Библиографическое описание:

Прыскина Е. А. Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 77-80.



Одним из самых интересных и главных вопросов изобразительного искусства является развитие у детей композиционного мышления. Развитию такого вида мышления у дошкольников педагоги придавали и придают первостепенное значение, так как оно формирует качества, которые необходимы для создания художественного образа – это творческое воображение, художественное мышление и наблюдательность.

В условиях детского сада изобразительная деятельность является универсальным средством развития композиционного мышления детей. Одним из действенных средств в образовании и развитии детей выступает декоративно-прикладное искусство (далее – ДПИ). Выбор ДПИ имеет ряд причин. Прежде всего, потому что природа ДПИ по своему языку ближе всего детскому мышлению. Процесс приобщения детей к ДПИ осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Художественно-творческая деятельность дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью протекает на эмоционально-чувственной основе, так как народное ДПИ вводит ребенка в «богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными настроениями» [3, с. 65-66]. Это вызывает эмоциональный отклик, что играет важную роль в обучении и развитии, активизирует творческую деятельность детей. ДПИ в своем содержании «базируется на универсальных законах и правилах построения композиции»: общность схемы, приемов и средств построения композиции; гармоничность (согласованность массы, фактуры, цвета); соразмерность (выбор масштаба зрительского восприятия) [1, с. 26].

Эмоции детей проявляются во всех видах деятельности, а особенно в художественном творчестве. Во время создания художественного образа эмоциональная сфера маленького художника отражается в выборе и способе разработок сюжетов, что является главным в декоративно-прикладном искусстве. Так же с предметами ДПИ можно и поиграть, что тоже формирует положительное отношение дошкольников к обучению и развитию.

Рисунок дошкольника сохраняет плоскостной характер, поэтому плоскостное оформление поверхности в декоративно-прикладной росписи для детей – «родное» и «понятное». Так же дети дошкольного возраста могут уже конструировать объемные предметы (например, игрушки, фигурки из природных материалов и т.п.), чему помогают занятия детей во время лепки, развивающие чувство объемной формы.

Главной функцией в росписи ДПИ является орнамент, который делает предмет более нарядным и привлекательным, художественно-выразительным. Свойства орнамента зависят от назначения, формы, структуры и материала, которую он украшает. Элемент орнамента – это образ. Образ – это знак, наделенный органичностью и большой многозначностью образа. Так, например, в росписи глиняных игрушек присутствуют такие образы: прямая линия – это земля; волнистая – вода. Сочетание этих линий, расположенных горизонтально – символ «мать-сыра земля». Волнистые линии, расположенные вертикально или наклонно, – символ дождя, квадрат – знак поля, точка в нем – зерно, а в целом – символ засеянного поля.


Рис. 1. Примеры символики росписи Дымковской игрушки и Филимоновской игрушки

Композиционное мышление – это оперирование образами. Механизм действия композиционного мышления схож с механизмом пространственного мышления, так как грамотное размещение элементов композиции на изображаемой плоскости – это тоже оперирование образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей [2, с. 3].

Эти образы необходимо расположить в определенной форме (полоса, квадрат, овал, круг и т.п.), т.е. построить композицию (составить части в единое целое). Грамотное и правильное расположение элементов придает изделию красочность, нарядность и законченность.


Рис. 2. Орнамент в круге и на объемной форме

Рис. 3. Орнамент в полосе

Рис. 4. Орнамент в овале

При знакомстве детей с закономерностями пространственной композиции, ее видами и средствами выявления формы, идет формирование пространственных представлений, где дошкольники анализируют, а затем синтезируют декоративные и реальные признаки предмета, соотнося их с закономерностями построения композиции.

Композиция является основой композиционного мышления. Композиция – это совокупность законов, правил, приемов и средств ее составления. Со всеми этими наполняющими понятия «композиция», дети будут знакомиться в начальной, средней и старшей школе, но дать основы можно уже и в дошкольном возрасте. Ритм, симметрия – это основа построения орнамента в росписи декоративно-прикладных изделий.

Не называя термина, детям можно дать понятие «ритма» (повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы), который необходимо соблюдать при составлении орнамента. Элементы орнамента ритмически повторяются в определенной форме.

Понятие симметрии так же подвластно детскому восприятию. Каждый цветок – это симметричная композиция (отражение одной половины в другой, как в зеркале). Перед построением композиции на плоскости листа дошкольников целесообразно познакомить с композицией в природе (растительной, животной). Например, каждое растение состоит из частей и вместе они образуют форму, которая представляет собой гармонически законченную композицию.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте у детей можно формировать композиционное мышление, которое является важнейшей операцией при создании художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.

Литература:

  1. Анурова Е.В. Развитие цветовосприятия младших школьников на основе произведений декоративно-прикладного искусства [Текст] / Е.В. Анурова, О.В. Литвинова // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 2013 года, г.Самара). -Самара: ЦДК «F1»; ООО «Издательство Ас Гард»», 2013. -С.24-29.
  2. Ветрова И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства. Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2004. 16 с.
  3. Прыскина Е.А. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии художественно-творческих способностей дошкольников [Текст] / Е. А. Прыскина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 03 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 3 (6). – С. 65–67.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle