Библиографическое описание:

Подъяблонская Е. С. Краудсорсинг как инструмент эффективного взаимодействия власти и населения // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 482-485.



Правительство может работать на людей. Краудсорсинг и другие технологии XXI века — это всё система, где люди играют важную роль. И всё, что мы делаем, должно создаваться для них.

Тим О`Райли[1]

Электронная демократия — форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий как основного средства для коллективных мыслительных (краудсорсинг) и административных процессов (информирования, принятия совместных решений) на всех уровнях — начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным. Актуальность исследуемой темы заключается в следующем: для эффективного развития и совершенствования управления на всех уровнях необходимы качественно новые технологии и инструменты. В последнее время федеральные и региональные власти, а также органы местного самоуправления стали все чаще использовать в своей деятельности элементы краудсорсинга — актуального способа сотрудничества с гражданами.

Краудсорсинг — это привлечение широкого круга лиц к решению той или иной проблемы посредством использования их творческих способностей, знаний и опыта на добровольных началах с непосредственным применением информационных и коммуникационных технологий. Иными словами, краудсорсинг позволяет привлечь группу людей в режиме онлайн к решению проблемы, так что в проекте могут участвовать тысячи людей. Краудсорсинг может быть использован для достижения самых разнообразных целей: решения определенной проблемы, создания контента, генерации новых идей, проведения экспертной оценки и т. д. При этом компетентность людей, участвующих в проекте, не имеет большого значения. Технология основана на предположении, что в обществе всегда присутствуют талантливые люди, готовые бесплатно или за символическое вознаграждение генерировать идеи, решать проблемы и даже проводить исследования в корпоративных или общественных целях [7].

Международная практика создания подобных инструментов на базе IT-технологий имеет уже более чем 10-летнюю историю. Один из первых проектов в области краудсорсинга — Innocen-tive — с 2001 г. сумел привлечь 250 тысяч человек практически из всех стран мира, которые участвовали в решении 1420 поставленных проблем [6]. Что касается отечественной практики, то внимание российских органов власти к такому методу взаимодействия с населением и экспертными сообществами связывают с инициативами Д. А. Медведева в сфере внедрения передовых информационных технологий в работу госаппарата.

В настоящее время из-за сложной внешнеполитической ситуации не очень модно использовать европейский опыт, тем не менее, рассмотрим яркий пример.

Совершенно очевидно, что за современными технологиями и развитием форм электронной демократии будущее. Например, маленькая постсоветская Эстония в последнее десятилетие показывает миру удивительный пример. Эта страна развивает систему электронной демократии, перенося в режим онлайн все больше государственных сфер и процессов, в том числе, и голосование на выборах. Эстонская система электронных паспортов и онлайн-демократии признана в Европе образцовой. Власти других стран изучают опыт этого маленького балтийского государства, умудрившегося в короткий срок достичь невиданных успехов. Многие сервисы, осуществленные в Эстонии, сейчас внедряются на уровне Европейского Союза.

В нашей стране активно развиваются инициативы, использующие технологии краудсорсинга, позволяющие привлечь экспертное сообщество для выработки конструктивных предложений и решению некоторых вопросов, форм электронной демократии в столице нашей страны. Почти два года назад, 21 мая 2014 года, по инициативе столичного градоначальника Сергея Собянина власти Москвы запустили проект «Активный гражданин» для проведения еженедельных опросов среди горожан, который очень быстро приобрёл популярность (по официальным данным на нем зарегистрировалось почти 1,3 миллиона пользователей). На голосование каждую неделю выносятся вопросы по актуальным городским темам, от транспорта и благоустройства территорий до здравоохранения и образования. Принимая решения, власти опираются на результаты электронных референдумов [9].

Вот что говорит Гевин Хитон, вице-президент и главный аналитик компании ConstellationResearch о технологии краудсорсинга: «Непрерывное взаимодействие с клиентом необходимо для любой маркетинговой кампании. Краудсорсинг — это великолепный способ погрузить вашего клиента в ваш бизнес. Вы постоянно обсуждаете, как используется ваш продукт, как он распространяется, а кто-то из ваших клиентов даже принимает участие в его создании и продвижении. Таким образом, вы получаете крайне результативный инструмент развития и сохранения приверженности ваших клиентов» [2].

Итак, выделим явные преимущества краудсорсинга:

  1. Краудсорсинг может быть задействован в любой индустрии, причем может использоваться не только на уровне государства, но и в бизнесе любой величины.
  2. Запрашивая обратную связь от респондентов, можно получить очень важную информацию для развития государства, бизнеса, продукта или услуги.
  3. Есть возможность выбрать лучшие идеи, предложенные большим количеством людей, и не полагаться на креативность одного человека или одного агентства.
  4. Оплатив кому-то единоразовую фиксированную ставку за их услуги, можно сэкономить средства бюджета.
  5. К главному преимуществу относится и то, что у государства есть возможность воочию увидеть, как мыслит население, и каких изменений ждут люди.

Вместе с преимуществами, у технологии краудсорсинга есть свои недостатки.

  1. «Толпа не может быть разумна»: при вовлечении большого числа людей коллективный IQ резко снижается, — такова психология.
  2. Зачастую принципы вознаграждения крайне несправедливы: работу выполняют многие, а, в конечном счёте, выбирается один, самый лучший результат, автор которого и получает оплату.
  3. Для того чтобы проанализировать множество предложений и ответов от людей, которые хотели бы принять участие в проекте, требуется большое количество времени. А вопрос, вынесенный на обсуждение, может потребовать быстрого принятия решений.
  4. Краудсорсинг вытесняет традиционные виды занятости, тем самым уничтожая рабочие места. При этом уровень занятости населения в России остается важным показателем состояния экономики и благосостояния страны.
  5. Прорывные идеи, способные принести выгоду организации, могут остаться незамеченными в общем потоке бесполезных предложений. Стандартный механизм голосований не способен полностью решить эту проблему, так как зачастую может выиграть не самая лучшая идея, а та, которой отдано большее количество голосов. Самые популярные и понятные большинству идеи будут всегда доминировать над более перспективными и сложными предложениями. Для оценки их эффективности необходимо нанимать специалистов, что повлечет за собой рост затрат на краудсорсинговый проект [1].
  6. Происходит искажение процесса выбора и так называемый эффект Матфея. Люди читают самое популярное, не доходя до непопулярных, хотя они могут оказаться куда эффективнее.
  7. Если рассматривать технологию краудсорсинга на уровне бизнеса, то существует риск в отношении права собственности финального продукта — все торговые марки или интеллектуальная собственность должны перейти во владение собственника бизнеса или компании.

Подводя итог, можно сказать что краудсорсинг, как и любая инновационная технология, на пути к внедрению сталкивается со определенными сложностями. Но, несмотря на минусы, если активно пользоваться и развивать такой инструмент в управлении как краудсорсинг, то большинство отрицательных моментов постепенно перекроются положительными факторами.

Рассмотрим для примера конкретную отрасль — торговлю в городе Москва. Согласно статистическим данным, представленным на сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, на сегодняшний день потребительский рынок города Москвы является самым крупным по объемам розничной торговли и одним из самых крупных по объему предоставляемых услуг среди других региональных рынков страны. Удельный вес Москвы в объемных показателях розничного товарооборота России составляет 27 %, оборота оптовой торговли потребительскими товарами — 42 %, реализации бытовых услуг — 20 %. Кроме того, сфера торговли и услуг обеспечивает более трети валового регионального продукта (ВРП) города Москвы [8].

В настоящее время ресурсы сети Интернет позволяют разрабатывать и активно внедрять принципиально новые формы и механизмы взаимодействия с потребителями товаров и услуг. Однако в качестве одного из главных барьеров и преград на пути повышения качества управления потребительским рынком города стоит отсутствие комплексной системы поддержки организации, сохранения и внедрения социальных инициатив и инновационных концепций, опирающейся на учет мнения жителей города, экспертов, профессиональных сообществ. Для повышения качества организации торговли и услуг требуется налаживание постоянно действующего канала связи с потребителями и предпринимателями, который обеспечивается путем внедрения принципиально новых инновационных механизмов взаимодействия всех заинтересованных субъектов отрасли. Эффективным источником объединения идей и общественных инициатив может и должен стать именно краудсорсинг [5]. Применение краудсорсинга и его технологий необходимо не только для формирования качественной обратной связи с потребителями, но и для проведения маркетинговых исследований спроса различных инновационных отечественных товаров, и внедрения новых форматов потребительского рынка города. Многие идеи, предлагаемые молодежью, не нашли пока отражения в среде предпринимателей, что показывает необходимость развития для доведения идей до стадии реализации, например, с помощью использования краудфандинга. Краудфандинг — это народное финансирование, процесс, в котором люди платят деньги и должны что-то получить взамен. Люди дают деньги автору, у которого есть интересная идея. Автор же предлагает что-то людям взамен: продукт или услугу.

Для большей эффективности государственного управления нужно обращать внимание на молодежные инициативы. Прогресс входит в нашу жизнь большими шагами, и кто, если не молодежь, может помочь следовать с ним в ногу? Именно эта категория людей активно пользуется различными социальными сетями и ориентируется на самые передовые информационно-коммуникационные технологии. Масштабные общественные проекты с использованием популярных в молодежной среде сетевых площадок помогут выявить молодые таланты, отвечающие запросам времени, получить «свежие» идеи. При этом необходимо не забывать о существующих методах поддержки, мотивации и поощрения участников интеллектуальной деятельности. Например, можно организовывать встречи авторов наиболее интересных идей с руководством той или иной профильной компании, тем самым формируя систему «социальных лифтов». При помощи этого можно будет направить активность молодых людей в механизм эффективного взаимодействия с властью, представляющей взаимный интерес.

Таким образом, краудсорсинг в сочетании с краудфандингом и применением современных технологий являются большим толчком вперед для управления в целом. Вовлечение граждан в процесс обсуждения и реализации управленческих решений путем краудсорсинга обеспечит улучшение качества коммуникаций между органами управления и населением. «Секрет успеха» краудсорсинга довольно прост. Это не просто обмен информацией, а, прежде всего, общение с большим числом людей. Краудсорсинг есть установление контакта с человеком, поиск взаимопонимания и общей точки зрения на решение проблемы. Безусловно, данная технология лишь набирает обороты в практике отечественных компаний. Однако постиндустриальное общество еще складывается, поэтому появление новых, инновационных форм взаимодействия власти, работодателя и общества в целом не заставит себя долго ждать.

Литература:

  1. Долженко, Р. А. Краудсорсинг как инструмент совершенствования организации, государства и общества: монография / Р. А. Долженко; АлтГУ. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014. — 133 с.
  2. Захарова А. Краудсорсинг как инструмент для разработки инновационных потребительских товаров. — Международная онлайн конференция «CrowdConsulting 2013» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crowdsourcing.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  3. Иванов В. В., Коробова А. Н. Муниципальное управление. Справочное пособие. — 2-е изд., доп. — М.: Инфра-М, 2006. — XVIII, с.718.
  4. Иванов В. В., Коробова А. Н. Инфраструктурное обеспечение краудсорсинга для продвижения инноваций. // Российский внешнеэкономический вестник. — 2012.- № 3.
  5. Иванов В. В., Коробова А. Н. Использование краудсорсинга для муниципального управления // Менеджмент в России и за рубежом. — 2014, № 1.
  6. Насыров И. Р., Савельев И. Л. Технологии краудсорсинга в государственном управлении // Ученые записки казанского университета. — 2012, том 154, кн. 6 Гуманитарные науки.
  7. Савченко И. А. Современные методы осуществления диалога между государством и обществом // Портал психологических изданий «PsyJournals.ru» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyjournals.ru/social_economical_psychological_/index.shtml/, свободный. — Загл. с экрана.
  8. Аналитические материалы сайта Министерства промышленности и торговли РФ за 2015 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.minpromtorg.gov.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  9. Официальный сайт проекта «Активный гражданин» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ag.mos.ru/, свободный. — Загл. с экрана.

[1] Основатель O`Reilly Media, сторонник движений за свободное программное обеспечение и программное обеспечение с открытым исходным кодом

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle