Библиографическое описание:

Семенова О. А. Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 89-91.



Человек проходит в своем развитии яркую и неповторимую стадию — период дошкольного детства. Это время не является подготовкой к будущей жизни, это — самодостаточная, активно проживаемая ступень. От условий, в которых протекает детство ребенка, зависит содержание и характер всей его последующей жизнедеятельности [1]. Ребенок дошкольного возраста имеет возможность посещать дошкольную образовательную организацию (далее — ДОО). Когда родители принимают решение отдать свое чадо в детский сад, то возникает ряд проблем, которые необходимо решить как перед посещением ДОО, так и в первые дни пребывания в новом для малыша коллективе. Актуальность проблем почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках ДОО. Посещение детского сада имеет плюсы и минусы с точки зрения педагогики, медицины, психологии и социологии. Начало посещения детского сада — это всегда стрессовая ситуация не только для ребенка, но и для родителей. Оформляя ребенка в детский сад, родители озадачиваются вопросами: как ребенок будет встречен коллективом взрослых и детей? Чем его будут кормить, как укладывать спать?..

Дети в процессе адаптации к новой среде (которая включает материальный, субъективный и процессуальный (программный) компоненты [5]) дети проявляют себя по-разному: одни приходят в группу уверенно, внимательно изучают обстановку, выбирают, чем им заняться, и начинают играть; другие больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия; третьи проявляют негативизм, отказываются сотрудничать, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, плачут. Основные причины сложной адаптации ребенка в ДОО: режим в семье и в детском саду не совпадают; дети усвоили ряд отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); дети не умеют играть с игрушкой; у них не сформированы необходимые культурно-гигиенические навыки, др. [2]. Исследователи отмечают узкий круг общения детей в условиях семьи как одну из ведущих причин трудностей адаптации: мама — ребенок, бабушка — ребенок, отец, мать, бабушка, дедушка. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения. Дети, имеющие положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками — это самая благоприятная группа по характеру поведения, они привыкают к детскому саду быстро.

В процессе общения ребенок учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми, узнает себя и границы своих возможностей. Научить ребенка коммуникации с взрослыми и детьми — задача родителей при подготовке его к поступлению в ДОО. Особое значение имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д.

К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев: пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул, активному участию в раздевании, умывании. С 1 года 6 месяцев: приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам: знанию своего места за столом, места для полотенца и одежды, поведению за столом и в спальне.

Дети, у которых навыки общения и культурно-гигиенические навыки сформированы, быстро адаптируются, успешно развиваются. Сформированность основных бытовых навыков [3]: в 1 год 6 месяцев ребенок: держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая); отрицательно относится к нарушению опрятности; сообщает о физиологических потребностях; спокойно относится к умыванию. В 1 год 9 месяцев: самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки; самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли); обращает внимание на грязное лицо и руки; контролирует физиологические потребности; проявляет стремление к самостоятельным действиям; знает места хранения одежды, игрушек и других вещей. В 2 года: ест аккуратно, не облизываясь; при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого; самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздевается; знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды; пользуется носовым платком (при напоминании); контролирует физиологические потребности. В 2 года 6 месяцев: девается и раздевается с незначительной помощью взрослого; расстегивает и застегивает одну-две пуговицы. В 3 года: одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном; застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки; знает назначение предметов и их местонахождение; выполняет поручения из 2–3 действий (отнеси, поставь, принеси); умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем; замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком; регулирует свои физиологические потребности; вытирает обувь при входе; аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой; не выходит из-за стола до конца еды и не мешает другим; благодарит, здоровается, прощается.

Успешной адаптации в детском саду способствуют следующие обстоятельства.

1. Создание благоприятной эмоционально позитивной атмосферы в группе. Ребенок должен хотеть идти в детский сад, что зависит от профессионализма воспитателей, от их способности создать атмосферу уюта и благожелательности в группе. Группа нуждается в «одомашнивании», т. е. размещение мебели должно организовывать пространство так, чтобы образовывались маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно; самодельные «домики», уголки уединения, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Желателен «живой уголок»: растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние. В группе необходим и спортивный уголок, оформление которого мотивировало бы детей к занятиям спортом. Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить ясно и понятно для окружающих свои чувства и эмоции, накапливание которых может прорваться слезами. Отличным способом эмоциональной тренировки и разрядки служит художественно-эстетическая деятельность детей [4]. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить проблемы эмоционального дискомфорта. Пескотерапия, столь популярная сейчас, также доказала свою эффективность. Согласно имеющейся практике, по мере адаптации к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2–3 месяцев), проблемы с которым вызваны разницей в режиме и домашними условиями.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Маленькие дети очень привязаны к маме. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть близких людей и уже не так тосковать вдали от дома.

2. Целенаправленная работа с родителями в идеале должна быть организована еще до поступления ребенка в ДОО. Задача — обеспечить согласованность действий родителей и воспитателей, общность подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. В первые дни пребывания ребенка в ДОО следует приводить его для совместных прогулок, можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. Вместе с родителями стоит осмотреть групповые помещения, шкафчик, кровать, игрушки, рассказать о занятиях в группе, познакомить с режимом дня. Если ребенок видит доброжелательные отношения между родителями и воспитателями, он быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника — игровая. Если она правильно организована, когда эмоциональные контакты «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок» позитивны, налаживается процесс доверия ребенка к одногруппникам и воспитателю. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу, игры должны быть построены таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал повышенное внимание к себе.

Таким образом, период адаптации малышей к детскому саду включает целый ряд психолого-педагогических моментов, касающихся всех сторон жизнедеятельности дошкольника, его самочувствия и режимной деятельности.

Литература:

  1. Адаевская Т. И., Плеханов И. П., Прыскина Е. А., Семашкин А. А., Чичканова Т. А., Ямашев В. М. История развития системы образования Поволжья: Коллект. монография. — Самара: Поволжское отделение РАО, Самарский госпедуниверситет,1997. — 168 с.
  2. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.
  3. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
  4. Литвинова О. В. Художественное развитие дошкольников и младших школьников в условиях предметно-пространственной среды города [Текст] / О. В. Литвинова // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (6). — С. 498–499.
  5. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей — детский: Детский музей как способ организации образовательной среды [Текст] / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова// Школьные технологии. — 2002. — № 2. — С. 133–140.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle