Библиографическое описание:

Грушанин А. А. Государственный финансовый контроль как инструмент противодействия коррупции // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 444-446.



В статье исследуются вопросы противодействия и предупреждения коррупции посредством государственного финансового контроля. Автор приходит к выводу, что для повышения эффективности государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией в стране следует объединить усилия субъектов государственного финансового контроля всех уровней власти, а также Счетной палаты РФ, Банка России, прокуратуры РФ. Причем контроль должен осуществляться не только за деятельностью госорганов, но также субъектов предпринимательской деятельности, включая частные структуры.

Ключевые слова: коррупция, финансовый контроль, антикоррупционные меры, Счетная палата

Налоговые, иные финансовые преступления, отмывание денег, коррупция, могут представлять угрозу стратегическим, политическим и экономическим интересам как развитых, так и развивающихся стран. Как правило, их совершение становится возможным в результате несовершенных правовых систем и правового регулирования, отсутствия правоприменительной практики и неэффективного межведомственного сотрудничества.

Преступники накапливают значительные денежные суммы от совершения таких преступлений, как мошенничество в инвестиционной сфере, вымогательство, коррупция, присвоение и налоговые мошенничества. Сегодня известно множество методов и способов отмывания денег, которые постоянно совершенствуются. Среди существующих способов выделяют «самоотмывание», или самолегализацию, и использование профессиональных легализаторов — так называемых «лондроматов».

Мировая экономика с интегрированными финансовыми рынками открывает новые возможности для всех форм незаконной деятельности.

Анализ проведенных исследований [1, С.49–51], а также статистические данные и другая информация свидетельствуют о том, что преступность, которая в полной мере относится к преступлениям в финансовой, налоговой сфере и к коррупции, превратилась в серьезную угрозу безопасности не только отдельных стран, но и всего мирового содружества в целом, поскольку носят агрессивный характер, использует в своей криминальной деятельности высокие технологии.

Вопросы борьбы с коррупцией являются одной из актуальных проблем государства. Это происходит потому, что коррупция парализовала все сферы общественных отношений, она снижает эффективность работы государственного аппарата. Процесс коррупции негативно влияет на бюджет государства. Это находит свое отражение в том, что коррупция активно сопровождает механизм распределения и использования централизованных денежных фондов.

Коррупционные явления способствуют снижению качества управления бюджетными ресурсами, приводят к несоблюдению бюджетной дисциплины участниками бюджетного процесса. Этот факт предопределяет необходимость разработки новых и совершенствования существующих механизмов борьбы с коррупцией в финансовом секторе.

Представляется, что финансовый контроль должен в обязательном порядке присутствовать системе норм, направленных против коррупции и занимать в них важное место. Это позволит обеспечить законность финансовой деятельности, а также будет способствовать укреплению ответственности уполномоченных лиц.

Финансовый контроль осуществляется всеми государственными органами в ходе выполнения финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. По своей сути финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, который предполагает осуществление всех возможных видов контроля за их деятельностью в целях достижения задач финансовой направленности.

Государственный финансовый контроль охватывает не только производственную, но и непроизводственную сферы. Он направлен на проверку точного соблюдения финансового законодательства, связанного со своевременностью и полнотой выполнения финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней, Федеральной налоговой службой, кредитной системой, Федеральной таможенной службой, а также по взаимным расчетам и платежам предприятий и организаций.

Цель финансового контроля — повышение экономического стимулирования, рациональное и эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь. Осуществление финансового контроля государственными финансовыми органами происходит в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы [2, С. 237].

Что касается мер противодействия коррупции, то они предполагают порядок организации и методы проведения финансового контроля субъектов.

Необходимо выделить сферу оказания взаимной юридической помощи как область, в которой активно применяются переговоры с целью осуществления обмена информацией.

Рассматривая международное сотрудничество в области борьбы с налоговыми преступлениями, в числе организаций, активно влияющих на экономическую и правовую политику, следует выделить Организацию экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD)[4]. Она была образована в 1961 г. по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества — ОЕЭС.

В настоящее время в нее входят 34 государства, на которые приходится более 60 % мирового ВВП. Цель деятельности этой организации заключается в мониторинге экономической ситуации, противодействии отмыванию денег, неуплате налогов, коррупции и взяточничеству.

Одним из способов предупреждения или минимизации последствий от коррупции является эффективно организованный государственный финансовый контроль, который должен быть направлен не только на выявление уже совершенных криминальных деяний, но и на предупреждение коррупции.

В общественном сознании уже сформировалось понимание необходимости изменения деятельности государственного аппарата, чтобы улучшить его работу в лучшую сторону.

Цель состоит в том, чтобы повернуть государственных и муниципальных служащих лицом к обществу, чтобы обязать их действительно служить законным интересам человека, в том числе в вопросах борьбы с экономической преступностью и коррупцией. Правительство также заинтересовано в этом, поскольку осуществление государственного контроля за состоянием коррупции в России стало не только социально-экономический, но и политической проблемой.

На практическом уровне, проблема коррупции делится на несколько различных проблемных областей, каждая со своими особенностями, в которых коррупция проявляет себя с разной степенью тяжести и остроты. Эти проблемные области включают в себя, в частности, управление государственной собственностью, государственное лицензирование, таможенное и налоговое регулирования и т. д. Тем не менее, особенно остро проявляется проблема коррупции в распределении государственных заказов, в которых годовой оборот составляет около 10 % от ВВП [3, С. 40–44].

Создание надежного государственного финансового контроля, а также законодательных барьеров для проявления коррупции в настоящее время является приоритетным.

Значение финансового контроля видится в его способности обеспечивать реализацию социально-экономических задач, которые определяются государством, эффективно используя различные ресурсы, включая финансовые. В соответствии с международными стандартами организация контроля — это обязательный элемент управления финансами. Целью государственного финансового контроля состоит во вскрытии отклонений от принятых стандартов и иных нарушений законности, в сфере расходования денежных и материальных ресурсов. Государственный финансовый контроль способен выявить правонарушение, в том числе коррупционные проявления на более ранней стадии и способствовать принятию соответствующих антикоррупционных мер, а в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности.

Выполняя свою конституционную задачу по защите федеральных средств и других ресурсов от хищений и неэффективного их использования, Счетная палата Российской Федерации, таким образом, непосредственно участвует в выявлении и предупреждении коррупционных преступлений. Счетная палата Российской Федерации является не только одним из важных элементов национальной системы борьбы с коррупцией, но и своего рода инновационной платформой, на которой реализуются лучшие достижения теории и практики борьбы с коррупцией.

Однако коррупция способна быстро изменяться под воздействием внешних и внутренних условий, поэтому первостепенное значение является разработка инновационных подходов к борьбе с коррупцией. Счетная палата Российской Федерации принимает непосредственное участие в выявлении и предупреждении коррупционных преступлений, постоянно совершенствует правовые, методологические направления антикоррупционной работы, стандарты для внешнего финансового контроля, а также свои образовательные программы. На сегодняшний день созданы все необходимые условия для обеспечения системного подхода к координации подготовки и квалификации государственных и муниципальных служащих, представителей частного сектора и общественных организаций в области борьбы с коррупцией.

В связи с этим следует отметить, что для повышения эффективности государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией в стране необходимым условием, по мнению автора настоящей статьи, является объединение усилий субъектов государственного финансового контроля всех уровней власти, а также Счетной палаты РФ, Банка России, прокуратуры РФ. Причем контроль должен осуществляться не только за деятельностью госорганов, но также субъектов предпринимательской деятельности, включая частные структуры.

Для эффективной работы контрольных органов представляется целесообразным обеспечить их координацию и реальное взаимодействие, посредством создания координационного совета.

Литература:

  1. Лозовицкая Г. Влияние ОПГ из стран СНГ на состояние преступности в России // Юридический мир. 2002. N 3. С. 49–51.
  2. Максимов Ю. А. Методология правовой регламентации таможенной деятельности Российской Федерации в сфере внешнеторговых отношений. Финансовый аспект. дисс. на соиск. степ. док. юр. наук. СПб. 2012г. С. 237.
  3. Национальный рейтинг прозрачности закупок // Проект Рейтинга прозрачности 2006 г. М., 2007. С. 44.
  4. Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters. Strasbourg, 24 May 2007, FCO. July 2010, Session 2010–11, Treaty Series N. 14, Cmnd 7924.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle