Библиографическое описание:

Щеголева А. В., Жукене В. В. Спортивный досуг «Шахматные эстафеты» // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 892-895.



На сегодняшний день актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. За последние десятилетия шахматная игра значительно помолодела, что подтверждается очень ранним началом обучения этой древней игре детей 5–7 лет. Именно с этого возраста начинают заниматься юные шахматисты.

Воспитанники нашего детского сада являются участниками муниципального проекта по формированию у детей интереса к игре в шахматы, в рамках которого было разработано и проведено тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие интереса к шахматной игре через спортивные эстафеты.

Задачи:

− закрепить умение играть в шахматы;

− развивать физические и волевые качества (ловкость, быстрота реакции, упорство, стремление выполнить задание точно и быстро);

− воспитывать «здоровый» дух соперничестваи умение сдерживать свои отрицательные эмоции.

Оборудование иматериалы: бронзовыйсосуд(лампа Алладина), костюм старика Хоттабыча (чалма, борода, накидка), мешочек из парчи для Хоттабыча, шахматные фигуры, 2 теннисные ракетки, 2 конуса, 2 палки с головой коня, 8 кубов (мягких модулей) с буквами: с, л, о, н; 2 мягких куба с картинкой «ладьи» (чёрного и белого цвета), 2 разрезные картинки «ферзя» чёрного и белого цвета (6 частей по количеству членов команды), аудиозапись, эмблемы для команд, детские шахматы-2 комплекта каждой команде в группу.

Спортивный зал в шахматном убранстве. Тематические рисунки детей, воздушные шарики чёрного и белого цвета. У зрителей лозунги, подбадривающие команды, шуршалки, флажки разных цветов.

Ход мероприятия:

Ведущий (инструктор по физической культуре): Дети сегодня в стеллаже кубков я нашла необычный. Что вам напоминает этот предмет? (ответы детей, предварительно читали сказку «Волшебная лампа Алладина»). Мне тоже кажется, что это не простой сосуд и если нам его потереть, то может произойти волшебство. Давайте попробуем. (Появляется Хоттабыч).

Хоттабыч: (кланяется) здравствуйте мои почтеннейшие, добрейшие, милейшие ребята!

Перед вами старичок

Милейший, славный, чудачок.

Если очень захочу

В мир чудес вас прокачу!

Старик Хоттабыч, к вашим услугам (кланяется). Где я очутился? Какое красивое место! Оно напоминает мне шахматное королевство. Хотите, я расскажу вам о нём?

Дети: да, очень хотим!

Хоттабыч: (предлагает послушать сказку). Когда — то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого — Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой — в черный. Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной. Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда-то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может померить двух братьев. Достал Мудрец из котомки доску, поделенные на одинаковые белые и черные клеточки — квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки.

СЛАЙД (Хоттабыч дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах — тибитах — тибитох… Перед детьми на слайде появляется шахматная доска).

Постепенно появляются на слайде по тексту: С одной стороны доски он расставил белые фигурки, а с другой — черные. По углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями — слонов — по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре — короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.

− Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.

− А вот твоя шахматная армия, Черный Королевич, — сказал Мудрец, указывая на черные фигурки.

− Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.

И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске [3, с. 24].

А вы дружно живёте в своём королевстве, не ссоритесь?

Дети: Живём дружно и не ссоримся.

Хоттабыч: А в шахматы играете?

Дети: Да, играем!

Хоттабыч: Раз уж вы меня вызвали, хочу сам в этом убедиться и предлагаю шахматные эстафеты.

Ведущий: Хорошо, уважаемый Хоттабыч. Тогда давай познакомимся с командами (всего 2 команды, в каждой по 6 человек).

Капитаны представляют свои команды: название, эмблема («Белая ладья», «Черная королева»).

Хоттабыч: Вшахматах сражение между соперниками называется партия, мы тоже каждый этап нашего сражения (каждую эстафету) будем называть партией. Команда (победитель партии-эстафеты) получает 1 пешку.

Но чтобы узнать, что это будет за эстафета, вам придётся разгадать загадку и назвать шахматную фигуру. Итак, слушайте внимательно:

1-я партия.

Хоттабыч: Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут [1, с. 68].

Дети: Это шахматная фигура «Король».

Хоттабыч: Правильно, ребята. (Хоттабыч дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах — тибитах — тибитох… На слайде появляется шахматная фигура «король».

Король

Рис. 1.

Затем достаёт из мешочкашахматную фигуру «короля» двух цветов).

Ведущий: Ипервая эстафета называется «Кто быстрее». Объяснение. (По сигналу дети по очереди на теннисных ракетках несут шахматную фигуру «короля», оббегают конус, возвращаются и передают ракетку с фигурой следующему участнику команды [2, с. 29]. Команда победитель получает «пешку» от Хоттабыча).

2-я партия.

Хоттабыч: На одной стоит ноге,

Ходит только буквой «Г».

Дети: Это шахматная фигура «конь».(Хоттабыч дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах — тибитах — тибитох… На слайде появляется шахматная фигура «конь»).

Конь

Рис. 2.

Ведущий объясняет ход второй эстафеты, которая называется «На коне». (По сигналу, дети по очереди бегут до конуса и обратно, используя палки с головой коня. Возвращаясь, каждый участник команды передаёт её следующему. Команда победитель эстафеты получает «пешку» от Хоттабыча).

3-я партия.

Хоттабыч: Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы,

По косой он ходит, хоботом не водит.

Дети: Это шахматная фигура «слон».(Хоттабыч дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах — тибитах — тибитох… На слайде появляется шахматная фигура «слон»).

Слон

Рис. 3.

Ведущий объясняет ход третьей эстафеты, которая называется «Собери слово».(Каждая команда при помощи мягких кубов с буквами собирает слово СЛОН. Команда, которая сделает это первой, получает «пешку» от Хоттабыча).

4-я партия.

Хоттабыч: Стою на самом краю, путь откроют — пойду.

Только прямо хожу, как зовут — не скажу.

Дети: Это шахматная фигура «ладья».(Хоттабыч дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах — тибитах — тибитох… На слайде появляется шахматная фигура «ладья»).

Ладья

Рис. 4.

Ведущий объясняет ход четвёртой эстафеты, которая называется «Передай фигуру».(Каждая команда, использует небольшой куб с картинкой «ладьи». Дети стоят в колонне и по сигналу передают куб по верху каждому следующему участнику. В обратную сторону куб передаётся к первому участнику снизу. Повторить3 раза. По завершении эстафеты, первый участник поднимает куб вверх двумя руками, показывая фигуру ведущему [2, с. 14]. А команда получает «пешку» от Хоттабыча).

5-я партия.

Хоттабыч: Он в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у него широк.

Он может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бьёт он и вдаль, и в упор.

Дети:Это шахматная фигура «ферзь». (Хоттабыч дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах — тибитах — тибитох… На слайде появляется шахматная фигура «ферзь»).

Ферзь

Рис. 5.

Ведущий объясняет ход пятой эстафеты, которая называется «Разрезные картинки».

(Участнику каждой команды Хоттабыч раздаёт разрезные картинки. Дети стоят в колонне. По очереди, добегая до обруча, кладут каждый свою часть, стараясь сложить общую картинку шахматной фигуры «ферзь». По завершении эстафеты, та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием, получает «пешку» от Хоттабыча).

6-я партия.

Хоттабыч: Маленькая, удаленькая, все поле перешла, фигурку нашла.

Дети: Это шахматная фигура«пешка».(Хоттабыч дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах — тибитах — тибитох… На слайде появляется шахматная фигура «пешка»).

Пешка

Рис. 6.

Ведущий объясняет ход шестой эстафеты, которая называется «Ловкие пешки».(По сигналу, первый участник команды оббегает вокруг конуса и возвращается, «цепляя» за собой второго участника. Затем они бегут вокруг конуса вместе, держась за руки, и возвращаются за следующим. Так постепенно присоединяются все участники команды и передвигаются вместе [2, с. 48]. Команда которая раньше займёт исходную позицию, получает «пешку» от Хоттабыча).

Хоттабыч даёт дополнительные «пешки» командам (участники каждой команды по очереди должны правильно назвать шахматную фигуру на слайде, если участник ошибается, то право ответа переходит другой команде).

Хоттабыч: Ребята, мне очень понравилось в вашем королевстве, потому что вы такие дружные, ловкие и умеете играть в шахматы. И я хочу на память о сегодняшней встрече оставить подарки (детские шахматы капитанам команд), для того, чтобы вы смогли научить этой интересной игре тех ребят, которые её ещё не знают.

(Прощается с ребятами, дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах — тибитах — тибитох… и исчезает).

Ведущий вместе сдетьми подводит итог мероприятия.

Инструктор по физической культуре (ведущий) вручает детям грамоты за активное участие в проведении спортивного мероприятия «Шахматные эстафеты».

Команды обмениваются рукопожатиями, делают круг почёта и выходят из зала.

Литература:

  1. Бардвик Т. С. Шахматы для детей. СПб.: Питер, 2011.
  2. Воронова Е. К. Игры-эстафеты для детей 5–7 лет: Практ. пособие. М., 2009.
  3. Шорыгина Т. А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье. М., 2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle