Библиографическое описание:

Мальчевская М. Л., Калькопф М. Ю. Проблемы экономической подготовки учащихся начальной школы // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 555-557.



В статье анализируется проблема экономической подготовки младших школьников и на основе результатов исследования и теоретического анализа литературы обосновывается ее актуальность.

Ключевые слова: экономика, экономическая подготовка, учащиеся начальной школы

В нынешних социально-экономических условиях особая роль в обучении отводится школьному экономическому образованию, по сути «призванному сформировать экономическое мышление у детей и привить навыки рационального экономического поведения» [2, с. 94]. Это создает предпосылки для последующего профессионального обучения подрастающего поколения и их эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

По словам А. Ф. Аменд, «Экономическое образование в школе является необходимым условием формирования социальных компетентностей у учащихся, вооружения их навыками адаптации к социальным ролям в меняющейся экономической среде, воспитания нового синтеза ценностных установок у подрастающих поколений» [1, с. 32].

Сущность экономической подготовки в общеобразовательной школе заключается в выработке у обучающихся ясного представления об экономических закономерностях развития общества и формирования у них на этой основе таких качеств личности, как бережливость, экономия, расчетливость, хозяйственность, деловитость и других. При этом формирование этих качеств необходимо начинать как можно раньше. На наш взгляд, младший школьный возраст наиболее подходит для начала этого процесса.

Проблемой экономической подготовки учащихся начальной школы занимались такие ученые, как А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, Б. З. Вульфов и другие. Так, предметом исследования Е. Н. Землянской, М. Б. Рамазова, Н. С. Толстого, Л. П. Фридмана стали проблемы формирования экономической культуры у младших школьников, а проблемы экономического воспитания и образования младших школьников поднимались в исследованиях М. Л. Алферова, Т. М. Кондратенко, Е. В. Савина, Е. В. Попова, О. А. Шумакова.

Анализ литературы по изучаемой проблеме показывает, что процесс экономической подготовки учащихся начальной школы должен быть целенаправленным и систематическим, при этом он должен учитывать психологическую готовность детей к этому.

В связи с этим в процессе нашей работы были проанализированы современные образовательные системы начальной школы. Данный анализ показал, что только в развивающей системе Л. В. Занкова предлагается образовательный учебный курс «Экономика. Первая ступень обучения». Изучение этого курса строится на основе учебников «Экономика. Дом в обычном переулке» для 1 класса, «Экономика. Белка и Компания» для 2 класса, «Экономика. Новые приключения Белки» для 3–4 классов, автором которых является Т. В. Смирнова. В этих учебниках детям предлагается материал об экономических категориях «в виде сказок о лесных жителях, что помогает донести до сознания учеников младших классов необходимые для усвоения сложные экономические категории» [5, с. 4].

Исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня общего развития школьников, разработанной под руководством Л. В. Занкова, курс экономики в начальной школе направлен на решение задач:

− «с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;

− способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;

− формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения данного курса;

− развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием» [4, с. 22].

В других программах для начальной школы образовательный компонент экономической подготовки представлен в интегрированном курсе «Окружающий мир». Однако, на наш взгляд, этого недостаточно. В большинстве школ экономику начинают изучать только в старших классах.

Таким образом, анализ научной и литературы и образовательной практики позволяет сделать вывод, что, несмотря на достаточный интерес к проблеме экономической подготовки в современном обществе, исследований по данной проблематике недостаточно, а в практике работы общеобразовательных учреждений это направление подготовки в основном реализуется только при работе со старшеклассниками.

Все это побудило нас провести изучение уровня экономической подготовки у учащихся начальных классов. Исследование было проведено на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шушенская СОШ № 2» Красноярского края. Выборка составила 48 детей младшего школьного возраста 11 лет.

Изучение уровня экономической подготовки проводилось с помощью анкеты на выявление уровня сформированности экономических представлений у младших школьников [3, с. 34]. Вопросы анкеты касались изучения информированности детей о таких экономических категориях, как «экономика», «аренда», «банк», «деньги», «товар», «кредит», «зарплата» и другие. Эти категории являются основополагающими в курсе экономической подготовки детей.

Анализ результатов анкетирования показал, что не все обучающиеся смогли дать определения данным понятиям. Так при ответе на вопрос о деньгах дети отвечали, что деньги — это «валюта для покупок» (17 %), «купюры, бумажные листы с определенной суммой» (22 %), «платежеспособное средство» (10 %), «это то, чем мы расплачиваемся, бывают разной валютой» (41 %). При этом 10 % опрашиваемых вообще не ответили на этот вопрос.

Особые затруднения вызвал вопрос об определении понятия экономика». Из всех опрошенных только 25 % респондентов ответили на данный вопросы анкеты. Четвероклассники отвечали, что экономика — это «деньги, циркулируемые в государстве» (3 %), «экономия денег» (1 %), «это когда что-то экономят» (10 %), «это правила экономить свои вещи» (5 %), «когда копят деньги» (6 %). Часть детей (около 25 %) проигнорировали этот вопрос анкеты. Это говорит о том, что младшие школьники в своей жизни далеки от экономических проблем, т. к. скорее всего родители не привлекают своих детей к обсуждению семейного бюджета.

На вопрос о том, что такое банк, большинство детей (77 %) ответили «там, где хранят деньги». Что говорит о житейском представлении детей. Однако были и такие, это небольшое число учащихся (9 %), которые сказали, что «банк — это куда родители кладут деньги, чтобы заработать». 14 % младших школьников на этот вопрос ответили, что в «банке можно взять деньги, если их нету».

При ответе на вопрос о том, «как вы понимаете, что такое товар» ребята в подавляющем большинстве (89 %) указали, что это то, «что продается в магазине». Еще 11 % опрошенных затруднились ответить.

Самым легким, по результатам анализа ответов учащихся, был вопрос, связанный с определением такого понятия, как зарплата. Так большинство из опрошенных (91 %) сказали, что «зарплата — это когда получаешь деньги за работу». Это свидетельствует о том, что младшие школьники достаточно часто слышат это определение от своих родителей. Тем не менее, даже на этот вопрос часть детей (9 %) не смогла дать четкого определения.

Таким образом, проведенный анализ результатов исследования показывает, что уровень экономической подготовки учащихся начальных классов ниже среднего, при этом знания об экономике у детей в основном представлены на уровне бытового восприятия, основанного на личном опыте, а большинство экономических терминов им не известны. Поэтому необходимо сделать вывод, что сегодня остро встает вопрос о введении в курс начальной школы системы экономической подготовки обучающихся. Все это связано с тем, что на данный момент в образовательной школе практически нет опыта формирования устойчивых представлений об основных принципах или понятиях экономики, а эти представления носят ценностнообразующий характер. Однако для решения этой задачи необходимо обеспечить экономическую подготовку учителей и определить место экономического образования в школьной программе.

Литература:

  1. Аменд А. Ф. Экономическое воспитание учащихся / А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, Б. З. Вульфов. — Москва, 2008. — 177 с.
  2. Ботько А. В. Экономическое воспитание школьников в условиях развития рыночной экономики: методическое пособие: в 2-х ч. Ч. 1 / А. В. Ботько. — Гродно: УО «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2003. — 132 с.
  3. Землянская Е. Н. Курс экономики для начальной школы / Е. Н. Землянская. — Москва, 2007. — 96 с.
  4. Нечаева Н. В., Бухалова С. В. Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. — Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. — 224 с.
  5. Смирнова Т. В., Проснякова Т. Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика» / Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. — 92 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle