Библиографическое описание:

Подгузова Е. А. Организация проектной деятельности по биологии во внеурочное время // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 74-75.



Организация проектной деятельности по биологии во внеурочное время

Подгузова Елена Анатольевна, учитель биологии

МБОУ Борисоглебского городского округа Борисоглебская СОШ № 6

В связи с внедрением в современной школе Федеральных Государственных стандартов, появляются новые методы и формы обучения. Одним из приоритетных и используемых методов является проектный метод обучения.

Метод проектов не является новым направлением в педагогике, он зародился в США в 20-е гг. XX в. Основоположником проектной деятельности являются американские учёные У. Килпатрик и Дж. Дьюи. В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. В нашей стране проектной деятельностью занимался русский педагог П. Ф. Каптерев. Большой интерес к проектной деятельности проявляли биологи и учёные-методисты А. Летягин, О. В. Крылова, А. А. Лобжанидзе, Н. Н. Петрова.

В работах современных ученых метод учебного проекта трактуется как, «одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики» [2].

По мнению Е. С. Полат, «метод проектной деятельности — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [3].

Существуют различные классификации проектов. Так, Е. С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные (прикладные).

2. По признаку предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты.

3. По характеру контактов: внутренние или региональные, международные.

4. По количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые.

5. По продолжительности проекта: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

6. По результатам: доклад, альбом, сборник, каталог, альманах; макет, схема, план-карта; видеофильм; выставка; и др. [1].

Традиционно учеными выделяются следующие этапы работы над проектом:

1. Обоснование проблемы.

2. Постановка цели и задачи в процессе работы над проектом.

3. Планирование предстоящих действий.

4. Подготовка выполнения проекта.

5. Защита проекта.

6.Оценка результатов деятельности.

Так, при изучении темы «Строение и многообразие грибов» в 5 классе у некоторых учащихся большой интерес вызвала проблема, раскрывающая значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Это и определило желание отдельных учеников поработать над учебным проектом. Так как на изучение биологии по ФГОС в 5 классе отводится всего 1 час в неделю, то более углубленно изучить заинтересовавшую учащихся тему не можем. Поэтому было решено, что работу над проектом будет осуществляться во внеурочное время, установленные расписанием часы. Совместно были рассмотрены разные варианты темы проекта. В результате дискуссии, была определена тема: «Плесневые грибы».

Цели и задачи работы над проектом были сформулированы совместно, так как навыков работы над проектом недостаточно. Целью работы над проектом стало: формирование представлений у учащихся о строении и роли плесневых грибов в природе и жизни человека. Исходя из этого были поставлены и задачи: изучить строение плесневых грибов; раскрыть роль плесневых грибов в природе и жизни человека;-вырастить плесень самим (в домашних условиях); научиться фиксировать результаты опытов; делать выводы по изученной теме. Члены группы работали сообща, самостоятельно осуществляли поиск информации в школьной и городской библиотеке, использовали интернет ресурс. Закладка и наблюдение по выращиванию плесневых грибов производилась совместно с учителем. Так же были назначены часы консультаций. На консультациях рассматривались вопросы, трудности, возникшие в процессе подготовки теоретической части. На заключительном этапе работы над проектом учащиеся выступали на общешкольной неделе науки с докладом.

Таким образом, использование во внеурочное время проектной деятельности является результативной, так как даёт возможность более углубленно изучить, рассмотреть заинтересовавший вопрос. Учащиеся, самостоятельно добывая необходимую информацию, учатся мыслить, находить и решать проблемы, учатся взаимодействовать друг с другом, работать в группе.

Литература:

  1. Новыепедагогические и информационные технологии: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
  3. Полат Е. С. Метод проектов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/images/4/4e/ %D0 %9F %D0 %BE %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %82_ %D0 %95. %D0 %A1._-_ %D0 %9C %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B4_ %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B2.pdf.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle