Библиографическое описание:

Ковалева Е. И., Ломакина М. В. Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами — членами БРИКС // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 442-444.



В данной статье проводится анализ инвестиционного сотрудничества стран-участниц объединения БРИКС. Рассматриваются накопленные, текущие и взаимные инвестиции этих стран, а также предлагаются рекомендации по повышению уровня взаимного сотрудничества в инвестиционной сфере.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционное сотрудничество, БРИКС

В процессе развития и расширения экономического взаимодействия России с развивающимися странами особую актуальность приобретает сфера инвестиций, поскольку без них невозможно обеспечить рост экономики, осуществить структурные сдвиги и модернизацию.

Интеграционное объединение БРИКС, включающее Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР, является одним из приоритетов в развитие внешнеэкономической политики Российской Федерации. На долю этих государств приходится более 30 % мирового ВВП, около 42 % населения мира, 30 % всей территории Земли, и, самое главное, страны БРИКС обладают огромными запасами природных ресурсов и полезных ископаемых, что повышает роль этих стран в мировом сообществе [6].

Инвестиционная сфера взаимодействует со многими актуальными направлениями экономического взаимодействия стран БРИКС, такое сотрудничество дает положительный эффект, вызывая увеличение торговых, валютно-финансовых и других экономических связей.

Для формирования устойчивого экономического взаимодействия необходима определенная степень взаимодополняемости сотрудничающих экономик. Для стран БРИКС характерно неравное распределение: Россия, Бразилия, ЮАР являются странами с преимущественно сырьевой ориентацией экспорта, Китай и Индия — с ориентацией на экспорт продукции обрабатывающей промышленности. При этом одновременно все страны БРИКС стремятся к структурным преобразованиям, модернизации экономик, развитию современных наукоемких производств. Усиление инвестиционного взаимодействия стран БРИКС может значительно усилить их структурную взаимоподдержку в развитии экономик и ускорить технологический процесс [5].

Инвестиционное сотрудничество является тем ориентиром, с помощью которого можно качественно изменить все экономические взаимосвязи между Россией и странами-членами БРИКС. В связи с этим особо возрастает заинтересованность России в прямых иностранных инвестициях (ПИИ), которые могут существенно улучшить экономическую ситуацию в стране.

В таблице 1 показано, что страны БРИКС занимают важное место в движении ПИИ в глобальной экономике.

Таблица 1

Накопленные ПИИ стран БРИКС, млрд. долл. США

Страна

ПИИ встрану

ПИИ из страны

2000

2014

2000

2014

Бразилия

122,3

901,8

51,9

432,8

Россия

32,2

705,9

20,1

613,2

Индия

16,3

311,3

1,7

318,2

Китай

193,3

1098,9

27,8

709,0

ЮАР

62,2

267,0

33,2

182,4

БРИКС

426,3

3284,9

134,7

2255,6

Мир, всего

7450,0

22812,7

7952,9

23592,7

Доля БРИКС в мире, %

5,7

14,3

1,7

9,5

Составлено по данным: [7]

Как видно из таблицы 1 удельный вес стран БРИКС в мировых потоках ПИИ за период 2000–2014 гг. значительно вырос — по привлеченным инвестициям — почти в 3 раза, а по вкладываемым за рубежом — в 5 раз. В целом для группы БРИКС характерен быстрый рост объема накопленных ПИИ. В 2014 году они составили 3284,9 млрд. долл. США по привлеченным инвестициям и 2255,6 млрд. долл. США по вкладываемым за рубеж, причем наибольший вклад внесли Китай и Бразилия.

Эти выводы подтверждают данные по притоку текущих ПИИ, по которым в последние годы страны БРИКС занимают видные позиции в мировой экономике. Анализ текущих ПИИ стран БРИКС за 2014 г. представлен в таблице 2.

Таблица 2

Текущие ПИИ стран БРИКС, 2014 год

Страна

ПИИ встрану

ПИИ из страны

Млрд. долл. США

Прирост,%

Доля, %

Млрд. долл. США

Прирост,%

Доля, %

Бразилия

62,5

-2,3 %

24,8

20,1

+3,8 %

9,6

Россия

21

-69,7 %

8,3

56,4

-35 %

27,1

Индия

34,4

+22,2

13,6

9,8

+4,86

4,7

Китай

128,5

+3,7 %

51,1

116

+14,9

55,4

ЮАР

5,7

-31,2 %

2,3

6,9

+4,3 %

3,3

БРИКС

252,1

+5,6

100

209,2

+7,1

100

Составлено по данным: [7]

Как видно из таблицы 2, в 2014 году только в Китае и ЮАР отток ПИИ был примерно равен их притоку, а для Бразилии и Индии приток ПИИ был больше их экспорта почти в 3 раза, а в России отток инвестиций превысил приток в более чем 3 раза. Это говорит о различиях в политике отдельных стран БРИКС по отношению к входящим и исходящим ПИИ, что сказывается на взаимных инвестициях.

Это подтверждают данные Банка России по накопленным ПИИ России в страны и из стран БРИКС, представленные в таблице 3. Доля инвестиций в Россию из стран БРИКС составляет 5,56 %, а инвестиции из России в страны БРИКС не превышает 1 %, что значительно ниже потенциальных возможностей экономик стран.

Таблица 3

Накопленные ПИИ России встраны ииз стран БРИКС, млн. долл. США

Страна

ПИИ встрану, 2014г.

ПИИ из страны, 2014г.

Россия, всего

22 891

56 393

Бразилия

0,305

22,1

Индия

6,457

5,7

Китай

1271,8

54,3

ЮАР

0,02

3,2

БРИКС в целом

1278,6

85,3

Доля БРИКС в российских ПИИ, %

5,56 %

0,15

Составлено по данным: [1]

Низкая доля ПИИ в России обусловлена различными недостатками, встречающимися в данной сфере. К ним можно отнести законодательную и административную среду, недостаточную активность правительства в области обеспечения устойчивого развития, низкая культура предпринимательства, налогообложение, неразвитая транспортно-логистическая инфраструктура. Также к препятствиям для развития инвестиционного взаимодействия стран БРИКС необходимо отнести различные формальные и неформальные протекционистские барьеры, особенно в стратегических топливно-сырьевых отраслях. А именно в них имеется существенная заинтересованность стран БРИКС в инвестиционном сотрудничестве.

Среди важнейших институциональных предпосылок активизации инвестиционного сотрудничества стран можно назвать расширение прямых взаиморасчетов в национальных валютах членов БРИКС. Основной акцент в своей деятельности на данном этапе БРИКС делает на финансово-экономические вопросы, входящие в компетенцию «Группы двадцати», поскольку в данной сфере у всех стран БРИКС сложилась общность интересов стратегического характера. Партнеры по объединению БРИКС выступают за глубокую реформу финансово-экономической архитектуры, за ее приведение в соответствие с новыми реалиями мировой экономики, в которой появились и развиваются сразу несколько новых центров силы.

Первой значительной реформой в этой сфере стало учреждение Фонда валютных резервов и Банка развития БРИКС на шестом саммите стран-членов объединения. Новый Банк развития получил капитал в 100 млрд. долл. США, чтобы финансировать наиболее важные экономические проекты стран-участниц объединения БРИКС. Данный финансовый институт имел достаточно слабую первичную капитализацию. Его организаторам было заявлено, что «в течение следующих семи лет каждая из стран БРИКС внесет по 2 миллиарда долларов США в общий фонд банка. Китай вложит в этот фонд 41 млрд. долл. США, еще 5 млрд. долл. США внесет Южно-Африканская республика, тогда как Россия, Бразилия и Индия внесут в него по 18 млрд. долл. США из своих валютных резервов». Российские политики также считают, что Банк БРИКС способен создать альтернативу МВФ, задача которого будет заключаться в поддержке экономик этого блока [4].

Еще 100 млрд. долл. США составили Фонд валютного резерва. Это финансовое учреждение создано с целью финансирования инфраструктурных проектов в странах-членах БРИКС. Согласно подписанным документам, создаваемый Пул условных валют (Резервный фонд БРИКС) будет иметь функции, схожие с МВФ: в случае необходимости фонд будет оказывать финансовую помощь тем странам БРИКС, которые испытывают проблемы с платёжными балансами. Размер взноса каждой страны будет соответствовать размеру её экономики, при этом центральные банки БРИКС сохранят свои доли в составе золотовалютных резервов, а выделение финансовой помощи нуждающемуся члену БРИКС будет иметь привязку к соответствующей программе МВФ. Таким образом, каждая страна, решившая обратиться за помощью, должна обосновать свою заявку, указав, что испытывает проблемы с резким снижением курса национальной валюты. Таким образом, была заложена основа макроэкономической координации пяти стран [5].

Поэтому улучшение инвестиционного климата является важнейшей задачей для России, которая касается не только иностранных, но и внутренних инвесторов. Достижение новых результатов в этой области позволит стабилизировать положение в экономике, выйти на путь экономического роста и улучшить положение Российской Федерации в мировой экономике. К способам улучшения инвестклимата можно отнести следующие шаги:

‒ расширить объемы и число сфер приложения инвестиций;

‒ разработать и внедрить основные принципы инвестирования для всех стран БРИКС, которые будут нацелены на формирование дружественного инвестиционного климата и обеспечения уверенности у инвесторов;

‒ разработать механизм софинансирования проектов в традиционных отраслях экономики и сферах устойчивого развития;

‒ развивать взаимодействие по вопросам сотрудничества малого и среднего бизнеса, обеспечивать обмен информацией и опытом;

‒ содействовать созданию и развитию высокотехнологичных производств, соответствующих тенденциям и потребностям развития экономики в настоящее время.

Таким образом, проведя анализ инвестиционного сотрудничества России странами-членами БРИКС, мы можем сделать вывод о крайне незначительных показателях в данной сфере. Необходимо углублять инвестиционное взаимодействие, активизации инвестиционного партнерства стран БРИКС необходим контроль как на межгосударственном, так и национальном уровне.

Литература:

  1. Банк России [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Внешняя торговля товарами и услугами. — Электрон. дан. — М., Банк России, 2000–2016. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics
  2. Вергун, А. Н. Страны БРИКС в международных инвестиционных процессах [Текст] / А. Н. Вергун // Вестник МГИМО университета. — 2013. — № 2 (29). — С. 127–134.
  3. Луценко, Е. А. БРИКС: влияние с отсрочкой [Текст] / Е. А. Луценко // Ойкумена. Регионоведческие исследования. — 2015. — № 1 (32). — С. 113–116.
  4. Национальный комитет по исследованию БРИКС в России [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Раздел «О БРИКС», «Библиотека». — Электрон. данные. — НКИ БРИКС, 2011–2014. — Режим доступа: http://www.nkibrics.ru
  5. Россия и БРИКС: новые возможности для взаимных инвестиций [Текст]: монография / Б. А. Хейфец. — М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. — 219 с.
  6. International Monetary Fund [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Разделы «Countries», «Capacity of development», «Publications». — Электрон. дан. — Washington, 2016. — Режим доступа: http://www.imf.org/external.htm
  7. World Investment Report 2014: Reforming International Investment Governance [Электронный ресурс] / United Nations Publications. — Электрон, дан. — Geneva, 2015. — Режим доступа: http://www.un.org

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle