Библиографическое описание:

Шмидт Е. В. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 129-131.



Согласно современным нормативно-правовым документам, основной целью образования является развитие личности обучающегося. На первое место встает подготовка полноценного члена общества, готового непрерывно учиться. Достижение результата будет возможно с помощью формирования и развития универсальных учебных действий (далее – УУД). А. Г. Асмолов отмечает, что «в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [1, c. 26]. Значимое место уделяют формированию УУД, начиная с начальной школы. ФГОС НОО «устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: <…> метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [2].

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный [1, c. 28]. Каждая из групп требует пристального внимания в процессе научения. В контексте учебных дисциплин происходит формирование разных видов УУД и определенного разграничения по предметам нет. Формирование перечисленных видов УУД на каждом уроке повышает эффективность учебно-воспитательного процесса младших школьников. В зависимости от темы и дисциплины учитель выбирает различные способы работы для развития УУД. Далее следует таблица, где представлены УУД, которые должны формироваться на уроке.

Таблица

Фрагменты тематического планирования курса «Математика» 1 класс

Тема урока

Элементы содержания урока

Планируемые результаты (личностные и метапредметные), характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.

Роль математики в жизни людей и общества. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями.

- формировать положительное отношение к школе;

- развивать готовность к сотрудничеству и дружбе.

-предвосхищать результат и уровень усвоения, его временные характеристики.

-сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия.

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

-ориентироваться в учебнике и рабочей тетради;

-знать навигационную систему учебника (систему условных знаков).

Сравнение групп предметов

Сравнение групп предметов: «больше», «меньше», «столько же».

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

- прогнозировать результат своей деятельности.

- анализировать объекты;

- осуществлять сравнение;

- овладевать действием моделирования.

- учитывать разные мнения и уметь обосновать собственное.

- сравнивать две группы предметов;

- делать вывод, в каких группах предметов поровну, в какой группе предметов больше (меньше).

Число 0.

Название и запись цифрой натурального числа 0. Сложение и вычитание с числом 0.

- формировать адекватную позитивную осознанную самооценку и самопринятие.

- организовывать свою деятельность.

- выделять и формулировать познавательную цель.

- участвовать в коллективном обсуждении проблем.

- определять место числа 0 в последовательности чисел от 0 до 10;

- писать цифру 0, соотносить цифру 0 и число 0.

Решение примеров и простых текстовых задач.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Дополнение условия недостающими данными или вопросом.

- формировать адекватную позитивную осознанную самооценку и самопринятие.

- прогнозировать результат своей деятельности.

- структурировать знания.

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

решать текстовые задачи арифметическим способом;

- дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

Проверочная работа

Контроль и учет знаний

- формировать адекватную, позитивную самооценку и самоприятие.

- контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее.

- применять знания и способы действий в измененных условиях.

- осуществлять рефлексию своих действий.

- соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать и делать выводы.

Подготовка к введению задач в два действия.

Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач.

- формировать адекватную мотивацию учебной деятельности.

- осмысливать способы и приемы работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных.

- строить логическую цепь рассуждений

- слушать и вступать в диалог

- наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке.

Овладение универсальными учебными действиями открывает ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle