Библиографическое описание:

Левицкая Л. В., Филатова С. В. Личностная беспомощность в юношеском возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 870-873.



В России достаточно большое количество людей, имеющих такие личностные особенности, которые предопределяют возникновение выученной беспомощности при любых сложных ситуациях. Изучение этой группы людей и этих особенностей представляется необходимым не только в научных интересах, но и в практических. До сих пор остаются неизученными детерминанты личностной беспомощности, тогда как понимание причин и механизмов формирования личностной беспомощности даст возможность разрабатывать и внедрять коррекционные программы, принимать профилактические меры, вести просветительскую работу среди учителей и родителей.

Проблема личностной беспомощности в юношеском возрасте является очень актуальной в наше время. Юношеский возраст характеризуется расширением диапазона социальных ролей и представляет собой переход во взрослость. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелом возрасте. Начинается и реализация поставленных целей. Например, выбор специальности, учеба в институте, иногда создание семьи. Данные цели дают человеку энергию, вдохновение, помогая двигаться по намеченному пути. Однако поставленные цели могут не реализоваться не только из-за своей иллюзорности, но и в связи с индивидуальными особенностями личности. Важно то, какой сформировалась его личность, какова его жизненная история и система взаимоотношений. Наличие такого личностного феномена как беспомощность может затруднять переход к зрелости.

Проблема личностной беспомощности затрагивает многие сферы жизнедеятельности человека, имеет очень широкое распространение: в учебе, политике, спорте, профессиональной деятельности и ярко проявляется в сложных жизненных ситуациях.

Как психологический феномен, беспомощность, изучается специалистами разных научных направлений, таких как социология, психология, медицина, философия и другими.

Феномен беспомощности изучается в различных контекстах. Ниже рассмотрим некоторые из них.

Первыми выделили выученную беспомощность, как психологическую категорию, Мартин Селигман и Стивен Майер. В конце 60-х годов двадцатого века они проводили эксперименты над собаками, которые подвергались ударам электрического тока. В ходе проводимых экспериментов было обнаружено, что собаки, которые получали лёгкий разряд тока, не пытаются убежать, если видят, что всё равно получат его. [2, с.368]

Спустя время, были проведены похожие экспериментальные исследования с людьми, но ток был заменен на ультразвуковые шумы. Результаты показали что, большинство людей точно также быстро становились беспомощными и не пытались предпринять попыток, чтобы что-то изменить.

Многие другие зарубежные исследователи изучали феномен выученной беспомощности в рамках когнитивного подхода, это и Д. Хирото, и В. Миллер, и Дж. Гиргус, и Б. Овермайер, З. Фрейд, и П. Шульман. Суть термина сводится к тому, что у индивидуума, который пережил неподконтрольную жизненную ситуацию, формируется нарушение волевых, эмоциональных, мотивационных и когнитивных процессов. [6]

Батурин выделяет два вида беспомощности: ситуативную и личностную. Ситуативная беспомощность возникает как временная реакция на травмирующие неподконтрольные субъекту события. Личностная беспомощность представляет собой сложное устойчивое образование, формирующееся в ходе развития личности под влиянием различных факторов, в том числе и системы взаимоотношений с окружающими. В дальнейшем сосредоточимся на этом виде беспомощности.

Личностная беспомощность проявляется в эмоциональной неустойчивости, замкнутости, склонности к чувству вины, возбудимости, грусти, пассивности, отсутствии увлечений, равнодушии, более низкой самооценке.

Термин личностнойбеспомощности, который ввел Н. А. Батурин схож с определением «хронической беспомощности», упомянутым М. Селигманом в своей теории выученной беспомощности. [1, с.21–22]

Такие российские исследователи как Д. А. Циринг, Л. М. Шипицина, Б.Д, В. В. Шиповская, Ев.В. Веденеева, Карвасарский, Е. В. Забелина, С. А. Сальева, А. О. Прохоров, Л. Ф. Бурлачук, Е. С. Давыдова, А. Н. Дёмин и другие занимались изучением феномена психологической беспомощности и её структурных компанентов в контексте различных жизненных ситуаций, настигающих человека в обществе. [6]

С точки зрения доктора психологических наук Д. А. Циринг «личностная беспомощность — это качество субъекта, которое включает в себя единство специфических личностных особенностей, формирующихся в процессе взаимодействия внутренних условий с внешними, обусловленное низкой способностью преобразования действительности, сопряженное со сложностью постановки цели и её достижением и управлением жизненными событиями». [5, с.410]

В своей диссертации, Д. А. Циринг описывает два вида беспомощности:

 беспомощность — это устойчивое личностное образование, которое развивается в процессе онтогенеза под влиянием различных факторов.

 беспомощность — это такое состояние субъекта, которое возникает как последствие травмирующих событий, большой интенсивности, или в результате воздействия ряда неподконтрольных, травмирующих или неприятных эксцессов и характеризуется снижением мотивации, как следствие, уменьшением попыток вмешательства в ситуацию с целью улучшить негативное положение вещей, сложностями при научении в новых условиях а также подавленным настроением и снижением самооценки. [3, с.120]

Как результат в дальнейших исследований и полученных данных Д. А. Циринг была сформирована такая концепция, что личностная беспомощность — это одно из возможных последствий, в результате травматизации личности, в ходе неподконтрольных событий. [5, с.410]

Д. А. Циринг, так же, была предложена структура личностной беспомощности, представленная четырьмя компонентами: эмоциональным, мотивационным, когнитивным и волевым. [4, с.176–180]

Многие психологи соотносят личностную беспомощность и смежные с ней психологические феномены.

Итак, понятие субъектность личности. А. А. Деркач и Э. В. Сайко рассматривают субъектность как свойственную человеку, как его сущность, которая образует его, дифференцирует его человеческую определенность и в неразрывной связи с самостью, сознанием, деятельностью определяет действенные возможности индивидов. [6]

В свою очередь, самость занимает центральное место в управлении психической жизнью и поэтому является высшей властью в судьбе индивида, как объединяющий принцип в области человеческой психики.

Самость, как эмпирическое понятие, обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Единство личности она выражает как целое. Но в той степени, в какой целостная личность по причине своей бессознательной составляющей может быть сознательной лишь отчасти, понятие самости является отчасти лишь потенциально эмпирическим и до этой степени постулятивным.

Личностная беспомощность соотносится еще с рядом феноменов.

Например, депрессия — это симптом, настроение или синдромы аффективных расстройств. Клиническая депрессия проявляется нарушениями сна и аппетита, повышенной истощаемостью, чувством безнадежности и отчаяния.

Виктимность — это приобретённые человеком черты и признаки, которые повышают вероятность его превращения в жертву [Там же].

В современный век высоких технологий, а также стремительного развития цивилизации, в человеческом обществе наблюдается тенденция к увеличению количества стрессовых ситуаций и депрессивных состояний, а также проявлений психологической беспомощности у людей. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос изучения феномена психологической беспомощности как фактора, негативно влияющего на человека, испытывающего данное состояние, а также и на социум в целом. Изучив феномен психологической беспомощности детально и всесторонне, психологам и специалистам смежных профессий, будет легче сформировать грамотную психокоррекционную работу с людьми, которые подвержены этому состоянию и найти пути его преодоления.

Данное исследование посвящено юношескому возрасту. Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых». В исследовании приняли участие учащиеся 2 курса группы СП-114 в составе 19 человек в возрасте от 19 до 21 года из них 15 девушек и 4 юноши.

В процессе исследования осуществлялось выявление уровня личностной беспомощности в группе испытуемых юношеского возраста.

Особую трудность несет то обстоятельство, что в настоящее время еще нет специально разработанного инструмента для прямой диагностики личностной беспомощности. Поэтому мы как ряд авторов до нас воспользуемся четырехкомпонентной структурой данного социально-психологического феномена и с помощью метода анкетирования, в конечном итоге сможем выявить уровень личностной беспомощности.

Нами была разработана анкета, состоящая из 20 вопросов, в которую входили вопросы по компонентам:

 эмоциональный (5 вопросов)

 волевой (5 вопросов)

 мотивационный (5 вопросов)

 когнитивный (5 вопросов).

По каждому компоненту по 5 вопросов.

Отметим, что анкета включает в себя как открытые, так и полузакрытые и закрытые вопросы.

Также мы скрываем истинную цель исследования для получения более точных результатов.

После обработки и интерпретации, полученных с помощью анкеты данных, мы определили средне групповые показатели уровня личностной беспомощности и выраженность компонентов личностной беспомощности. Результаты описаны в рисунках № 1 и № 2.

Рис. 1. Показатель уровня личностной тревожности

Обработка результатов исследования проводится в соответствии с ключом анкеты.

20–15 баллов — низкая степень беспомощности

14–12 баллов — средняя степень беспомощности

11–0 баллов — высокая степень беспомощности

Полученные результаты говорят о том, что у 10 юношей (52 %) показатель беспомощности находится на среднем уровне, 5 юношей (26 %) не подвержены этому феномену. У 4 юношей (23 %) выявлена беспомощность.

Рис. 2. Выраженность компонентов личностной беспомощности (по Д. А. Циринг)

Как мы видим на рисунке 2, когнитивный (3,8), мотивационный (3,3) и волевой (3,1) компоненты находится в пределах нормы.

Полученные результаты говорят о том, что эмоциональный компонент на более низком уровне (2,6). Это значит, что не все способны брать под контроль свои эмоции и свидетельствует о раздражительности, быстрой утомляемости, ранимости и эмоциональной возбудимости юношей.

Можно сказать, что личностная беспомощность связана со снижением жизнестойкости в целом и по каждому из её компонентов.

Юноши с личностной беспомощностью чаще прибегает к устранению из сознания источника переживаний, снижая эмоциональную напряжённость и избегая активного воздействия на ситуацию, меньше использует сознательную и целенаправленную регуляцию собственного поведения.

Таким образом, нами было проведено эмпирическое исследование, касающаяся выявления степени личностной беспомощности студентов, предваряющая проблему установления предпосылок и факторов формирования личностной беспомощности в юношеском возрасте.

Дальнейшее развитие этой темы может быть представлено в исследовании детско-родительских отношений.

Литература:

  1. Батурин Н. А. Ситуативная и личностная беспомощность // 52 научная конференция преподавателей: Материалы конференции преподавателей факультета психологии / Под ред. Н. А. Батурина-Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.-С. 21–22.
  2. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. — М.: «София», 2006. — 368 с.
  3. Циринг Д. А. Психология выученной беспомощности: учеб.пособие. — М.: Академия, 2005. — 120 с.
  4. Циринг Д. А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2005. — № 15(55). — С. 176–180.
  5. Циринг Д. А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности. — М.: Издат. центр «Академия», 2010. — 410 с.
  6. Яцухина И. М. Анализ понятия «Психологическая беспомощность» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59043

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle