Библиографическое описание:

Акопян А. П. К вопросу об общественном контроле в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 434-436.



В данной статье анализируется институт общественного контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Ключевые слова: общественный контроль, контрактная система, субъекты общественного контроля в сфере закупок

Значимость контроля со стороны народа (общественности) за осуществлением государством своих функций неоднократно подчёркивал Президент Российской Федерации, в том числе Федеральному Собранию РФ, в своих посланиях. Так, в послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 глава государства указывал, что современной России необходима широкая общественная дискуссия, причём с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение [1]. В большей степени контроль со стороны народа востребован в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Прежде чем переходить к явлению общественного контроля в сфере закупок, необходимо разобраться, что под собой подразумевает термин «общественный контроль». Впервые на законодательном уровне определение общественного контроля было закреплено в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об общественном контроле в Российской Федерации». Согласно данному определению под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Вместе с тем, действие указанного Федерального закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о контрактной системе в сфере закупок [2].

Законодательство о контрактной системе не содержит понятия общественного контроля в сфере закупок. Тем не менее, в отличие от Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вовсе не предусматривал такой вид контроля, законодательство о контрактной системе выделило отдельную статью (статья 102), в котором отражены основные цели и права субъектов общественного контроля.

К сожалению, в отсутствии понятия, перечня субъектов общественного контроля в сфере закупок и принципов невозможно определить, насколько широкий круг общественных отношений включает в себя данное явление.

Исходя из практического опыта, автор настоящей статьи предлагает свое понятие «общественного контроля всфере закупок» — деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

Также в действующем в законодательстве, равно как и в теории права отсутствует закрепленный перечень принципов общественного контроля в сфере закупок. В связи, с чем представляется выделить две группы принципов: общие и специальные. Первая группа включает в себя принципы законности, верховенства права. Вторая же включает себя комплекс принципов, закрепленных в законодательстве о контрактной системе:

  1. принцип открытости и прозрачности;
  2. принцип обеспечения конкуренции;
  3. принцип стимулирования инноваций;
  4. принцип единства контрактной системы в сфере закупок.

Как и любой правовой институт, общественный контроль в сфере закупок должен иметь субъекты контроля. А субъектами могут быть: общественные объединения, общественные советы при органах государственной власти, а также сами участники закупок.

Одним из активных субъектов общественного контроля в настоящее время является Общественный народный фронт с проектом «За честные закупки». Не зря В. В. Путин на встрече с представителями общественного народного фронта охарактеризовал проект «За честные закупки» как чрезвычайно востребованный проект. Ведь по обращениям общественного народного фронта «За честные закупки» были аннулированы сотни закупок, которые содержали в себе как нарушения законодательства о контрактной системе, так и предметы роскоши. Довольно активную позицию субъекты общественного контроля в сфере закупок занимают при подготовке и принятии законопроектов и нормативно-правовых актов в сфере закупок. Так, благодаря активности Общественного народного фронта при реализации проекта «За честные закупки» Минэкономразвития РФ подготовила и направила в Государственную думу законопроект о переводе на рельсы законодательства о контрактной системе государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Не остается незамеченным и активное взаимодействие общественных контролеров с органами государственной власти, осуществляющих регулирование контрактной системы в субъектах Российской Федерации. Так, в Самарской области разработка постановления Правительства от 29.12.2015 № 895, которое устанавливает требования к закупаемым государственными органами товарам, проходила исключительно при участии Общественного народного фронта «За честные закупки».

Кроме того, исходя из опыта работы Общественного народного фронта «За честные закупки», можно предположить, что общественный контроль имеет две модели: правовой и политический. Первая модель заключается в реализации прав по обжалованию действий заказчиков, в обращениях с запросами к заказчику, а также обращениях в суд с заявлением. Вторая имеет политическую природу, основанную на институтах современного общества, в частности, на праве на информацию и свободу слова. Удивительно, но зачастую модель политического контроля наиболее эффективен.

Это говорит нам о том, что в обществе существует запрос, направленный на общественный контроль над деятельностью властных институтов.

Другим субъектом общественного контроля в сфере закупок, по мнению автора, являются участники закупок. Законодательство о контрактной системе предоставляет широкий круг полномочий по контролю за осуществлением закупки, начиная с размещения извещения, заканчивая заключением контракта. В частности, участники закупки, могут подавать запросы на разъяснения, обращаться в контролирующие органы с жалобами на положения документации о закупке и на действия комиссии. Исключением являются случаи, когда обжаловать действия комиссии по осуществлению закупок могут только те лица, которые непосредственно принимали участие в закупке.

Согласно результатам мониторинга Минэкономразвития РФ применения законодательства о контрактной системе в 2015 году в ФАС России поступило 69883 жалобы на действия заказчиков и комиссии по осуществлению закупок. По сравнению с аналогичным 2014 годом количество поступивших жалоб в 1,2 раза больше [3].

Здесь возникает вопрос об эффективности общественного контроля в сфере закупок. По большинству жалоб от участников закупок контрольные органы признают хоть и формальные (несущественные) нарушения законодательства, но в то же время выдают предписания об аннулировании закупок, тем самым делая невозможным своевременно удовлетворить потребности государственных (муниципальных) нужд. В то же время Президиум ВАС РФ однозначно связывал задачи законодательства о размещении заказа с выявлением в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации [4].

Таким образом, если общественному контролю предоставить неограниченные полномочия, можно допустить нарушение эффективной деятельности государства, что, в конечном счете, подорвет и саму демократию, базирующуюся на государственных институтах.

Поэтому любой контроль должен осуществляться в необходимых рамках, обеспечивающих, во-первых, удовлетворение запросов общества, и, во-вторых, сохранение государственных институтов.

Литература:

  1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013. // Российская газета. № 282. 2013. С. 4.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14, Ст. 1652.
  3. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/44/20160217.
  4. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 № 11604/12 по делу № А40–123181/11–120–1054 // Вестник ВАС РФ. 2013. № 7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle