Библиографическое описание:

Орен Я. Кыргызстан в мировом сообществе // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 464-466.



В статье рассматриваются основные концепции формирования долгосрочных и среднесрочных целей развития Кыргызской Республики и выбор соответствующей стратегии для их решения. Влияние мирового сообщества на общее направление внешней политики государства.

Ключевые слова: внешняя политика, международный, принципы, приверженность, суверенный, декларация

The article discusses the basic concept of the formation of long –term and medium — term objectives of development of the Kyrgyz Republic and the choice of an appropriate strategy for their global develop. Influence the world community to the general direction of foreign policy.

Key words: foreign policy, international, principle, commitment, sovereign, declaration

После провозглашения 31 августа 1991 года своей независимости Кыргызстан в «Декларации о государственной независимости» торжественно провозгласил, что он

  1. Объявляет Кыргызскую Республику независимым суверенным государством;
  2. Территория Кыргызской Республики является целостной и неделимой, на ней действуют только Конституция Кыргызской Республики;
  3. Кыргызская Республика подчеркивает свою приверженность общепризнанным принципам международного права;
  4. Призывает парламенты стран мирового сообщества признать независимость Кыргызской Республики» [1].

Этот документ заложил основу формирования независимого внешнеполитического курса Кыргызстана, стал первым законодательным документом в области внешней политики, провозгласившим приверженность республики общепризнанным нормам международного права. Уже в декабре 1991 года три государства (Турция, Австралия и США) установили дипломатические отношения с Кыргызстаном. В 1992 году еще 59 государств мира, в их числе все страны Европейского Союза и Швейцария, а также Китай, Япония, Канада, Россия, Индия, Пакистан, Южная Корея. 2 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Кыргызстан единогласно был принят в эту авторитетнейшую глобальную организацию. После такого признания Кыргызстан стал реальным субъектом международного права. В начале 1992 года в Бишкеке были открыты посольства Турции, США, Китая, России, Германии, Ирана и ряда других стран, открыто представительство ООН. Сегодня Кыргызстан признают 115 стран, почти со 100 странами установлены дипломатические отношения. В 22-х странах мира работают посольства и консульства Кыргызстана. Свои дипломатические представительства наша республика имеет также в ООН, при международных организациях в Женеве, при Европейском Союзе в Брюсселе и при ОБСЕ в Вене согласно Конституции Кыргызской Республики высшим приоритетом внешней политики Кыргызской Республики является обеспечение и защита ее национальных интересов, совокупными составными которых являются интересы личности, общества и государства. Общедемократические ценности борьба за мир и безопасность народов, уважение суверенности и территориальной целостности государств, невмешательство в их внутренние дела, нерушимость и неприкосновенность границ, взаимовыгодное и равноправное сотрудничество — определяют общие направления внешней политики станы. Органическая взаимосвязь внешнеполитических целей с социально-экономическими задачами развития Кыргызстана обуславливают прагматический характер внешней политики. Именно поэтому внешняя политика Кыргызстана характеризуется стремлением к интеграции как в глобальном, так и в региональном масштабах. В проведении своих национальных интересов (на уровне Центральной Азии, в рамках СНГ, в европейском и азиатском направлениях, на глобальном уровне ООН, ОБСЕ и других международных организациях) Кыргызстан старается проводить целенаправленную сбалансированную многовекторную внешнюю политику. При этом внешнеполитические мероприятия Кыргызстана соизмеряются с собственным потенциалом и степенью его вовлеченности и влияния на мировой процесс. Исходя из этого, выдвигаются основные цели современной внешней политики: укрепление независимости и суверенитета, обеспечение безопасности и территориальной целостности государства, проведение демократических преобразований, укрепление основ конституционного строя, соблюдение прав и свобод человека, создание благоприятных внешних условий для стабильного внутреннего развития, формирования пояса добрососедства по периметру государственных границ, создание совершенствование инвестиционного климата в республике. Для достижения этих целей Кыргызстан в своей внешней политике решает следующие задачи: — укрепление стабильности и безопасности в регионе; — развитие добрососедских отношений с сопредельными государствами и углубление интеграционных процессов в Центральной Азии; — содействие укреплению СНГ, реализации экономического и политического потенциала Содружества; — укрепление дружественных связей с высокоразвитыми станами Востока и Запада; — развитие сотрудничества с организациями системы ООН, ее специализированными учреждениями, региональными и международными организациями, финансовыми и экономическими институтами, укрепление сотрудничества с развивающимися странами. [2]

Решение этих задач во многом способствовало вхождению Кыргызстана в мировое сообщество и успешной адаптации в нем. 21 декабря 1991 г. согласно Алматинской декларации было образовано Содружество независимых государств (СНГ) в составе Россия, Беларусь, Азербайджан, Армения, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, и Узбекистан.

Образование Содружества в свою очередь требовало решения сложных политических, правовых, экономических, социальных и иных вопросов. Для решения этих вопросов и в целях создания основ межгосударственных отношений в рамках СНГ была сформирована организационная структура сотрудничества: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская Ассамблея СНГ, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, а также межправительственные советы руководителей различных отраслей экономики. Главным документом, вокруг которого работают уставные и координирующие органы СНГ, стал подписанный главами государств Содружества 24 сентября 1993 г. в Москве Договор о создании Экономического Союза. В нем поставлена концепция построения новой системы экономических взаимоотношений государств Содружества на основе добровольности участия, уважения суверенитета, территориальной целостности, равенства прав. А также взаимной ответственности за реализацию его положений. Через трудный период урегулирования взаимных претензий постепенно приходит понимание того, что государства- участники СНГ могут полноценно войти в мировое сообщество, только поддерживая друг друга и выступая сплоченным блоком. Сегодня на смену центробежным тенденциям пришли центростремительные. Определились направления интеграционных процессов. К настоящему времени в рамках Содружества созданы необходимые экономические предпосылки для формирования зоны свободной торговли.

Приоритет экономического фактора СНГ требует обеспечения безопасности как всего Содружества, так и каждого его участника, 15 мая 1992 г. главами шести государств (Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана) был подписан Договор о коллективной безопасности (ЦКБ), согласно которому подписавшиеся стороны обязались разрешать все разногласия между собой и с другими государствами исключительно мирными средствами а в случае агрессии извне на одно из государств — участников предоставлять, ему необходимую помощь, включая военную. В апреле 1999 г. подписан Протокол о продлении срока действия ДКБ на очередные 5 лет (вышел из договора Узбекистан, в 1993 г. вошла Беларусь). ДКБ 1 ноября 1995 г. зарегистрирован в Секретариате ООН. Исключительно важной сотрудничества и интеграции некоторых государств Центральной Азии и России является создание и деятельность нового регионального объединения «Шанхайской пятерки», одной из основных целей которой является урегулирование пограничных вопросов между бывшим Советским Союзом и Китайской Народной Республикой. 24–25 августа 1999 г. в Бишкек состоялся Саммит «Шанхайской пятерки», на котором были намечены конкретные мероприятия по реализации договоренностей, достигнутых в Шанхае (1996 г.), Москве (1997 г.), Алматы (.1998 г.). В ходе Саммита была подписана Бишкекская Декларация Глав государств России, Казахстана, КНР, Кыргызстана, Таджикистана в которой зафиксированы основные положения развития сотрудничества между странами «Шанхайской пятерки» на многостороннем и двухстороннем уровнях в политической, торгово-экономической и других областях, а также по взаимодействию на международной арене. 15 июня 2001 г. в Шанхае состоялся очередной шестой Саммит «Шанхайской пятерки», который стал новой страницей в истории государств — участников этого регионального форума. На Саммите был подписан исторический документ Декларация о создании «Шанхайской организации содружества». Таким образом, «Шанхайская пятерка» получило новое наименование, а Узбекистан стал ее новым полноправным членом. На Саммите также были подписан документ, свидетельствующий о дальнейшем совместном сотрудничестве государств участников этой региональной организации с новыми угрозами и вызовами, с которыми они столкнулись Шанхайская Конвенция о совместной борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Участие Кыргызстана в интеграционных региональных организациях отвечает его национальным интересам, поэтому Кыргызстан намерен и впредь принимать самое активное в их деятельности.

Для России Кыргызстан не в последнюю очередь важен потому, что большая часть территории России расположена в Азии, а республика непосредственно граничит с другими государствами Центрально — Азиатского региона. Кыргызстан находится на перспективном для выгодного развития пересечении транспортных путей из Китая в Европу, из Европы в Индию, кроме того в республике проживает значительная часть русскоязычного населения, а в России, испытывающие определенные демографические трудности, востребовано и трудится значительное количество мигрантов из стран Центральной Азии, Кыргызстан расположен недалеко от Афганистана, в котором с одной стороны, действуют коалиционные силы США и их союзников, а с другой — находится ряд террористических организаций и функционирует наркоиндустрия, деятельность которых напрямую наносит вред интересам России. Все это должно обусловливать дальнейшее совершенствование подходов к проведению российской внешней политики в Кыргызстане.

Россия в этом отношении стремится активизировать свои усилия используя не только военно- политические, но и социально — экономические и информационные способы и средства. Россия в отношении Кыргызстана в силу не только культурного и геополитического его положения, но и необходимости более эффективной реализации в укреплении стабильности и устойчивого положения в этой стране. Только в такой ситуации появятся дополнительные возможности для вложения финансовых ресурсов в реальную экономику Кыргызской Республики при условии предсказуемости и ответственности политического вектора руководства данного государства.

Несмотря на проводимую многовекторную политику, есть определенные основания утверждать, что центральноазиатские страны СНГ в значительной степени связываю укрепление интеграционного взаимодействия в основном с многосторонними объединениями Содружества Независимых Государств. Хотя на этом пути возникают немалые трудности, связанные с реализацией ранее подписанных программ и соглашений, как например, это произошло в ЕврАзЭС в результате появившихся проблем внутреннего развития участников организации и нехватки финансовых и материальных ресурсов.

События последних лет показали, что подлинная трансформация политической системы Кыргызстана с его центральноазиатской спецификой, отвечающая интересам его народа, может происходить в первую очередь в условиях интеграции с внешними политическим силами, заинтересованными в сохранении республики как самостоятельного суверенного государства. Истинным партнером на этом пути может выступать не только достаточно сильный игрок как на региональном, так и на глобальном уровне, но и близкий по духу и устремлениям друг и соратник. Только такой партнер понимает специфику населения страны, его ментальность, сложившиеся традиции и исторические особенности. Таковым для Кыргызстана является Россия, а также страны — участницы региональных организаций, таких как СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, ОДКБ и ШОС.

Литература:

  1. Верховный Совет Республики Кыргызстан. Бишкек 31 августа 1991 г. «Союз», № 38 сентябрь.
  2. Вступление Кыргызской республики в ООН 2 марта 1992 г. резолюция 46/225 Нью-Йорк.
  3. Договор о создании экономического союза 24.09.1993 г. (ВВАС — 94–1) г. Москва.
  4. Джекшенкулов А. Новые независимые государства в Центральной Азии в мировом сообществе М., 2002.
  5. Токтомушев К. Внешняя политика Кыргызстана Б., 2001.
  6. Кудабаев З. И. Экономическое развитие Кыргызской Республики. Б., 2003.
  7. Мусакожоев Ш. М. Экономика Кыргызстана. Б., 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle