Библиографическое описание:

Бурдина Г. Ю. Представления о национальных ценностях в содержании и организации дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 13-15.



Дошкольное детство является основополагающим периодом в становлении основных личностных характеристик, в том числе и будущей гражданской идентичности. Специалисты в области дошкольного образования определяют процесс нравственно-патриотического воспитания как один из важнейших путей социального развития ребенка, целью которого является воспитание патриотических чувств и формирование нравственных ценностей и ориентиров [3, с. 89–90].

Одной из «насущных» проблем в практике реализации образовательно-воспитательных задач в системе дошкольного образования является тот факт, что не все педагоги-воспитатели полностью осознают «смыслообразующее» содержание данного термина [1, с. 144]. Так, если воспитание патриотических чувств у воспитанников традиционно является одной из приоритетных воспитательных задач в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО), то «формирование нравственных ценностей…» — более сложная задача (именно в силу своей системообразующей направленности).

С целью осмысления данного комплекса задач, обратимся к «Концепциия духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ», 2009 г. (далее — Концепция). В ней «черным по белому» написано, что обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является ключевой задачей государственной политики России. Сфера же педагогической ответственности в этом процессе определяется тем, что усилия общества должны быть направлены на воспитание у детей активной гражданской позиции и чувства ответственности за свою страну [4, c. 6].

В этом же документе провозглашены «базовые национальные ценности» (далее — БНЦ), каждая из которых раскрывается через формирование системы определенных нравственных представлений. Вот этот перечень. 1. Патриотизм. 2. Социальная солидарность. 3. Гражданственность. 4. Семья. 5. Труд и творчество. 6. Наука. 7. Традиционные российские религии. 8. Искусство и литература.9. Природа. 10. Человечество [4, c. 18–19].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — Стандарт) вступил в силу с 2013 г. (т. е. через 4 года после опубликования Концепции). В связи с тем, что с каждым годом проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашей стране становится все более актуальной, необходимо выяснить, насколько содержание Концепции (речь пойдет именно о БНЦ), нашло свое отражение в основной образовательной программе дошкольного образования (далее — Программа) [5, c. 78–79].

Содержание Программы состоит из структурных единиц, представляющих собой 5 направлений развития и образования детей (образовательных областей). Естественно, что в каждой из них можно делать акценты на тех или иных БНЦ как сквозной воспитательной задаче (с учетом возрастных особенностей). И этот вопрос требует к себе серьезного внимания как при решении конкретных задач (по образовательным областям), так и в комплексе.

Остановимся подробнее на «социально-коммуникативном» направлении образования и развития личности ребенка. Так как оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, то каждый воспитатель должен помнить о том, как можно «расставлять акценты» в том или ином конкретном случае при ознакомлении детей с каждой из 10 базовых национальных ценностей. Например, при реализации воспитательной задачи по формированию позитивного отношения ребенка к различным видам труда и творчества, речь идет о такой БНЦ как «труд и творчество». А в процессе формирования уважительного отношения к своей семье, к взрослым и детям, на наш взгляд, можно формировать и развивать представления воспитанников сразу о нескольких БНЦ: «семья», «гражданственность», «патриотизм» (естественно, с учетом возрастных и индивидуальных психологических характеристик, и особенностей каждого ребенка).

Говоря о патриотизме, следует учитывать, что в его структуре выделяется несколько видов, а именно: личностный, местный, национальный и государственный [7, с. 111]. Поэтому, совместную работу воспитателя с детьми (в рамках организации той или иной непосредственно образовательной деятельности) можно организовывать, исходя из данной классификации, предложенной А. П. Садохиным. Например, если речь идет о БНЦ «семья», то это — «личностный» уровень патриотизма. А решая задачу (в рамках «познавательной» образовательной области), связанную с формированием первичных представлений о малой родине и Отечестве, ее вполне правомерно можно соотносить с «местным» и «государственным» уровнями.

Аналогично, когда речь идет о восприятии воспитанниками произведений детского фольклора (в рамках «художественно-эстетического» направления и развития личности ребенка), вполне можно реализовывать воспитательную задачу, направленную на формирование у детей основ «национального» вида патриотизма. При этом, одновременно с данной задачей может решаться и другая, направленная на ознакомление дошкольников с БНЦ «человечество». Соответственно, можно реализовывать и несколько задач из образовательной области «познавательное развитие», а именно: формирование первичных представлений о других людях и о многообразии стран и народов мира.

Таким образом, в решении рассматриваемой воспитательной задачи можно (и нужно) использовать интегрированный подход. Интересным представляется опыт работы авторского коллектива под руководством д-ра педагогических наук Л. А. Парамоновой (директора ГОУ Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца), в основе которого находится инновационная система развивающих занятий с детьми 6–7 лет [6, с. 3–6]. Предложенное содержание занятий (в рамках календарно-тематического планирования) может помочь при решении ряда задач, рассматриваемых в данной статье.

Безусловно, процесс формирования представлений о национальных ценностях у воспитанников в дошкольной образовательной организации зависит от многих факторов: выбора программ различной направленности (с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей), обеспечения вариативности (во второй части Программы, формируемой участниками образовательных отношений), квалификации и собственной мотивации педагогов, поддержки со стороны родителей и т. д.

Если вести речь о таком важном факторе в реализации данного процесса, как квалификация и мотивация педагога-воспитателя, то будущим специалистам следует учитывать, что современный воспитатель должен не только реализовывать образовательно-воспитательные функции по отношению к дошкольникам, но и постоянно участвовать в инновационной (научно-исследовательской и просветительской видах профессиональной деятельности), уметь осуществлять как «прямую» коммуникацию, так и «косвенную» в сети интернет (в различных профессиональных сообществах). Следовательно, он должен постоянно повышать свою квалификацию [2, с. 66]. Углубленное знание педагогики и психологии (как детской, так и взрослой), также является неотъемлемой частью его профессиональной компетентности. Это обусловлено, в том числе и таким требованием Стандарта обеспечивать взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, их вовлечения в образовательную деятельность.

Главное, что осознание каждым педагогом-воспитателем практической значимости и необходимости решения задач, направленных на формирование первичных представлений у воспитанников о «базовых» российских национальных ценностях должно способствовать решению многих актуальных воспитательных задач в системе дошкольного образования.

Литература:

  1. Бурдина Г. Ю. Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе детского фольклора в дошкольной образовательной организации // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: Материалы II Международной научной конференции. Самара, 25–26 марта 2016 года. В рамках проекта «А. З. Б.У. К. А. детства». Часть I. — Самара: СГСПУ; ООО «Научно-технический центр», 2016. — 143–151.
  2. Бурлакова Е. М. Профессиональные характеристики воспитателя в контексте требований нового образовательного стандарта [Текст] // Е. М. Бурлакова, Г. Ю. Бурдина // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2015 г) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (6). — С. 65–67.
  3. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-пресс, 2009. — с.
  4. Данилюк А., Кондаков А., В. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — 23 с.
  5. Нормативная база современного дошкольного образования: закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. — М.: Просвещение, 2014. — С. 74–92.
  6. Развивающие занятия с детьми 6–7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — 1002 с.
  7. Садохин А. П. Этнология: Учебный словарь. — М.: Гардарики, 2002. — 208. с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle