Библиографическое описание:

Смищук С. А., Гаглова Е. В. Место прокуратуры Российской Федерации в государственно-правовом механизме (аппарате) // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 466-472.



Механизм (аппарат) государства — это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. [12]

Государственная власть в Российской Федерации (далее РФ) осуществляется в соответствии с принципом разделения властей, который заключается в том, что власть делиться на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция РФ [1] в статье 10 прямо закрепляет данный принцип.

В государственно-правовом механизме (аппарате) государства прокуратура РФ занимает особое место. Важно отметить, что в ранее действующей редакции Конституции РФ понятие прокуратуры было изложено следующим образом (статья 129 Конституции РФ с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) «прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации». В действующей же редакции Конституции РФ понятие прокуратуры не раскрывается, часть 1 стать 129 регламентирует следующее: «полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом».

В свою очередь, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [8] (далее ФЗ «О прокуратуре РФ» «Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами».

Безусловно, компетенция органов прокуратуры, содержание и реализация ее полномочий, а также основные направления деятельности (функции) которые реализует данный правоохранительный орган, являются основными критериями, определяющими место и роль прокуратуры РФ в государственно-правовом механизме (аппарате) нашей страны.

В соответствии с вышеназванным законом «О прокуратуре РФ»,в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Вышеуказанные функции прокуратуры РФ, которые возложены на нее ФЗ, а также круг поднадзорных субъектов, в отношении которых осуществляется прокурорский надзор, дают задуматься о том, к какой же ветви власти можно отнести прокуратуру или же прокуратура — это особый правоохранительный орган, который не относится ни к одной из ветвей власти?

Прокуратура изаконодательная ветвь власти. Взаимодействие прокуратуры и Федерального Собрания Российской Федерации проявляется прежде всего, в том, что Парламент принимает законы, исполнение которых является предметом прокурорского надзора. В соответствии со статьей 12 ФЗ «О прокуратуре РФ», Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора Российской Федерации. Также важно отметить, что Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указанный доклад Генеральный прокурор Российской Федерации представляет лично на заседании палаты.

Важно отметить, что Совет Федерации и Государственная дума РФ, их комитеты регулярно направляют в Генеральную прокуратуру РФ законопроекты на правовую экспертизу.

Сторонники, относящие органы прокуратуры к законодательной ветви власти исходят из следующего: законодательные органы издают законы, а прокуратура надзирает за тем, чтобы они соблюдались на территории всей страны. Поэтому «прокуратура является одним из механизмов законодательной власти» [17]а «прокурорский надзор — особый вид власти, который должен получать полномочия непосредственно от законодателя, им формироваться и быть подотчетным только ему» [15].

На наш взгляд вышеизложенные аргументы не убедительны, прокуратура РФ не может входить в законодательную ветвь власти в связи с тем, что функции и назначение данных органов государственной власти достаточно различны. Важным аргументом нашей позиции является то, что в соответствии со статьей 94 Конституции РФ Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации, которой обладает исключительным правом издавать законы. В компетенцию прокуратуры РФ издание законов не входит.

Следует согласиться с мнением И. В. Велиева о том, что предписанный Конституцией РФ и Федеральным законом «О прокуратуре РФ» порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ по представлению Президента РФ Советом Федерации и обязанность прокурора ежегодно представлять палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране, ни в коей мере не свидетельствуют о подчиненности либо вхождении прокуратуры в законодательную или исполнительную ветвь власти. [14] Подобная деятельность Генерального прокурора по представлению доклада может быть охарактеризована только как информирование, но не подчинение. Кроме того, Генеральный прокурор в порядке ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор за исполнением законов законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации, руководители которых, в свою очередь, входят в состав Совета Федерации.

Прокуратура иисполнительная ветвь власти.

В соответствии со статьей 110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

На наш взгляд Прокуратура РФ не входит и в исполнительную ветвь власти, так как она осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, а также исполнительными органами субъектов Российской Федерации. Если бы прокуратура входила в структуру Правительства РФ, она бы не смогла объективно осуществлять надзор за вышеназванными органами. Более того, в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ», прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, если бы прокуратура входила бы в исполнительную ветвь власти, то все прокурорские работники были бы подчинены Председателю Правительства РФ, а не Генеральному прокурору РФ, так как в соответствии со статьей 24 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [3] председатель Правительства Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. Более того, прокуратура РФ перед вновь избранным Президентом РФ слагала бы свои полномочия, что прямо предусмотрено статьей 116 Конституции РФ.

По мнениюМельникова Н. В., Российская прокуратура, наиболее близка к исполнительной ветви власти. Однако прокуратура не является органом исполнительной власти и не должна входить в ее состав, так как в этом случае деятельность прокуратуры станет, по меньшей мере, неэффективной, а подобную роскошь Россия не сможет себе позволить никогда. Сам характер прокурорских функций диктует необходимость их успешной реализации при обязательном условии независимости прокуратуры от всех ветвей власти, но при активном сотрудничестве с ними. Прокурорский надзор в настоящее время распространяется на широкий круг органов исполнительной власти: федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Этот большой блок по надзорной работе является элементом сдерживания исполнительной власти [18].

Безусловно, верным является утверждение Ванькаева Н. В., который говорит о том, что деятельность по надзору за исполнением законов органами исполнительной власти представляет собой одну из самых обширных областей работы органов прокуратуры. Объясняется это, прежде всего, разветвленностью системы органов исполнительной власти, ее громадным кадровым составом и значительным охватом сфер жизнедеятельности населения страны, что, в свою очередь, требует эффективного и оперативного прокурорского надзора за исполнением законов. Подчинение или вхождение прокуратуры в состав исполнительной или судебной власти приведет к разрушению складывающейся в государстве и столь необходимой системы сдержек и противовесов, усилит опасность нарушения законов и многократно увеличит вероятность злоупотребления властью. [13]

Также считаем важным, акцентировать внимание на Решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2005 г. N ГКПИ04–1479 [21], которая в своем решении указала на то, что прокуратура Российской Федерации не входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Вышеуказанное решение является подтверждением нашей позиции о том, что прокуратура РФ не входит в исполнительную ветвь власти.

Прокуратура исудебная ветвь власти.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов, что прямо предусмотрено статьей 1 ФЗ «О прокуратуре РФ». Основная функция прокуратуры в данном направлении является осуществление содействия правосудию. Важно отметить, что прокуратура не осуществляет надзор в судебном заседании, да и за судебными органами в целом, так как суды являются независимыми и не входят в круг поднадзорных субъектов прокуратуры.

Прокуратура участвует во всех видах судопроизводств, которые закреплены в статье 118 Конституции РФ «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».

В соответствии с Уголовно-процессуальным законодательством прокурор, прежде всего, выступает в качестве государственного обвинителя, т. е. поддерживает от имени государства обвинение. Уголовно процессуальный кодекс РФ [7] в статье 37 регламентирует следующее «В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность».

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ [5] прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Арбитражный-процессуальный кодекс РФ [4] в статье 52 предусматривает случаи участия прокурора в данном виде судопроизводства. В частности прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований и тд.

Ну и конечно новеллой отечественного законодательства является принятие Кодекса Административного судопроизводства РФ [6] (далее КАС РФ) который вступил в силу 15 сентября 2015 года. Данное судопроизводство не обошло стороной и прокуратуру которая в соответствии со статьей 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Необходимо акцентировать внимание на то, что Конституция РФ прямо не называет Генерального прокурора РФ в числе субъектов, полномочных обращаться в Конституционный суд РФ (далее КС РФ) с запросами. Вместе с тем согласно Закону «О прокуратуре» Генеральный прокурор вправе обращаться в КС РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле п. 6 ст. 35 [11]. Более того, в постановлении КС РФ от 18.07.2003 г. № 13-П [9] определено право Генерального прокурора РФ на обращение в КС РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ.

Из всего вышесказанного, мы можем прийти к выводу, прокуратура тесно взаимодействует с судебными органами, но по нашему мнению она не входит в судебную ветвь власти, так как не осуществляет правосудие. В соответствии со статьей 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Более того, если прокуратура входила бы в систему судебной власти, то данное положение способствовало бы нарушению принципа состязательности судебного разбирательства.

Некоторые ученые, относящие органы прокуратуры к судебной ветви власти, аргументировали свою позицию тем, что единственная статья о прокуратуре которая закреплена в Конституции РФ (ст. 129) помещена в главу, именуемой судебная власть. На сегодняшний день, законодатель окончательно исключил возможность существования данной позиции, так как в соответствии с Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» [2] законодатель переименовал главу 7 Конституции РФ с «Судебная власть» на «Судебная власть и прокуратура», чем на наш взгляд подтвердил автономность прокуратуры РФ от судебной власти.

Вывод: Прокуратура РФ — это специфический органа государства, осуществляющий от имени РФ надзор за Конституцией РФ, а также за законами, действующими на территории РФ. Из вышеизложенного материала, мы понимаем, что помимо надзорной функции, у прокуратуры имеются множество и ненадзорных функций.

На сегодняшний день конституционно-правовой статус прокуратуры, не позволяет отнести ее к какой — либо ветви власти. Наша позиция также подтверждается Рекомендациями по результатам парламентских слушаний «Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации (утв. Советом палаты — Совета Федерации ФС РФ 17.07.2008), в которых подчеркивается то, что прокуратура РФ ни функционально, ни структурно не включена в классическую триаду ветвей государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Роль прокуратуры в демократическом федеральном правовом государстве определяется тем, что она представляет собой необходимый и надежно работающий государственный институт в системе разделения и взаимодействия властей. Прокуратура принимает меры к устранению любых нарушений законов. Государственная власть должна быть заинтересована в обеспечении и укреплении законности, на страже которой и призвана стоять прокуратура Российской Федерации.

Предложения:

Интересен тот факт, что многие ученые говорят о недостаточности выделения только трех ветвей власти. Современные реалии жизни ввиду интенсивных политических, экономических, социальных изменений в обществе, дают задуматься о том, действительно ли классическая триада ветвей власти сегодня готова остаться в том неизмененном виде, в котором она была сформирована в далеком прошлом.

А. Д. Керимов предлагает выделить четвертую ветвь власти — средства массовой информации (далее СМИ), которые умело манипулируют общественным мнением, оказывают огромное влияние на политический климат в стране, на кадровые перестановки и результаты выборов в представительные и иные государственные органы всех уровней [16]. Конечно с данной точкой зрения мы согласиться не можем, уже только потому, что СМИ не являются органами государственной власти.

Г. Н. Чеботарев говорит о том, что наряду с тремя ветвями власти необходимо выделять и четвертую ветвь — президентскую. Необходимость ее выделения определяется характером и объемом конституционных президентских полномочий, а также прямым указанием Конституции РФ на то, что государственная власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ и суды РФ. [20

В свою очередь Н. В. Мельников, полагает, что наряду с существующими в РФ ветвями власти следует признать и прокурорскую власть. По его мнению, прокурорская власть есть вид государственной власти, осуществляемой в формах прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов, а также уголовного преследования. [19]

Считаем, что с позицией Н. В. Мельникова стоит согласиться. Прокуратура РФ должна быть выделена в самостоятельную — прокурорскую ветвь власти. На наш взгляд это позволит эффективней реализовывать те функции прокуратуры, которые на нее возложены государством. Так же данные изменения помогут определиться с взаимодействием прокуратуры РФ с другими ветвями власти. Ну и, конечно, появиться прекрасная возможность для формирования новой концепции прокурорского надзора на базе выделения прокуратуры в самостоятельную прокурорскую ветвь власти.

Выделение прокуратуры РФ в самостоятельную ветвь власти будет способствовать и изменению в законодательстве. В связи с этим считаем, что в Конституции РФ должна будет появиться самостоятельная глава именуемая «Прокуратура», в которой будут описаны задачи и функции прокуратуры, поднадзорные объекты, а также порядок назначения на должность прокуроров различных уровней. Также считаем, необходимо принять Федеральный конституционный закон о прокуратуре. Данные изменения окончательно позволят утвердиться прокурорской власти как самостоятельной ветви.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2014, «Российская газета», N 27, 07.02.2014, «Собрание законодательства РФ», 10.02.2014, N 6, ст. 548.
  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Правительстве Российской Федерации». В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, N 51, ст. 5712, «Российская газета», N 245, 23.12.1997.
  4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 23.06.2016). В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Парламентская газета», N 140–141, 27.07.2002, «Российская газета», N 137, 27.07.2002, «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.03.2016). В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532, «Парламентская газета», N 220–221, 20.11.2002, «Российская газета», N 220, 20.11.2002.
  6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.06.2016). В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, «Собрание законодательства РФ», 09.03.2015, N 10, ст. 1391, «Российская газета», N 49, 11.03.2015.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.06.2016). В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Парламентская газета», N 241–242, 22.12.2001, «Российская газета», N 249, 22.12.2001, «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921, «Ведомости Федерального Собрания РФ», 01.01.2002, N 1, ст. 1.
  8. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации «В данном виде документ опубликован не был. Текст редакции от 17.11.1995 опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472, «Российская газета», N 229, 25.11.1995. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», N 39, 18.02.1992, «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 20.02.1992, N 8, ст. 366.
  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан». «Собрание законодательства РФ», 28.07.2003, N 30, ст. 3101, «Российская газета», N 150, 29.07.2003, «Вестник Конституционного Суда РФ», N 5, 2003.
  10. Обзор судебной практики Верховного суда РФ. Бюллетень № 8 2005 год.
  11. Настольная книга прокурора. В 2 т. Т. 1: практич. пособие/ под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 449 с. — Серия: Профессиональная практика.
  12. В. Д. Перевалов. Теория государства и права: учебник / 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 496 с.
  13. Ванькаев А. Н. («Российский следователь», 2008, N 10) Текст документа Место и роль прокуратуры в системе разделения властей Российской Федерации А. Н. Ванькаев.
  14. Велиев И. В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право. 2005. N 10.
  15. Виноградов О. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. 1997. N 4.
  16. Керимов А. Д. Проблемы конституционной реформы и государственного строительства в России. М., 2000. С. 9.
  17. Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Круглый стол // Государство и право. 1994. N 5.
  18. Мельников Н. В. Прокурорская власть и личность. М., 2003. С. 37.
  19. Мельников Н. В. Прокурорская власть// Государство и право. 2002. № 2.С.20.
  20. Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в конституционной системе Российской Федерации: Автореф. Дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1998. С.4.
  21. Бюллетень № 8 2005 года. http://www.supcourt.ru/vscourt_detale.php?id=2748

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle