Библиографическое описание:

Яковлева Э. В. Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной медиареальности // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 622-625.



Вместе с развитием информационного общества, активно развиваются и формы средств массовой информации (СМИ). Однако наиболее обширная аудитория, по-прежнему, именно у телевидения, это обусловлено рядом его свойств, таких как общедоступность и минимальная плата. При этом распространённость телевидения гораздо выше, чем других источников информации.

У телевидения есть превосходные возможности, для манипулирования сознанием зрителей, за счет построения сюжетов, репортажей и передач, оно способно создать особую медиареальность. Так называемую, псевдореальность, которая способна конструировать параллельное мировосприятие, «ложную окружающую среду» — термин Уолтера Липпмана [18]. При этом, телезрители не могут проверить достоверность информации, преподносимой СМИ, вынуждены ей доверять, воспринимая навязанную реальность как подлинную, а события, транслируемые с телеэкрана как самые важные.

Одно из основных понятий исследования — «медиа-реальность», в ходе работы мы обращались к трудам Н. Лумана, М. Маклюена, Г. Шиллера. Касаемо вопросов телевизионной мифологии, мы изучили труды таких ученых, как Э. Кассирер, А. Ф. Лосев, М. Мамардашвили, В. Полосин.

Еще в 1922 году первым исследователем «медиа-реальности» Липпманом было доказано, что созданная СМИ «псевдо-окружающая среда», не имеет ничего общего с реальностью. В дальнейшем его исследования развили современные ученые в «теорию У. Липпмана», сохранив базовое понимание медиа-реальности. «Реальность, создаваемая средствами массовой информации, уже в силу объективных причин не может полностью совпадать с истинной действительностью. Но, подаваемая как подлинная, в человеческом сознании она с легкостью подменяет реальные события» [16].

Влияние медиа-реальности, в частности телевидения, усиливается техническими особенностями, спецификой человеческого восприятия телевизионного содержания, а также особенностями журналисткой профессии, ориентированной, в первую очередь, на привлечение как можно большей аудитории «на всеобщее понимание, на активный контакт со всеми людьми» [16].

Области телевидения и политической сферы тесно переплетаются и немыслимы друг без друга, взаимно оказывают влияние. Желание власти и государства использовать СМИ — закономерный процесс. Однако такое стремление может создать серьезные проблемы для демократических норм. Самым распространенным телевизионным жанром является информационный сюжет. Социальная значимость новостей для современного человека очевидна и не нуждается в доказательствах. «Но, чтобы быть донесенным до зрителя, событие должно быть, улучшено в соответствии с мифологической матрицей: чтобы серия событий стала новостью, они должны стать заметными через тот или иной внешний акт» [18]. В итоге, реальные события могут быть перемешаны между собой или сфабрикованы.

Конечно, в традиционном обществе, насыщенном разнообразными средствами коммуникаций, не исключены и древние способы передачи информации, которые ярко характеризуют способность искажать информацию при передаче — это слухи и сплетни. Все виды информации и знания о происходящих событиях распространяются в процессе межличностного общения и внутрикорпоративной коммуникации. Тот, кто делится слухом, становится всего лишь его передатчиком, а не автором, а тот, кто пишет докладную записку, всего лишь излагает факты. Слухи малодостоверны и это общеизвестно, а информация, доносимая с помощью СМИ, имеет по определению, статус важности и доверия.

В период после Первой мировой войны в Европе и Америке на пике популярности теория, суть корой сводится к тому, что коммуникации выполняют роль замещения социально значимых и разрушенных связей. Именно тогда работа У. Липпмана «Общественное мнение» (1922) стала базовой для формирования американских традиций [18]. Напомним, что тогда, в мире Липпмана доминировала пресса, а все остальные инструменты лишь были помощниками в этом. Именно Липпман задумался над ролью новости в формировании «псевдо-окружающей среды» современного человека. В своей «книге он говорит об образе «мнимых друзей — реальных врагов» и о радикальном расхождении между образом внешнего мира, существовавшим в головах людей, и им самим, каков он «на самом деле»" [18].

Образ «мнимых друзей — реальных врагов» нужен был Липпману, чтобы подчеркнуть, что «реальное поведение человека определяется реакцией не на стимулы внешнего мира, а на картину этого мира, имеющуюся у него в голове: человек приспосабливается не к окружению, а к псевдо-окружению, и акт приспособления всегда опосредован» [18].

Он впервые сформулировал мысль о том, что большая часть мира находится за пределами понимания человека, поэтому он физически и морально не может переработать сам весь поток входящей информации, в том числе и через СМК. Человек вынужден доверять информации транслируемой СМК. Это дает СМИ почти бесконтрольные возможности по формированию в сознании людей «псевдо-картины» мира.

Липпман постарался пояснить теорию на позитиве, объясняя существование псевдо-окружения тем, что реальный мир огромен, сложен и изменчив, его невозможно охватить в целом. Для упрощения восприятия мира человек вынужден создавать упрощенную модель и по ней ориентироваться в пространстве. Липпман утверждал, что именно для этого и существуют газеты, телевидение и радио. Они, так сказать, фильтруют информацию и доносят до конечного зрителя её в переработанном, упрощенном виде.

Пропустив эти мысли через сознание, понимаешь, что новости вовсе не являются простым отражением действительности, они представляют собой синтез информации, замещающий нам реальность. Наполнение новостных программ происходит по законам коммерции, где спрос порождает предложение. Поэтому любое событие описывается не с точки зрения участника, а извне, транслируются оценки окружающих и соответствие общественно-допустимым нормам поведения.

СМИ не только конструируют псевдореальность но и манипулируют благодаря ожиданиям публики. Понимая гонку за временем и ограниченность, в ход идут рекламные слоганы, вывески, громкие заголовки. Рядовой обыватель в массе информации дезориентирован. Это влечет к дезинформации обывателя.

Новости синтезируют псевдо-реальность. Это пугало У. Липпмана, чтобы опровергнуть собственные выводы, он вернулся «традиционному взгляду на новости, как на отражение реальности, но с оговоркой: новости не отражают события во всей их полноте, а просто сигнализируют о самом факте этих событий» [18]. Далеко не обо всех событиях можно просигнализировать: "... чтобы серия событий стала новостью, они должны стать заметными через тот или иной внешний акт» [18].

Только благодаря техническим особенностям телевидение способно так манипулировать. В чем это заключается: фрагментирование, или дробление информации. Это можно отследить по любой передаче — события чередуются, нет взаимосвязи, плюс идет реклама, в итоге у зрителя нет целостной картинки события, она максимально упрощена. Подобные манипуляции способны коренным образом влиять на сознание человека. Увеличивают способность зрителей воспринимать только упрощенный материал, поддающийся простому объяснению и стереотипам. По сути, «стереотипы — это некие символы, «условные ярлыки», используемые для обозначения тех или иных явлений, принципов и т. п. Они создают систему устойчивых взглядов, определяющих отношение к людям и событиям».

Упрощенные представления сильно искажают реальность, и понимание действительности подменяется «псевдознанием». Создавая свое отношение к реальности, человек сверяется с личным заданными клише. Поэтому наиболее эффективными будут новости, соотносимые со стереотипами человека. Но для изменения массового сознания этого не достаточно, тут важна еще символичность окружающего пространства. Становится понятно, почему новости делают зрелищными, почему появилось так много ток-шоу и популизированных программ для обсуждения тех или иных проблем.

В отражении современных информационных технологий, труды У. Липпмана также актуальны. Ведь на фоне интенсивного развития информационных технологий, в особенности связанных с сетью интернет, изменился облик общества, изменились и формы масс-медиа. Подрастающее поколение не мыслит себя без гаджетов, информационные технологии стали современной реальностью, с помощью них трансформируются и медиа технологии, меняется восприятие человеком информации и окружающего мира. Изменилась связь человека с реальностью. В существовании псевдо –реальности уже нет сомнений, но теперь это касается уже глубин нашего сознания и поведения. Виртуальная реальность все больше увлекает в мир компьютерной графики. Где любой может достичь высот, реализоваться, совершить то, что в реальной жизни ему не доступно.

Благодаря блогам, социальным сетям, круг общения, с одной стороны, расширился, с другой стороны, он стал ограничен, ведь мы порой не замечаем, что происходит у нас под носом. Мы не знаем кто наши соседи, чем живут наши дети. Современные новости чаще и быстрее расходятся именно по социальным сетям и блогам, там информация более достоверная и подлежит обсуждению.

В результате взаимодействия СМИ и аудитории, возникает феномен медиареальности, благодаря которому формируется особая реальность, новая картина мира человека, Данный феномен изучался, и будет изучаться далее, т. к. влияние масс-медиа на человечество усугубляется. Это отражается как на отдельном индивидууме, так и на обществе в целом.

Чтобы попытаться объяснить влияние масс-медиа на повседневную жизнь общества требуется детальное изучение всего разнообразия форм масс-медиа и анализ последствий их развития.

Мы постарались раскрыть в своей работе актуальность теории У. Липпмана. Суть ее состоит в том, что «человек не в состоянии проверить достоверность информации, получаемой через масс-медиа, и вынужден её доверять. Таким образом, масс-медиа обладают возможностью представлять картину мира в сознании индивида, и эта картина является не отражением реальности, происходящей в мире, а конструктом, замещающим реальность» [9].

Литература:

  1. Антонов К. А. «Телевизионные новости в массово — коммуникационном процессе: социологический анализ механизмов социально — политического конструирования: монография». / ГОУ ВПО КГУ Кемерово/Фирма Полиграф, 2006.
  2. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: Учебное. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2005.
  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/ «Медиум”, 1995.
  4. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. 5. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ.2004.
  5. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. — М. Аспект-пресс, 2003.
  6. Вебер М. Основные социологические понятия. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990
  7. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. / ИНФРА-М, 2001.
  8. Дьякова, Е. Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Екатеринбург: УрО РАН, 1999.
  9. Киреев П. С. Новые медиа в современном информационно-коммуникационном пространстве.Научно-теоретическийжурнал. 2010. № 2
  10. Лещев, С. В. Коммуникативное, следовательно, коммуникационное / С. В. Лещев. — М.: УРСС, 2002
  11. Маклюэн Г. М. М15 Понимание медиа: внешние расширения человека / КАНОН — пресс-Ц», «Кучково поле», 2003
  12. Хорольский В. Медийность как категория науки о масс — медиа: терминологические разъяснения // Новое в массовой коммуникации. — 2013. — № 2.
  13. Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990–2004 гг. М., 2002.
  14. Вирилио П. Информационная бомба: стратегия обмана./ М., 2002..
  15. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. М.: Высшая школа, 1989
  16. Лосев А.Ф Миф … // Диалектика мифа. М., 2001
  17. Липпман У. Общественное мнение — институт фонда «общественное мнение», 2004.
  18. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. 1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle