Дидактический синквейн как средство коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 1326 раз

Библиографическое описание:

Плужникова, Ю. И. Дидактический синквейн как средство коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю. И. Плужникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 837-839. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32464/ (дата обращения: 20.04.2024).



В настоящее время контингент детей, имеющих речевые нарушения, неумолимо растет. При этом малыши имеют нормальный слух и сохранный интеллект. Нарушения речи могут наблюдаться и в звукопроизношение, и в грамматическом строе речи, и в связной речи, и в нарушении темпо-ритмической стороны речи.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения значительно ухудшается.

Для детей данной категории характерна ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии.

Грамматический строй речи развивается с большими трудностями. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, правила изменения слов многообразны. Нарушения формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи.

Фонетическая и фонематическая стороны речи у детей с общим недоразвитием речи характеризуются наличием множества искажений, замен, смешений. И как следствие этого — речь смазанная, малопонятная для окружающих.

Связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, постоянно повторяющиеся слова делают речь детей бедной и невыразительной. При пересказе текстов нарушается логическая последовательность, пропускаются отдельные части, «теряются» действующие лица. Составление рассказов — описаний дается с большим трудом. Творческое рассказывание практически недоступно для детей данной категории.

По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три описаны Р. Е. Левиной: первый уровень — отсутствие общеупотребительной речи; второй уровень — начатки общеупотребительной речи; третий уровень — развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Четвертый уровень — незначительные нарушения всех компонентов речи (представлен в работах Т. Б. Филичевой) [1].

Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности — умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.

Современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда. Использование синквейна на занятиях открывает новые возможности, способствуя обогащению словаря, уточняя содержание понятий.

Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Но синквейн чаще всего пишется не из любых 5 строк, а по определенным и довольно сложным правилам. Синквейн — это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету, который и является темой синквейна. Или синквейн является краткой, но разносторонней и емкой характеристикой какого-то предмета или явления [2].

Возник синквейн в Америке в начале 20-го века и сформировался под влиянием популярной в то время японской поэзии. Впервые эта форма была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновившейся японскими слоговыми миниатюрами танка и хайку. Впоследствии по всему миру, в том числе и в России, его стали использовать и в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.

Синквейн является свободным творчеством, для его написания от автора требуется найти наиболее значимые элементы в информационном материале, а затем сделать выводы и коротко их выразить. Синквейны практикуют на уроках различных дисциплин в качестве итогового задания по пройденной программе.

Синквейн очень прост в построении, что делает его довольно эффективным методом развития для ребёнка и способствует формированию аналитических способностей. Его составителю приходится применять все свои интеллектуальные, образные и творческие способности.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Рекомендации по созданию стихотворения:

  1. На первом этапе предлагается написать синквейн по вопросу, в котором школьники хорошо разбираются.
  2. Изначально при создании данного стихотворения предполагается парная или групповая работа, а через некоторое время уже можно приступать к самостоятельному составлению такого произведения.
  3. Предпочтение отдается синквейнам, которые передают наиболее верные сведения о некоторых сторонах темы. Ученика, составившего такое стихотворение, необходимо поощрить. Особенно трудно дается детям синквейн по истории, и это нужно учитывать.

Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В первую очередь развития у детей учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, а также регулятивных), формирования способностей к коллективной работе, приобретения навыков учебно-исследовательского труда. Первоначально работа может осуществляться в группах, затем в паре и, наконец, поодиночке. Ребята узнают новые слова и термины, практикуются в составлении фраз и создании предложений. Одновременно с этим возникает необходимость выказать свое отношение к чему-либо, выразить эмоции, сформировать мнение о заданной теме.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

В коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, при помощи дидактического синквейна целесообразно решать следующие задачи:

‒ осуществляется коррекция звукопроизношения;

‒ формируются навыки звукового анализа и синтеза;

‒ развиваются лексико-грамматические категории;

‒ формируется связная речь.

Таким образом, применение дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Использование данной методики в коррекции общего недоразвития речи позволяет развивать экспрессивную речь детей, обогащает их активный словарный запас, составлять описательные рассказы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли.

Литература:

  1. Боровцова Л. А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Тамбов, 2007.
  2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед, № 5, 2005.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.,1998.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, связная речь, слово, строка, грамматический строй речи, общеупотребительная речь, уровень.


Похожие статьи

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.

Методические подходы к развитию лексического строя речи...

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)...

Формирование словоизменения имён существительных у детей...

На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы.

Преодоление грамматического недоразвития речи...

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя...

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей...

Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.

Методические подходы к развитию лексического строя речи...

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)...

Формирование словоизменения имён существительных у детей...

На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы.

Преодоление грамматического недоразвития речи...

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя...

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей...

Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия...

Похожие статьи

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.

Методические подходы к развитию лексического строя речи...

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)...

Формирование словоизменения имён существительных у детей...

На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы.

Преодоление грамматического недоразвития речи...

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя...

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей...

Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.

Методические подходы к развитию лексического строя речи...

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)...

Формирование словоизменения имён существительных у детей...

На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы.

Преодоление грамматического недоразвития речи...

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя...

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей...

Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия...

Задать вопрос