Библиографическое описание:

Федосеева Т. Ю. Создание условий для успешной адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 112-114.



Начало нового учебного года обязывает родителей детей не только младшего школьного, но и дошкольного возраста пересматривать привычный ритм жизни, свои обязанности и готовить ребенка к новым условиям его жизнедеятельности. Каждый родитель надеется на то, что дошкольная образовательная организация (далее — ДОО), в которую поступит ребенок, обеспечит, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), условия развития ребенка, открывающие «возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности», «создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей» [2]. Соответствующая задачам развития ребенка среда предполагает субъективный компонент (взрослые — родители, воспитатели и т. д. — и воспитанники), программно-процессуальный компонент (содержание и методическое обеспечение реализации образовательных программ) и материальный компонент (предметно-пространственная среда) [1, с. 133–140]. Успешная адаптация ребенка проходит при условии грамотной организации взаимодействия всех компонентов воспитательного процесса в ДОО.

Перед родителями детей дошкольного возраста встает много вопросов: комфортно ли будет ребенку в детском саду? Можно ли доверять взрослому, который будет сопровождать малыша в период его пребывания в детском саду? Опираясь на публикации психологов и педагогов, на практический опыт, проблема адаптации ребенка в условиях детского сада предусматривает пошаговое решение ряда задач.

Основной вопрос, который активно обсуждается как теоретиками, так и практиками — определение возраста ребенка наиболее благоприятного для поступления в детский сад. Согласно рекомендациям психологов, лучше вести малыша в ДОО не раньше трехлетнего возраста. Чем старше ребенок, тем больше он становится самостоятельным. У него почти сформирована речь, он обладает определенными навыками самообслуживания. Более раннее пребывание ребенка в ДОО (от 1,5 до 3 лет) может сопровождаться, отмечают Н. А. Светогорова, Т. О. Смолева, болезнями, негативным влиянием на психику ребенка в результате большой образовательной нагрузки [3].

С другой стороны, ребенок к трем годам становится достаточно смышленым для того, чтобы манипулировать чувствами родителей: если в новом коллективе пойдет что-то не так, малыш начнет добиваться от родителей отказа от детского сада. Причины тревожности ребенка в условиях ДОО могут быть разные. Например, воспитатель рассчитывает на определенный уровень самостоятельности ребенка и предлагает ему самому взять ложку и есть самостоятельно. Но дома его продолжают кормить с ложки родители, и предложение воспитателя идет в разрез с его представлением о приеме пищи. Ребенок начинает капризничать и требовать от взрослого выполнения его желания. Или еще пример, когда дети собираются на улицу, от детей младшего дошкольного возраста не требуется, чтобы ребенок мог сам одеваться, но посильные действия и манипуляции с одеждой и обувью дети могут выполнять самостоятельно уже к 1,5 годам (снять обувь, снять носочки и т. д.). Но малыш упрямо требует от воспитателя, чтобы тот выполнил все за него. В таких ситуациях для успешного процесса социализации ребенка и освоения им элементарных навыков самообслуживания необходимо, чтобы воспитатель добивался поставленной задачи. Со стороны родителей важна поддержка усилий воспитателя.

Бывает, что новые условия и требования к ребенку в детском саду вызывают у него дискомфорт, состояние отчаяния. На вопрос «Пойдешь ли ты в детский сад?» ребенок начинает плакать и отказываться, придумывать, что его обижают в детском саду, что воспитатель его не любит и т. д. Конечно, любая мама встанет на сторону своего малыша, и будет склонна обвинять воспитателя, а воспитателю с таким ребенком и без того тяжело. Из опыта работы с такими детьми, можно заключить, что часто причинами неумения детей следовать требованиям «общежития» в новых условиях является недоработка родителей — они не позаботились о том, чтобы ребенок освоил элементарные коммуникативные действия и отношения, более того, и сами родители часто не готовы к ним. В таких случаях единственный выход для родителей: доверие педагогу, помощь ему в социализации ребенка, тем более, что в большинстве случаев воспитатель имеет большой опыт работы с детьми. Кроме того, родители могут получить необходимую информацию о ДОО и педагогическом составе заранее, почитать или послушать отзывы других родителей, которые водят в этот детский сад своих детей — у каждого детского сада есть свой сайт, у каждой группы — свои странички. И на основании этой информации обозначить свою позицию к воспитателю, найти аргументы для доверия ему.

Отношения педагогического коллектива и родителей — отдельное направление совместной воспитательной и образовательной деятельности педагогов, воспитателей и семьи. Согласно Закону об образовании в Российской Федерации (№ 273 ФЗ), ст. 44. «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся», родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Ребенок, попадая в коллектив ДОО, уже должен быть подготовлен к социуму родителями, они — самые первые и главные воспитатели ребенка, педагог в детском саду является только направляющей силой в воспитании и образовании.

Согласно возрастным особенностям развития ребенка-дошкольника, его готовность к посещению детского сада определяется набором умений и навыков. Так, малыш в два года демонстрирует следующее: ест аккуратно, старается не ронять пищу, при умывании трет ладони, часть лица; вытирается с помощью взрослого; с помощью взрослого одевается (натягивает носочки, шапку, обувь); частично сам раздевается; контролирует физиологические потребности. К трем годам ребенок: умеет самостоятельно мыть лицо и руки, пользоваться носовым платком, с небольшой помощью взрослого одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, умеет правильно сидеть за столом, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, вытирать губы после еды салфеткой, полоскать рот после еды и чистить зубы, знает свое полотенце и его место, пользуется детским унитазом.

Если малыш не освоил вышеуказанных навыков, то родители должны быть готовы к тому, что ребенку не будет комфортно в детском учреждении, он будет долго привыкать, капризничать и даже провоцировать у себя болезни. Ответственность за воспитание и развитие ребенка раннего возраста (от 0 до 2 лет) лежит полностью на родителях. Период адаптации ребенка пройдет легко и безболезненно, если со стороны родителей будет понимание и поддержка. Безусловно, каждый педагог выслушает родителя, поможет, подскажет, посоветует, как лучше адаптировать малыша. Успех в этом деле не заставит себя ждать, если все отношения будут выстроены на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

После поступления в детский сад родителям следует настроить ребенка на положительный лад, помочь ему освоить некоторые навыки самообслуживания, тем более, если прежде их не было в опыте малыша. Желательно установить традицию быстрого (чтобы не выводить ребенка из равновесия) прощания с ласковыми словами, с напоминанием, что после работы — вечером — родители обязательно заберут ребенка из детского сада домой. Педагог со своей стороны будет проверенными и эффективными способами помогать ребенку легче и быстрее привыкнуть к новому для него коллективу. Сотрудничество родителей и педагогов всего детского сада (не только группы, где находится ребенок) обеспечит оперативное решение возникающих текущих вопросов, снизит время привыкания дошкольника к ДОО.

Таким образом, создание определенных условий для успешной адаптации ребенка дошкольного возраста к ДОО предполагает, прежде всего, решение задач коммуникации педагогического коллектива и родителей, адекватное понимание этого процесса обеими сторонами, позитивный настрой и доверие со стороны родителей.

Литература:

1. Макарова, Н. Образовательная среда в музее? — Да, если этот музей детский [Текст] / Н. Макарова, Т. Чичканова// Народное образование. — 2002. — № 2. — С. 133–140.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.

3. Светогорова Н. А., Смолева Т. О. О подготовке ребенка к посещению дошкольного учреждения в семье // Современная педагогика. — 2016. — № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5523.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle