Библиографическое описание:

Чичканова Т. А., Сапунова В. С., Лазарева Л. С. Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 119-122.



В условиях плюрализма мнений по вопросу содержания и способов использования в педагогическом процессе народных традиций воспитания подрастающего поколения остается нерешенной проблема создания условий для достижения запланированных педагогических результатов в рамках каждой из дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО).

Ситуация осложняется постоянно протекающим процессом «активного взаимопроникновения и обновления культур», когда, отмечают Е. А. Сухова, Н. Ю. Зубенко, «повышается риск нарушения баланса между национальным и интернациональным, «старыми» и «новыми» компонентами культуры конкретного этноса» [8, с. 38]. Задача педагогов в этом случае — найти баланс между положительными современными ценностями и теми традиционными, которые не утратили значимость в новых условиях. Именно последнее и есть самый сложный момент — определение «списка» активных педагогических средств в богатом многонациональном «поле традиций». Тем более в условиях конкуренции с европейскими и американскими технологиями, которые широко представлены в публикациях, в сети интернет, настойчиво распространяются средствами массовой коммуникации. Кроме того, как свидетельствуют многочисленные исследования, единой — универсальной — системы воспитания для всех народов не существует, каждый из национальных вариантов уникален, хотя и содержит, как принято говорить, «общечеловеческие ценности».

Формы и средства народной педагогики как конкретно-исторического явления со своей спецификой объединяют родной язык, характерную природу родного края, произведения устного народного творчества (фольклор — заимствованное из английского языка слово, состоящее из двух частей: «народ» и «мудрость» [10]), детский фольклор. Именно «мудрость народа», уверена О. В. Рассохина, позволила сформировать педагогическую систему приемов и методов воспитания, которые воспроизводятся каждым поколением как востребованные и «оправданные жизнью» знания, умения и навыки для поддержания определенного типа субкультуры [6, с. 44].

Каждый из названных элементов имеет свой педагогический потенциал. В условиях ДОО реализация в воспитательном процессе методов и приемов народной педагогики возможна при решении ряда «подзадач». Одна из них — кадровый вопрос: обеспечение уровня подготовки педагогов и воспитателей, который позволит планировать, организовывать и контролировать воспитание дошкольников с ожидаемым результатом. Педагог оказывается в ситуации, когда образовательная организация как системный объект постоянно «обменивается информацией» с внешней средой, между ними идет «диалог» [3, с. 11]. Он предполагает, в том числе, разрешение определенных противоречий: сочетание в деятельности субъектов традиционных функций трансляции культурных образцов и их способности и готовности к преобразованиям; внедрение инноваций в образовательный процесс и следование общим требованиям к его содержанию и результатам; разработку индивидуальной траектории развития для каждого ребенка и обеспечение соответствия результата воспитания унифицированным требованиям к качеству. [4, с. 42–50]. На факультете начального образования СГСПУ в рамках направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Дошкольное образование» (прикладной бакалавриат); профилей «Дошкольное образование» и Начальное образование» в учебном плане предусмотрены курсы, изучение которых позволяет говорить о формировании компетентности будущих бакалавров педагогики в указанной области: «Этнокультурное образование детей», «Этнопедагогика», «Традиции народной педагогики и искусства в художественном воспитании детей», «Основы межкультурного общения детей на традициях этноэтикета», «Декоративно-прикладное искусство в воспитании детей», «Полихудожественное воспитание», «История художественного образования в России: региональный аспект» и др. Решением «подзадачи» является соответствующая грамотность педагогов в профессиональной области и их готовность к применению методов и средств народной педагогики в воспитательном процессе ДОО. Также исследователи отмечают прямую связь полноценного развития личности от ее умения активно участвовать в общественных процессах в условиях культурного, этнического и языкового разнообразия, «признание и принятие различий этнических коллективов», уверена Э. Р. Тюлепаева, — это норма межкультурного взаимодействия [9, с. 20].

Еще одной «подзадачей» организации воспитательного процесса средствами и методами народной педагогики является создание развивающей среды в условиях ДОО. Значение и требования к организации предметно-пространственной образовательной среды ДОО зафиксированы в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). Организованная с целью воспитания среда должна обладать рядом характеристик (помимо упомянутых в ФГОС ДО): интерактивный характер (вовлечение детей в активную деятельность, в «общение» с предметом), комплексный характер (создание условий для логико-аналитического, чувственного и психомоторного восприятия); создание ситуации выбора (свободный выбор содержания и форм освоения среды ребенком); разнообразие тематических зон для деятельности ребенка; условия для самостоятельного и добровольного образования; основной способ образования и воспитания — через ценностное отношение ребенка и расширение его чувственного опыта (мультисенсорный опыт) в процессе общения с предметной средой (прямой опыт общения с предметом), «субъект-субъектные» отношения участников воспитательного процесса, позволяющие пропустить через «линии внутреннего переживания» все, что предлагает им среда [5, с. 135–136].

Также к «подзадачам» педагога можно отнести отбор им тех методов и средств народной педагогики, которые необходимы для достижения ожидаемого результата конкретного воспитательного процесса. Эти методы и средства могут быть выстроены в самостоятельную образовательную программу, могут быть использованы фрагментарно для обогащения среды или для повышения эффективности реализации текущих образовательных программ ДОО. Отбор образовательных программ, как свидетельствуют результаты анкетирования, проведенного Л. В. Гориной, Ю. Ю. Колесниченко в дошкольных образовательных организациях Саратовской области, педагогические коллективы детских садов методом экспертной оценки проводят отбор содержания на предмет его соответствия требованиям качества образования дошкольников. При этом, как отмечают исследователи, следует обратить внимание на общую проблему — оценку результата обучения: на практике она часто подменяется диагностикой художественно-творческих способностей детей. Л. В. Горина, Ю. Ю. Колесниченко подчеркивают, что в силу отсроченности во времени результата художественного воспитания и образования при выборе диагностических методик следует опираться на «определение динамики эмоционально-ценностных отношений, формирования интегративных личностных качеств ребенка, на уровень накопления в процессе освоения образовательной программы разнообразного художественного опыта» 1, с. 146].

Обращение к произведениям народного искусства в ДОО органично и объясняется особенностями дошкольного возраста. Традиционное народное творчество находит выражение в простых и символичных решениях формы и цвета, близких и понятных ребенку 3–7 лет, когда основные эстетические категории воспринимаются «прямым текстом», например, четко выраженные полярные «добро» и «зло» находят отражение в словах и поступках героев сказок, в ярких красках орнаментов народных игрушек, в легко запоминающихся ритмичных «малых жанрах» фольклора.

Еще одна важная деталь — принцип диалога является основой любого произведения искусства, он сопровождает как процесс создания работы художником, так и находит продолжение в каждом общении реципиента (слушателя, зрителя) в общении с готовым произведением [11, с. 309–313]. В народной культуре диалог — основа воспитательного воздействия. Социальный опыт передается в конкретной деятельности или посредством устной речи, представление о «должном» есть результат отражения коллективного опыта той или иной общности людей, есть образец для подражания при постоянном контроле процесса воспитания (процесса следования образцу) со стороны социума. Качества, которыми должен обладать в конечном итоге представитель общности понятны и конкретны: честность, трудолюбие, смекалка, любовь к родному краю, желание и стремление внести личный вклад в улучшение условий жизни своего народа.

Народная педагогика в условиях ДОО может быть частью процесса воспитания и обучения в каждой из образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО. Так, Л. В. Горина, Ю. Ю. Колесниченко предлагают использовать произведения народного искусства в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в направлениях деятельности (компонентах педагогического опыта): 1) «система художественно-образных представлений, усвоение которых обеспечивает становление в сознании ребенка целостной эстетической картины мира как образа культуры»; 2) «опыт практической деятельности, включающий специальные художественно-эстетические умения и навыки, обеспечивающие результативность продуктивной художественно-эстетической деятельности»; 3) «опыт творческой деятельности, связанный с развитием воображения, фантазии, определенных направлений и видов искусств»; 4) Опыт эмоционального отношения к миру, который является основой формирования у ребенка системы художественно-эстетических ценностей» [2, с. 106–107].

В рамках социально-коммуникативной образовательной области использование средств народной педагогики служит социализации детей, способствует освоению ими норм и ценностей общества, формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в ДОО, к малой Родине. Обращение к традициям, истории своего и других народов становится базой для формирования национального самосознания, социализации в многонациональном обществе [7].

Таким образом, в актуальность обращения к средствам народной педагогике в современных социокультурных условиях остается, даже приобретает специфический характер и формулирует для дошкольных образовательных организаций новые задачи в организационном и содержательном планах.

Литература:

1. Горина Л. В., Колесниченко Ю. Ю. Проблема оценки качества художественного образования в дошкольном учреждении // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2013. — № 4. — С. 144–152. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Gorina_Kolesnichenko.phtml.

2. Горина Л. В., Колесниченко Ю. Ю. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — № 1. — С. 105–109.

3. Искрин Н. С. Менеджмент в образовании: системный подход[Текст] / Н. С. Искрин, Т. А. Чичканова // Образование и наука. — 2015. — № 1 (120). — С. 7–21.

4. Искрин Н. С., Чичканова Т. А. Возможности системного подхода в образовании. Вопросы менеджмента // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2016. — № 1. — С. 42–50.

5. Макарова Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей — детский: Детский музей как способ организации образовательной среды [Текст] / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. — 2002. — № 2. — С. 133–140.

6. Рассохина О. В. Потенциал народной педагогики в эстетическом воспитании подрастающего поколения [Текст] / О. В. Рассохина // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 3 (4). — С. 43–45.

7. Сапунова В. С. Формирование у дошкольников чувства принадлежности к малой родине художественными средствами [Текст] / В. С. Сапунова, Л. С. Лазарева, Т. А. Чичканова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т. А. Чичканова (отв. ред.), Н. С. Искрин, О. Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С.419–432.

8. Сухова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников с позиций культурных традиций народов России [Текст] / Е. И. Сухова, Н. Ю. Зубенко // Вестник Нижневартовского государственного университета. — 2015. — № 2. — С. 38–44.

9. Тюлепаева Э. Р. Становление первоначальной этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста [Текст] / Э. Р. Тюлепаева // Начальная школа плюс До и После. — 2011. — № 6. — С. 20–22.

10. Фольклор // Этимологический словарь русского языка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://etymological.academic.ru/5659.

11. Чичканов Е. С. Интерактивность как средство художественной выразительности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2009. — Т. 15. Основной выпуск. — № 4, октябрь. — С. 309–313.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle