Кириленкова В. Н. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс / В. Н. Кириленкова В. Н., В. И. Сивоглазов. — М.: Дрофа, 2013.
  3. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
  4. Марина А. В. Переход на ФГОС основного общего образования: проблемы в деятельности учителя биологии и пути их решения / А. В. Марина, Е. А. Галкина, О. Б. Макарова // Биология в школе. — 2016. – № 1. – С. 17–24.
  5. Плешаков А. А. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. — М.: Дрофа, 2012.
  6. Программа основного общего образования. Биология. 5–9 классы Линейный курс (авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров) // Рабочие программы. Биология. 5–9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013. — С. 151–239.
  1. Сонин. Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Рабочая тетрадь к к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс / Н. И. Сонин. — М.: Дрофа, 2016.
  2. Сысолятина Н. Б. Биология: Введение в биологию. 5 класс: тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / Н. Б. Сысолятина, Н. В. Жукова, Н. И. Сонин. — М.: Дрофа, 2015.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

10 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под. ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук,Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle