Библиографическое описание:

Заоева Н. К. Социокультурный образовательный центр «Ӕмбастдзинад» как ресурс успешной социализации сельских школьников // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 796-799.



Какое сердце не содрогнется, увидев сегодняшнюю нищету, убогость и разорение российской деревни. Царит развал в хозяйствах. Попытки внедрить рыночные отношения пока не принесли ничего хорошего сельскому жителю. Безработица, плохое социокультурное обслуживание, незанятость детей — все это дестабилизирует ситуацию на селе, отрицательно сказывается на нравственно-психологическом климате, взаимоотношениях детей и взрослых. Из-за подорожания транспортных расходов многие семьи оказались в своеобразной изоляции, они оторваны от большой культурной жизни, лишены человеческого общения. Все это формирует у молодежи села чувство дискомфортности, социальной заброшенности в этом изменившемся мире. Сельская среда не имеет должных условий для нормального развития художественных, музыкальных, умственных и физических способностей ребенка. Неорганизованный досуг, беспризорность — все это осложняет положение сельских школьников.

Приходится признать, что когда-то крепкие устои сельской семьи, скрепленные религиозно-нравственными ценностями, народными традициями, начинают расшатываться и наблюдается безразличие, равнодушие многих родителей в воспитании детей. К числу бед, которые коснулись села, относится и неуважение к старости, людям преклонного возраста. Предотвратить нравственную деградацию личности, сберечь семью от социального конфликта поколений, способствовать включению сельских школьников в систему социальных связей, адаптации в обществе, сопротивлению жизненным обстоятельствам — важнейшая задача социальной работы в сельской школе — единственного негаснущего очага культурно-образовательной жизни на селе.

Сельская образовательная организация (школа) понемногу преодолевает состояние замкнутости, внутренней изоляции, становится открытой образовательной системой, осваивающей средства воспитания обучающихся, имеющиеся в микро- и макросреде. Однако, как показывает анализ практики, потенциал сельской среды все еще недостаточно используются педагогами села. М. П. Гурьянова определяет потенциал среды как «совокупность идей, традиций, предметов, явлений, ситуаций, культурных и природных объектов, образов, ценностей, видов и форм деятельности, отношений, всех ресурсов, обладающих воспитательной ценностью и используемых в педагогическом процессе» [2].

Специфика педагогических условий организации образовательно-воспитательного процесса в начале XXI века состоит:

− в обширном и полном информировании обучающихся;

− в приобретении сельской школой права вести экономическую деятельность, изменять учебные планы, вводить качественно новые интегративные учебные предметы;

− в ослаблении роли образовательного учреждения в организации производительного общественно-полезного труда [4].

Необходимыми педагогическими условиями формирования у старших обучающихся сельских школ трудовых, социальных, нравственных, культурных, ценностных ориентаций являются:

− приоритетность решения задачи развития ценностных ориентаций;

− проявление личностной заинтересованности и социально активной позиции педагогических работников в разнообразной творческой, краеведческой, здоровьесберегающей, общественно-значимой деятельности;

− интеграция профориентационной работы с социально-психологической службой;

− широкое, систематическое информирование обучающихся с помощью компьютерных технологий, СМИ;

− тендерный подход к отбору содержания программ кружковых и учебных курсов;

− организация трудовой деятельности обучающихся и педагогических кадров в производственной и непроизводственной сферах в сочетании с ценностно-ориентированной деятельностью.

Выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, является создание модели центра «Ӕмбастдзинад» на базе ГКООУ санаторной школы-интернат им. М. С. Бароева с. Гизель, РСО-Алания.

Название нашей организации выбрано не случайно. В переводе с осетинского языка «Ӕмбастдзинад» означает «взаимосвязь», «единение». Именно оно передает всю сущность восприятия ценностей, исходящих от социума к молодежи, от старших «хистарта» к младшим «кастартам».

Построение любой педагогической модели начинается с обоснования целевого блока. Понимая под целевым блоком определение основной цели, т. е. образа результатов, на достижение которых направлены деятельность, действия, поведение, мы предположили, что в качестве целевого блока представленной педагогической модели выступают:

− формирование образованной, нравственно и физически здоровой и социально активной и компетентной личности, гражданина России, в условиях сельского социума;

создание условий для успешной социализации сельских детей средствами образовательных программ на базе центра «Ӕмбастдзинад».

Задачи:

  1. Изучить потребности и ценностные ориентиры сельских школьников.
  2. Рассмотреть авторскую технологию, внедренную в содержание воспитательного и учебного процессов сельской школы.
  3. Привлечь детей в образовательный центр «Ӕмбастдзинад».
  4. Обеспечить комфортные условия для реализации личных качеств и социализации сельских детей.
  5. Определить показатели и уровни социализации сельских старшеклассников на основе этнорегионального подхода.
  6. Создать условия для развития ключевых компетенций в процессе освоения различных программ, разработанных в рамках модели. В ситуации нестабильности, небывалых контрастов на всех уровнях и во всех сферах жизни, невозможно жить по-старому и одновременно неготовности жить по-новому, нецивилизованности экономических отношений растущий человек оказывается незащищенным перед жестокостью среды. Отсюда и возникают главные противоречия, которые, не будучи новыми, стали главными проблемами XXI века.
  1. Противоречия между осознанием необходимости стать гражданином мира, с одной стороны, и не утратить собственных корней и активно участвовать в жизни своего народа, с другой.
  2. Противоречия между универсальным и индивидуальным: всеобщим характером культуры и опасностью забвения уникального характера каждой личности, ее предназначением самой выбирать свою судьбу и осуществлять все имеющиеся у нее возможности, используя для этого все богатство и традиции собственной культуры.
  3. В этом же ряду проблем следует упомянуть противоречия между традициями и современными тенденциями: освоение собственных корней и развитие новых технологий в области информации.
  4. Возникает противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения человеком, познания самого себя и средства обеспечения физического и психического здоровья.

Таким образом, социализацию личности сельского подростка мы представили в виде направлений работы на рисунке.

Рис. 1. Направления работы социокультурного образовательного центра «Ӕмбастдзинад»

Литература:

  1. Заоева Н. К. Инновационные процессы в современной сельской школе/Н. К. Заоева// Современные технологии в образовании. Сборник научных статей. Выпуск XII. В 2-х частях. Часть I. — Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2012. — С. 214.
  2. Заоева Н. К. Учебно-воспитательная деятельность в условиях сельской школы / Н. К. Заоева // Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый», Казань, ООО «Издательство Молодой ученый» — № 6 (65), 2014. — С. 710.
  3. Карпова Н. П. Формирование ценностных ориентаций у сельских подростков: пособие для классного руководителя / Н. П. Карпова. — Якутск: Триада, 2004. — 32 с.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» Текст. // Народное образование. — 2002. – № 4. – С. 253.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle