Формирование универсальных учебных действий в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шмидт, Е. В. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе / Е. В. Шмидт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32681/ (дата обращения: 25.04.2024).



Согласно современным нормативно-правовым документам, основной целью образования является развитие личности обучающегося. На первое место встает подготовка полноценного члена общества, готового непрерывно учиться. Достижение результата будет возможно с помощью формирования и развития универсальных учебных действий (далее – УУД). А. Г. Асмолов отмечает, что «в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [1, c. 26]. Значимое место уделяют формированию УУД, начиная с начальной школы. ФГОС НОО «устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: <…> метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [2].

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный [1, c. 28]. Каждая из групп требует пристального внимания в процессе научения. В контексте учебных дисциплин происходит формирование разных видов УУД и определенного разграничения по предметам нет. Формирование перечисленных видов УУД на каждом уроке повышает эффективность учебно-воспитательного процесса младших школьников. В зависимости от темы и дисциплины учитель выбирает различные способы работы для развития УУД. Далее следует таблица, где представлены УУД, которые должны формироваться на уроке.

Таблица

Фрагменты тематического планирования курса «Математика» 1 класс

Тема урока

Элементы содержания урока

Планируемые результаты (личностные и метапредметные), характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.

Роль математики в жизни людей и общества. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями.

- формировать положительное отношение к школе;

- развивать готовность к сотрудничеству и дружбе.

-предвосхищать результат и уровень усвоения, его временные характеристики.

-сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия.

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

-ориентироваться в учебнике и рабочей тетради;

-знать навигационную систему учебника (систему условных знаков).

Сравнение групп предметов

Сравнение групп предметов: «больше», «меньше», «столько же».

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

- прогнозировать результат своей деятельности.

- анализировать объекты;

- осуществлять сравнение;

- овладевать действием моделирования.

- учитывать разные мнения и уметь обосновать собственное.

- сравнивать две группы предметов;

- делать вывод, в каких группах предметов поровну, в какой группе предметов больше (меньше).

Число 0.

Название и запись цифрой натурального числа 0. Сложение и вычитание с числом 0.

- формировать адекватную позитивную осознанную самооценку и самопринятие.

- организовывать свою деятельность.

- выделять и формулировать познавательную цель.

- участвовать в коллективном обсуждении проблем.

- определять место числа 0 в последовательности чисел от 0 до 10;

- писать цифру 0, соотносить цифру 0 и число 0.

Решение примеров и простых текстовых задач.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Дополнение условия недостающими данными или вопросом.

- формировать адекватную позитивную осознанную самооценку и самопринятие.

- прогнозировать результат своей деятельности.

- структурировать знания.

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

решать текстовые задачи арифметическим способом;

- дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

Проверочная работа

Контроль и учет знаний

- формировать адекватную, позитивную самооценку и самоприятие.

- контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее.

- применять знания и способы действий в измененных условиях.

- осуществлять рефлексию своих действий.

- соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать и делать выводы.

Подготовка к введению задач в два действия.

Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач.

- формировать адекватную мотивацию учебной деятельности.

- осмысливать способы и приемы работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных.

- строить логическую цепь рассуждений

- слушать и вступать в диалог

- наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке.

Овладение универсальными учебными действиями открывает ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).
Основные термины (генерируются автоматически): действие, рабочая тетрадь, адекватная позитивная осознанная самооценка, арифметический способ, жизнь людей, какая группа предметов, продуктивное взаимодействие, роль математики, сравнение групп предметов, учебная деятельность.


Похожие статьи

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего...

Как влияет самооценка на учебную деятельность младших школьников?» Это позволило выделить цель исследования: проверить эффективность продуктивной

Уроки-исследования проводились как по темам предмета «Русский язык», так и «Литературное чтение».

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

Данные характеристики должны всегда быть предметом внимания педагога.

Как правило, адекватная самооценка формируется в результате положительного влияния

личность, учитель, учебная деятельность, младший школьник, самооценка, педагогическая оценка.

Методические система формирования обобщённых приёмов...

учебная деятельность, прием, учебная задача, учебная деятельность учащихся, способ деятельности, прием деятельности, познавательная деятельность, действие контроля, действие, группа приемов.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Самооценка складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей.

— установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу...

Организация продуктивной деятельности первоклассников

В то же время, изучение содержания предметов предполагает деление учебного материала на предметные области, каждая из которых имеет свою специфику.

Способы организации продуктивной деятельности обучающихся.

Методические приемы по формированию адекватной...

Предметом оценивания, согласно Стандарта, ставятся учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные

Сформированность адекватной самооценки — это метапредметный результат, который требует определенной системы работы.

Формирование универсальных предпосылок учебной...

 развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или познавательной деятельности (сравнение ребенком

В домик пускают жить те предметы, если игрок ответит на вопрос (чем похожи, чем отличаются, какая польза, что можешь делать?)

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики.

Продуктивный. Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного...

Формирование мотивации и познавательной активности...

Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через

В группы психологических факторов входят индивидуальные особенности мотивации

2. Учащийся должен понимать нужность, важность, целесообразность изучения предмета в...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего...

Как влияет самооценка на учебную деятельность младших школьников?» Это позволило выделить цель исследования: проверить эффективность продуктивной

Уроки-исследования проводились как по темам предмета «Русский язык», так и «Литературное чтение».

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

Данные характеристики должны всегда быть предметом внимания педагога.

Как правило, адекватная самооценка формируется в результате положительного влияния

личность, учитель, учебная деятельность, младший школьник, самооценка, педагогическая оценка.

Методические система формирования обобщённых приёмов...

учебная деятельность, прием, учебная задача, учебная деятельность учащихся, способ деятельности, прием деятельности, познавательная деятельность, действие контроля, действие, группа приемов.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Самооценка складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей.

— установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу...

Организация продуктивной деятельности первоклассников

В то же время, изучение содержания предметов предполагает деление учебного материала на предметные области, каждая из которых имеет свою специфику.

Способы организации продуктивной деятельности обучающихся.

Методические приемы по формированию адекватной...

Предметом оценивания, согласно Стандарта, ставятся учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные

Сформированность адекватной самооценки — это метапредметный результат, который требует определенной системы работы.

Формирование универсальных предпосылок учебной...

 развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или познавательной деятельности (сравнение ребенком

В домик пускают жить те предметы, если игрок ответит на вопрос (чем похожи, чем отличаются, какая польза, что можешь делать?)

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики.

Продуктивный. Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного...

Формирование мотивации и познавательной активности...

Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через

В группы психологических факторов входят индивидуальные особенности мотивации

2. Учащийся должен понимать нужность, важность, целесообразность изучения предмета в...

Похожие статьи

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего...

Как влияет самооценка на учебную деятельность младших школьников?» Это позволило выделить цель исследования: проверить эффективность продуктивной

Уроки-исследования проводились как по темам предмета «Русский язык», так и «Литературное чтение».

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

Данные характеристики должны всегда быть предметом внимания педагога.

Как правило, адекватная самооценка формируется в результате положительного влияния

личность, учитель, учебная деятельность, младший школьник, самооценка, педагогическая оценка.

Методические система формирования обобщённых приёмов...

учебная деятельность, прием, учебная задача, учебная деятельность учащихся, способ деятельности, прием деятельности, познавательная деятельность, действие контроля, действие, группа приемов.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Самооценка складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей.

— установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу...

Организация продуктивной деятельности первоклассников

В то же время, изучение содержания предметов предполагает деление учебного материала на предметные области, каждая из которых имеет свою специфику.

Способы организации продуктивной деятельности обучающихся.

Методические приемы по формированию адекватной...

Предметом оценивания, согласно Стандарта, ставятся учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные

Сформированность адекватной самооценки — это метапредметный результат, который требует определенной системы работы.

Формирование универсальных предпосылок учебной...

 развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или познавательной деятельности (сравнение ребенком

В домик пускают жить те предметы, если игрок ответит на вопрос (чем похожи, чем отличаются, какая польза, что можешь делать?)

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики.

Продуктивный. Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного...

Формирование мотивации и познавательной активности...

Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через

В группы психологических факторов входят индивидуальные особенности мотивации

2. Учащийся должен понимать нужность, важность, целесообразность изучения предмета в...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего...

Как влияет самооценка на учебную деятельность младших школьников?» Это позволило выделить цель исследования: проверить эффективность продуктивной

Уроки-исследования проводились как по темам предмета «Русский язык», так и «Литературное чтение».

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

Данные характеристики должны всегда быть предметом внимания педагога.

Как правило, адекватная самооценка формируется в результате положительного влияния

личность, учитель, учебная деятельность, младший школьник, самооценка, педагогическая оценка.

Методические система формирования обобщённых приёмов...

учебная деятельность, прием, учебная задача, учебная деятельность учащихся, способ деятельности, прием деятельности, познавательная деятельность, действие контроля, действие, группа приемов.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Самооценка складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей.

— установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу...

Организация продуктивной деятельности первоклассников

В то же время, изучение содержания предметов предполагает деление учебного материала на предметные области, каждая из которых имеет свою специфику.

Способы организации продуктивной деятельности обучающихся.

Методические приемы по формированию адекватной...

Предметом оценивания, согласно Стандарта, ставятся учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные

Сформированность адекватной самооценки — это метапредметный результат, который требует определенной системы работы.

Формирование универсальных предпосылок учебной...

 развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или познавательной деятельности (сравнение ребенком

В домик пускают жить те предметы, если игрок ответит на вопрос (чем похожи, чем отличаются, какая польза, что можешь делать?)

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики.

Продуктивный. Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного...

Формирование мотивации и познавательной активности...

Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через

В группы психологических факторов входят индивидуальные особенности мотивации

2. Учащийся должен понимать нужность, важность, целесообразность изучения предмета в...

Задать вопрос