Библиографическое описание:

Федотова Л. С. Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста. Метод беседы // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 114-116.



Развитие речи становится все более актуальной проблемой в современном обществе. Люди стали меньше читать художественную литературу, что создает прямую угрозу развитию языковой культуры. Отсюда огромная ответственность и значимость работы педагогов, которые занимающихся обучением языку, формированием грамотной речи подрастающего поколения. Современными нормативно-правовыми документами дошкольной ступени образования предусматривается задача обеспечения непрерывности литературного образования, формирования грамотного читателя, умеющего полноценно воспринимать и понимать текст, аргументированно его интерпретировать, комментировать, уметь выражать к нему свое отношение [8, с. 70]. Задача дошкольного образования, отмечает Л.М. Гурович, – подготовить основу литературного образования ребенка, которое активно будет продолжено в начальной школе [3, с. 24]. Разнообразие литературных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.), с которыми знакомится ребенок в дошкольной образовательно организации (далее – ДОО), позволяет с уверенностью утверждать о результативности воспитатели и педагогов в указанном направлении.

В дошкольной педагогике в разработку методики ознакомления детей с художественной литературой большой вклад внесли Е.И. Тихеева, В.А. Флерина, О.И. Соловьева, Л.А. Пеньевская, Н.С. Карпинская и др. [11, с. 12]. Исследователи подчеркивали сензитивность дошкольного детства для овладения родным языком как средством и способом общения и познания. Ребенок в этот возрастной период учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и строить фразы, активно пополняет словарный запас. Более того, как утверждают логопеды и психологи, если определенный уровень овладения родным языком не будет достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Основным «инструментом» педагога и воспитателя в литературном образовании ребенка дошкольного возраста становится детская книга. Ей всегда отводилась роль основного средства умственного, нравственного и эстетического воспитания, средства создания целостной картины мира у детей, развития словесного творчества [7, с. 68-70]. Художественное слово, воплощенное в произведении, предоставляет ребенку возможность знакомиться с готовыми языковыми формами, вербальные характеристики образа героев.

В исследованиях отечественных педагогов и психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и др. отражены особенности восприятия ребенком дошкольного возраста художественного произведения. Н.С. Карпинская характеризует этот процесс как активный, как деятельность сопереживания героям с «эффектом личного участия» в происходящих событиях [4, с. 57]. М.Б. Кудайбергенова отмечает, что в психологии выделяются два типа отношения ребенка к художественному произведению: эмоционально-образный, когда ребенок реагирует на героев непосредственно, и интеллектуально-оценочный, когда ребенок при опоре на свой жизненный опыт и опыт читателя пытается анализировать содержание текста[5, с. 48]. В дошкольном детстве происходят серьезные изменения в литературном развитии ребенка. Если прежде восприятие художественных текстов ребенком не отделялось от других видов его деятельности, от игры, то в период от 3-х лет ребенок уже переходит к стадии собственного отношения к искусству. В 4-5 лет он вполне может представить целостный образ смыслового содержания воспринятого текста. К 6-7 годам у него формируется механизм понимания содержательной стороны связного текста [9, с. 38]. Восприятие текста проходит путь от сопереживания конкретному герою к пониманию авторской позиции и к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего отношения к нему, к осмыслению его воздействия.

М.М. Алексеева, Б.И. Яшина уточняют особенности восприятия текста детьми для каждого из возрастных этапов [10, с. 353-354]. Младший дошкольник демонстрирует зависимость восприятия текста от личного опыта; осознание связи событий, когда они идут друг за другом; свободно следят за приключениями главного героя, но не понимают его переживаний и мотивов поступков; демонстрируют яркое эмоциональное отношение; предпочитают ритмически организованный склад речи. Дети среднего дошкольного возраста уже вполне могут устанавливать простые причинные связи в сюжете, в целом оценивать поступки героев; к пяти годам дети демонстрируют интерес к слову, стремление к поиску внутреннего смысла произведения. Старший дошкольный возраст характеризуется способностью детей к осознанию событий, которые выходят за пределы их личного опыта, интересом к мотивам поступков героев, умением воспринимать текст в единстве формы и содержания, формируется целостный образ смыслового содержания текста. М.М. Алексеева, Б.И. Яшина определяют группу умений воспитанника ДОО подготовительной группы: «определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения)» [1, с. 355].

Для углубления понимания художественного текста дошкольниками применяются различные методы и формы. Беседа – один из эффективных словесных методов, это, по словам Н.В. Васильевой, «целенаправленное обсуждение» прослушанного текста (прочитанного, если ребенок умеет читать) [2]. Н.В. Васильева отмечает, что в детских садах этот метод применяется редко, эпизодически, формально в силу определенного ряда причин и указывает их: воспитатели затрудняются в выборе программного материала для беседы; в способах удержания внимания детей до конца беседы, поддержания интереса к обсуждаемым вопросам; в активизации их участия.

Анализ публикаций по проблеме позволяет определить роль беседы в понимании содержания литературных произведений детьми дошкольного возраста. Беседа, прежде всего, служит, по мнению Е.И. Тихеевой, средством уточнения и систематизации полученной в процессе чтения (слушания) художественного произведения [10]. Ценность беседы как метода развития связной речи детей состоит в том, что при ответе на вопросы педагога ребенок обучается логически мыслить, организовывать мыслительный процесс, думать, переходит от конкретного способа мышления на уровень простейшего абстрагирования. Беседа активизирует память, помогает освоению метода сравнения, учит анализу и синтезу, ребенок пробует формулировать суждения и делать умозаключения, выводы. Развиваются диалогические и монологические формы связной речи [12, с. 87]. Результативность беседы обеспечивается умением воспитателя (педагога) формулировать вопросы, соединяя две задачи – углубить понимание содержания художественного текста и сохранить доступность понимания самого вопроса согласно возрастным особенностям. При этом вопросы должны быть стимулом для мыслительной деятельности воспитанников, и не должны быть односложными, они строятся с учетом «опережающего» развития ребенка: их содержание и структура чуть сложнее, чем требуется согласно возрастным особенностям ребенка. Список вопросов продумывается педагогом заранее, с учетом постепенного «вхождения» в текст. Ответы детей необходимо регулировать и в комментариях к ним и при формулировании следующего вопроса оставаться в русле задуманного алгоритма, чтобы достичь запланированного результата (Р. Жуковская, Н. Карпинская, Э. Короткова, Е. Радина). Отличным и эффективным «помощником» воспитателя при работе с текстом во время беседы становятся иллюстрации к детским книгам, репродукции, изображения, связанные с текстом. Они требуют внимательного рассмотрения детьми, комментариев педагога [6; 7; 10, с. 12].

Исследователи отмечают повышенную эмоциональную реакцию ребенка-дошкольника при знакомстве с героями и событиями литературного произведения. Следует давать время дошкольнику пережить бурные эмоции, иначе дальнейшее восприятие может быть нарушено. Эффективно короткое замечание, поясняющее суть происходящего, яркое слово, ассоциирующиеся с событием (объектом) или четко и кратко характеризующее его. Положительный результат дает обращение к личному опыту ребенка, когда он может провести определенные параллели с событийным и эмоциональным рядами. Процесс чтения исключает комментарии и вопросы к детям, какие-либо пояснения – текст слушается детьми целиком. Возможно повторное прочтение текса, или его наиболее ярких фрагментов. Возможно осмысление текста через продуктивные виды деятельности (нарисовать или вылепить главного героя), выучить песенку одного из героев и т.д.

Исследования и личный опыт, опыт педагогов и воспитателей позволяет заключить, что использование беседы при знакомстве детской литературой – успешный путь к развитию личности ребенка через глубокое понимание текста, сопереживание героям произведения, дети обучаются видеть настроение окружающих их людей, понимать собственное эмоциональное состояние. Чтение и понимание художественной литературы пробуждает гуманные чувства дошкольников, они становятся способны осознанно проявлять участие, доброту, принципиальность, честность и др.

Таким образом, влияние художественного литературного наследия на умственное и эстетическое развитие ребенка, в том числе речевое развитие ребенка дошкольного возраста огромно. Талантливое художественное произведение дает ребенку образцы русского литературного языка, обогащает его эмоциональную сферу, и грамотно организованная беседа, помогающая раскрыть содержание и осознать значение произведения, оказывает ощутимую помощь в этом процессе .

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Васильева Н.В. Значение беседы в работе с дошкольниками // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/586942/.

3. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада. – 3-е изд. / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; под ред. В. И. Логиновой. – СПб.:Детство-Пресс, 2004. – 64 с.

4. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская. - М.: Педагогика, 2012. – 143 с.

5. Кудайбергенова М.Б. особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы // Психология XXI века: Психология и современные проблемы образования: Сборник материалов IX Междун. науч.-практ. конф. молодых ученых. 27-28 февраля 2014 г. – СПб.: ЛГУ им.А.С. Пушкина, 2014. – С. 47-53.

6. Мечик И. А. Вопросы профессиональной подготовки бакалавров педагогики на практических занятиях курса «Детская литература» [Текст] / И. А. Мечик // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 286–288.

7. Мечик И. А. Курс «Искусство художественной иллюстрации для детей» в профессиональной подготовке бакалавров педагогики [Текст] / И. А. Мечик, Т. А. Чичканова // Образование и воспитание. – 2015. – №5. – С. 68-70.

8. Мечик И.А., Пудовкина Н.В. Технологии продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики // Молодой ученый. – 2016. – №5.6. – С. 70–73.

9. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). /Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 5. – С. 12-18.

11. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду – М.: Сфера, 2001. –56 с.

12. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007. – 239 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle