Библиографическое описание:

Литвинова О. В. Курс «Основы музыкальной культуры у детей дошкольного возраста» в подготовке бакалавров педагогики // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 54-56.



Музыкально-эстетическое воспитание будущих педагогов, организующих педагогический процесс, связанный с музыкальным воспитанием дошкольников, приобретает особую актуальность в современных условиях. Так, характерной чертой музыкальных предпочтений студенческой молодежи является преобладание суррогатов массовой культуры, не является редкостью незнание и пренебрежительное отношение к шедеврам классического искусства. Поэтому в рамках дисциплины возможно и необходимо приобщать будущих бакалавров педагогики к высоким образцам музыкальной культуры.

Дисциплина «Основы музыкальной культуры детей дошкольного возраста» относится к дисциплинам эстетического цикла, которые изучают будущие бакалавры педагогики на факультете начального образования СГСПУ. Курс базируется на знаниях основ культурологии, тесно связан с общей и детской психологией, общей и профессиональной педагогикой. Результаты освоения дисциплины востребованы во всех видах профессиональной деятельности: учебно-воспитательной; социально-педагогической; культурно-просветительской; научно-методической; организационно-управленческой. В рамках требований образовательного стандарта высшего образования по педагогическому направлению подготовки цель дисциплины можно сформулировать следующим образом: способствовать формированию личности студента через освоение музыкальной культуры, готовить его к организации педагогической деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Будущий бакалавр педагогики по профилю «Дошкольное образование» к концу освоения курса должен знать: основные положения музыкальной педагогики, сущность процессов музыкального воспитания, обучения и развития; специфику деятельности воспитателя в области музыкально-эстетического воспитания и развития детей; уметь: самостоятельно подбирать и анализировать литературу по проблемам музыкального воспитания; определять задачи музыкально-эстетического воспитания и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; формировать развивающую музыкально-педагогическую среду в условиях дошкольной образовательной организации; владеть: формами и методами музыкально-эстетического воспитания и развития дошкольников.

Авторы современных исследований музыкальную культуру дошкольников понимают как «специфическую область художественной культуры, отражающую изменения в духовном мире ребенка, формирующиеся и развивающиеся под влиянием музыки» [4, c. 90]. А. А. Долгушина указывает на три компонента структуры основ музыкальной культуры дошкольника: 1) специальный (музыкальные знания и умения, музыкальные способности ребенка); 2) психолого-педагогический: нравственные качества (содержательно-смысловая основа), эмоционально-волевые (динамическая основа), специфические качества и свойства личности («стимуляторы» ее перспективы); 3) организационный: поведенческие умения и навыки, способы самопрезентации первых двух компонентов [1, c. 46]. Эффективность формирования музыкальной культуры ребенка дошкольного возраста, уверена Е. В. Петрова, будет зависеть от «взаимодействия и развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания: эстетических эмоций, чувств, потребностей, интересов, вкуса, мышления, воображения, представлений об идеале, проявляющихся в творчестве» [6, c. 115].

Согласно такому пониманию сущности и структуры основ музыкальной культуры дошкольника строилось содержание курса. Основными разделами стали: «Теоретические основы музыкального воспитания и развития», «Возможности музыки (искусства) в решении проблем социокультурной адаптации дошкольника», «Взаимодействие искусств в музыкально-эстетическом воспитании», «Виды детской музыкальной деятельности. Принципы и содержание организации занятий комплексного типа», «Формы детской музыкальной деятельности». В рамках содержания разделов внимание студентов обращается на специфические средства воздействия на человека музыки. Она способна оказывать влиять на детей с самых ранних этапов периода детства. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства, формирует вкусы человека. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроению произведения. Поэтому важно для будущих педагогов постоянно учиться слушать музыкальные произведения, что способствует формированию их музыкально-эстетического сознания и приобретению опыта создания музыкальной среды для успешного музыкального воспитания детей. Для этого помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, теоретических вопросов методического характера на каждом занятии со студентами следует включать образцы классической музыки для прослушивания. Занятия желательно строить на основе комплексного подхода к изучению особенностей языка музыкального искусства и методике освоения его дошкольниками.

Еще одной особенностью преподавания дисциплины является учет различий в исходных уровнях музыкальной подготовленности студентов. Это требует дифференциации сложности заданий. Тем более что изучение дисциплины не предполагает обязательного музыкального образования будущего бакалавра. Речь идет о способности студента работать с музыкальными произведениями как средством музыкально-эстетического воспитания дошкольников, уметь грамотно подбирать, согласно возрастным особенностям детей, музыкальный материал, выстраивать алгоритм воспитательной работы. Организация образовательного процесса в раках курса основывается на принципах продуктивного обучения, в современной практике дающего наибольший эффект [5, с. 70–73].

Формированию основ музыкальной культуры детей способствует соответствующая художественная среда. Именно окружение, грамотно выстроенная педагогами среда оказывают положительное влияние на результаты воспитательной работы [3, с. 344–352]. Проблема взаимодействия (взаимного информационного обмена) субъекта и среды — одна из персептивных тем исследования, что отмечается в современных публикациях [2, с. 42–50]. В рамках дисциплины предусмотрена производственная педагогическая практика, которая также имеет определенную специфику и в том числе, учитывает влияние среды на педагогический процесс. Ее цель:применение методик и технологий образовательной деятельности на основепонимания механизма взаимосвязи искусства и педагогики, осуществление художественно-эстетического воспитания через организацию предметно-практической деятельности. Задачи: учить студентов анализировать, систематизировать информацию по интеграции искусств, выявлять специфику и общность ее видов, использовать конкретные художественные образцы в образовательных и воспитательных целях; использовать возможности художественной образовательной среды для систематизации форм и методов воспитания средствами искусства. Занятия интегрированного типа базируются на основе знаний культурологии, общей и детской психологии, основ музыкальной культуры, теории и технологии развития детской изобразительной деятельности, литературного образования дошкольников. Для составления конспектов организованной и непосредственной образовательной деятельности студент должен знать: педагогический аспект искусства в иерархии педагогических идей; возрастные особенности дошкольников в контексте их художественно-творческого развития; теоретические положения об интеграции искусств; уметь: применять полученные знанияиз области искусства в образовательной и воспитательной работе; применять теоретические положения об интеграции искусств на занятиях интегративного типа; владеть: специфическими приемамиэмоционального воздействия на дошкольников в процессе передачи содержания занятия интегрированного типа; способами интеграции предметов эстетического цикла.

Таким образом, проблема формирования у дошкольников основ музыкально-эстетической культуры, являясь предметом научного изучения, находит отражение в учебных курсах при подготовке бакалавров педагогики по профилю «Дошкольное образование».

Литература:

  1. Долгушина А. А. Специфика субъектного взаимодействия в процессе формирования основ музыкальной культуры современного дошкольника // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2015. — № 7 (147). — С. 46–50.
  2. Искрин Н. С. Возможности системного подхода в образовании. Вопросы менеджмента / Н. С. Искрин, Т. А. Чичканова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2016. — № 1. — С. 42–50.
  3. Литвинова О. В. Развитие образного мышления ребенка в архитектурной среде города// Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т. А. Чичканова (отв. ред.), Н. С. Искрин, О. Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С.344–352.
  4. Махотина Е. Н. Коми народные музыкальные инструменты в формировании основ музыкальной культуры дошкольников // Вестник Коми государственного педагогического института. — 2010. — № 8. — С. 90–94.
  5. Мечик И. А., Пудовкина Н. В. Технологии продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 70–73.
  6. Петрова Е. В. К проблеме формирования основ музыкальной культуры дошкольника // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — № 40. — С. 114–119.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle