Библиографическое описание:

Морозова Л. В., Мельникова Т. И., Виноградова О. П. Моделирование образовательного процесса в целях формирования культуры здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 282-286.



Моделирование образовательного процесса в целях

В статье рассматривается возможность усовершенствования учебно-тренировочного процесса по физической культуре с учетом интеграции наук, обновлением технологий и методов обучения. Проанализирован и на практике опробован проект образовательной программы с использованием фитнес-технологий.

Ключевые слова: фитнес, физическая подготовленность, здоровый образ жизни, здоровье, мотивация, двигательная активность, профессиональные компетенции

Укрепление и сохранение здоровья человека, наций, цивилизации — это актуальная проблема современного общества. Многие задаются этим вопросом, понимая, что здоровье нужно беречь и регулярно укреплять. Но не все спешат начать практиковать здоровый образ жизни и неукоснительно следовать его правилам. Основной курс в решении этой проблемы обусловлен в развитии и в формировании у молодежи определенной системы ценностной ориентации. Подключение инновационных оздоровительных технологий, обращение человека к здоровому образу жизни и формирование потребностей его поддержания — это залог здорового будущего нашего общества.

Ухудшающая физическая подготовленность студентов обусловлена плохой организацией и малоэффективными методами управления и контроля процесса физического воспитания в вузах. Это в первую очередь низкий уровень обеспечения специалистов физической культуры программами, позволяющими выполнять экспресс-оценку и прогнозировать форму физической подготовленности и здоровье студентов, невозможность действенно корректировать процесс физического воспитания и вводить меры предотвращения и устранения неблагоприятных воздействий.

Это и определило актуальность данного исследования. Объект исследования — учебно-тренировочный процесс по физической культуре, формирующий культуру здорового образа жизни у студентов.

Проанализировав многочисленную специальную литературу [1; 2; 4; 5; 6 и т. д.], мы выяснили, что во многих вузах учебно-методический комплекс по дисциплине физическая культура заключается лишь в кратком описании типовых программ, ожидаемого результата изучения по его завершению. В этих программах, как правило указывается, что студент должен знать, уметь и владеть по данному курсу, какими компетенциями он должен овладеть.

Мы убеждены, что образовательные программы по физическому воспитанию необходимо модифицировать с учетом интеграции наук, обновлением технологий и методов обучения, а так же целостного педагогического процесса освоения предмета на основе системно-смысловых и ценностно-профессиональных компонентов содержания образования в комплексе с воспитанием и обучением.

Но для начала надо сформулировать саму концепцию и составляющие компоненты проекта рабочей программы дисциплины (РПД) в подготовке бакалавра и специалиста СЗИУ по дисциплине «Физическая культура». На рис. 1, мы определили элементы РПД.

Рис. 1. Составляющие компоненты проекта РПД

Цель физической культуры — физическое и интеллектуальное развития способностей человека, совершенствование его двигательной активности и формирование здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

В концепции образовательной программы бакалавриата и специалитета СЗИУ — это подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих высокой социальной и гражданской ответственностью. В концепции физического воспитания — это воспитание у студентов потребности и способности методически грамотно и целенаправленно применять средства физической культуры и владение универсальными и специализированными компетенциями для самовыражения, социальной коммуникабельности и постоянства на рынке труда.

Задачи освоения дисциплины:

– освоить научно-биологические, педагогические и практические основы физической культуры и здорового образа жизни на основе инновационных технологий обучения;

– развить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом и к здоровому стилю жизни;

– выработать постоянную мотивацию к мониторингу физического здоровья как фактора управления процессом оздоровления организма;

– организация и применение традиционных, современных и инновационных, спортивных и оздоровительных технологий;

– приобрести личный опыт роста двигательных и функциональных возможностей, обеспечения общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

– создание платформы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

Распределение учебных часов по дисциплине «Физическая культура» СЗИУ предусмотрено согласно таблице 1.

Таблица 1

Учебные модули образовательной программы

Курс обучения

Количество часов по модулям программы

лекции

семинары

практический

всего

1

8

4

124

136

2

8

4

124

136

3

2

2

124

128

Всего

18

10

288

400

Рабочая образовательная программа СЗИУ по дисциплине «Физическая культура» предусматривает освоение следующих учебных модулей:

– теоретический;

– методико-практический;

– практический;

– контрольный.

Учебные занятия по физической культуре проводятся в форме:

– теоретических, практических, контрольных;

– элективных практических занятий (по выбору);

– индивидуальных и групповых дополнительных занятий;

– самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

При стимулировании заинтересованности молодежи в занятиях физической культурой и спортом важна компетентная организация учебного процесса по физической культуре, используя разнообразные виды спорта и современные системы физических упражнений, учитывая индивидуальность студента и его интересы [1, с.157].

В проект образовательной программы в качестве элективных практических занятий, индивидуальных и групповых дополнительных занятий и самостоятельных занятий были рассмотрены и введены фитнес-программы.

Понятие «фитнес» происходит от английского глагола «to be fit for» — быть в форме, быть бодрым, здоровым. В своей основе фитнес — это совокупность научно обоснованных способов и методических приемов, направленных на повышение оздоровительного процесса, удовлетворение потребностей студентов в двигательной активности. Фитнес, как никакое другое направление, способствует формированию представлений о полноценном здоровом питании, здоровом образе жизни (ЗОЖ) и обеспечивает положительные эмоции у студентов.

Разнообразие фитнес-программ только множит мотивацию студентов к процессу совершенствования и познания своего тела и возможностей организма. В таблице 2 представлены фитнес-направления, которые включены в проект ОП.

Таблица 2

Современные фитнес направления

Название

Характеристика направления

Примечание

1.

Классическая (базовая) аэробика

Синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей шагов, бега, скачков и подскоков.

Различают: Low Impact — низкоударная аэробика;

High Impact — высокоударная аэробика.

2.

Танцевальная аэробика:

На основе танцевальных направлений: фанк; сити-джем; хип-хоп; салса; джаз и т. д.

Just Low — классическая аэробика с более сложной хореографией.

3.

Тай–бо

Аэробика с элементами бокса, кик-боксинга, ушу, дзюдо и т. п.

Интенсивность занятия очень высокая

4.

Йога-аэробика

Соединение статических поз, асан, и движений, выполняемых в динамическом и статодинамическом режиме.

Главная особенность: концентрация внимания.

5.

Степ-аэробика

Хореография базовой аэробики на степ — платформе (15, 20 и 25 см).

Увеличение платформы на 5 см увеличивает ЧСС на 10–12 уд/мин.

6.

Фитбол-аэробика

Применение базовых шагов аэробики (простые комбинации) на спец. мяче, и силовые упражнения для всех мышечных групп партерного характера.

Диаметр мяча: 55–65–75 см — для взрослыхи 35–45 см — для детей.

7.

Слайд-аэробика

Использование латерального бокового движения (как при катании на коньках).

Используется специальная доска — слайд и обувь.

8.

Сайкл-аэробика

Занятия на велотренажёрах.

Нагрузка на сердечнососудистую и дыхательную системы, и на мышцы ног.

9.

Памп-аэробика

Занятия ярко выраженной атлетической направленности.

Применяются — бодибары разных весов или обычные грифы от штанги.

10.

Тера-эробика

Высокоинтенсивная кардиотренировка

Используется специальный комплект амортизаторов.

11.

Аква-аэробика

Аэробика в воде с использованием инвентаря: поясов, жилетов, гантелей, надувных манжет и перчаток, ласт и вёсел.

Явно выраженный оздоровительный и лечебный эффект.

12.

Кроссфит

Функциональный тренинг.

Комплексное воздействие на все мышечные группы

Действенность многообразных видов фитнеса состоит в комплексном воздействии на моторику, гемодинамическую, дыхательную и нервную системы организма, а также носит профилактический эффект разных заболеваний. Положительный эмоциональный фон занятий достигается не только музыкальным сопровождением, создающим позитивный психологический настрой, но и согласованностью движений в группе, что и привлекает студенток к занятиям фитнесом. Существенную роль в формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом играют личностные качества и имидж преподавателя. Основополагающими аспектами имиджа являются профессиональные и лидерские качества, умение находить решение в тех или иных ситуациях, создавать партнерские отношения со студентами [2, с. 158]. Преподаватель обязан владеть техникой различных фитнес-направлений, находиться в хорошей физической форме и внешне быть привлекателен. Специалист должен располагать глубокой общенаучной, общетехнической и специальной подготовкой [3, с.183].

Резюмируя, хотелось бы отметить, что процесс обучения важно сориентировать не только на накопление теоретических знаний и практических умений, а в первую очередь на качественное использование средств физической культуры. Благодаря этому, мы подвергаем рассмотрению фитнес с точки зрения высокоэффективной системы тренировочно-оздоровительных занятий, направленных на совершенствование физических кондиций, укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие и повышение профессиональных компетенций студентов.

Следовательно, развивающиеся направления реформирования системы модульного обучения есть ориентация на поиск альтернативных средств, форм и методов, способствующих решению задач и проблем физического воспитания. А внедрение фитнес-технологий в рабочую программу дисциплины является неотъемлемым инструментом, формирующим культуру здорового образа жизни.

Литература:

  1. Морозова Л. В. Проблема мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом: гендерный подход / Л. В. Морозова, О. В. Загрядская // Управленческое консультирование: Научно-практический журнал: Северо-Западный институт управления. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — 2014. № 8 (68) — с.155–162.
  2. Морозова Л. В., Морозов О. Г., Мельникова Т. И. Роль и значение профессионального имиджа преподавателя по физической культуре в высших учебных заведениях // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС; Том 6, Выпуск 5 (22), СПб,2015.- с. 154–158.
  3. Морозова Л. В. Современные образовательные технологии в процессе подготовки специалистов физической культуры и спорта / Л. В. Морозова, Л. А. Кирьянова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта», 4 (134) — 2016г. — с.182–186.
  4. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения.- М.: Академия,2008.-176с.
  5. Пономарева Г. В., Формирование комплекса профессионально важных двигательных способностей у студентов: Афтореф. Дис…канд. пед. наук: 13.00.04. — Малаховка: МГАФК, 2010. — 26 с.
  6. Стрельников Р. В., Организация физического воспитания студенческой молодежи на основе альтернативного выбора содержания занятий. Дис…канд. пед. наук: — Волгоград: ВГАФК, 2009. — 146 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle