Библиографическое описание:

Носова Т. М., Шведов В. Г., Колыванова Л. А. Патриотическое воспитание — актуальная проблема педагогического образования третьего тысячелетия // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 65-68.



Новые социально-экономические условия страны вызвали необходимость изменений в системе российского образования, основные положения которой заложены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», расширяющем возможности всех участников образовательного процесса. Сегодня одним из важных моментов устойчивого развития общества признан приоритет патриотического воспитания всех слоев населения, и, в первую очередь — детей и молодежи, которые определяют будущее нашей страны, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Новый подход к патриотическому воспитанию подрастающего поколения требует развития патриотического мышления, сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества, воспитания новой личности с гражданско-правовым мировоззрением и культурой. Поэтому не случайно, что в 2015 г. Постановлением Правительства РФ была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы», основная цель которой заключается в создании условий для повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России [6].

В России система патриотического воспитания населения определена Указом Президента РФ В. В. Путина «О стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» (№ 1666 от 19.12.2012 г.) и закреплена Национальной стратегией действий в интересах детей (№ 761 от 01.06.2012 г.), Постановлением Правительства РФ № 194 «Вопросы межведомственной комиссии по подготовке граждан РФ к военной службе и военно-патриотическому воспитанию» от 30.03.2010 г., а также иных документах, создавших правовые основы для построения системы патриотического образования в стране.

Так, в «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» указывается: «Приоритетными направлениями государственной национальной политики страны являются: укрепление единства и духовной общности многонационального народа страны (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; создание условий для обеспечения прав народов России в социально-культурной сфере и развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения» [13].

Патриотическое воспитание, просвещение и образование осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, спортивными организациями и юридическими лицами.

Для Самарской области реализация этих законов и постановлений чрезвычайно актуальна. В 2007 году в губернии была принята «Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области» (№ 201 от 26.09.2007 г.). В этом же году был создан реестр детских и молодежных общественных объединений патриотической направленности, общее число которых составляет более шестисот организаций. Кроме этого, в 37 муниципальных образованиях региона действуют координационные советы по патриотическому воспитанию, созданы целевые программы, планы мероприятий по патриотическому воспитанию граждан, что позволило им разработать областную целевую программу «Патриотическое воспитание граждан в Самарской области на 2014–2017 годы».

На заседании «Круглого стола», организованном общественным молодежным парламентом при Самарской Губернской Думе на тему: «Роль общественных организаций в патриотическом воспитании и формировании позитивного отношения к воинской службе у молодежи», директор ГБУ «Агентство по реализации молодежной политики» А. И. Орлов отметил, что патриотическое воспитание молодежи является одним из ключевых направлений реализации молодежной политики в регионе [8].

Дефиниция понятия «патриотическое воспитание» сложна, многогранна и раскрывает его как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие. Исходя из дефиниции понятия «патриотическое воспитание», базисным составляющим его является определение «воспитания», которое дано в Большом Энциклопедическом словаре как «целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества, осуществляющееся через образование и организацию жизнедеятельности определенных общностей» [2]. Патриотическое воспитание включает в себя направления гражданского, духовно-нравственного и историко-краеведческого воспитания [7].Существенную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения и молодежи занимают музеи, основная цель работы которых заключается в развитии сознания человека, его культуры.

Среда, образующаяся на территории музея, представляет собой нечто переходное между классической образовательной средой обучения и пространством досуга. Определяя сущностные свойства музея, А. М. Разгон охарактеризовал его как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, удовлетворяющее общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, документальных средств социальной информации, гражданско-патриотических ценностей; как информационное и коммуникационное учреждение, своеобразную семиотическую систему [9, c. 39].

Сегодня идет процесс переосмысления роли и значения музейного представления исторической реальности, музейных предметов, культуры их построения и самого музея в контексте модернизации образования, ведущих философско-культурных и художественных парадигм. Основная миссия музея сегодня это — развитие личности человека, осуществляемой музейными средствами, где музей, выполняя функции образовательно-воспитательного центра, обновляет содержание образования, в частности патриотического, в условиях его модернизации. Особую роль в этом процессе приобретает краеведческий материал экспозиций, где знание региональных особенностей — фундамент развития патриотической культуры молодежи.

Важную роль в развитии патриотической культуры населения Поволжья занимает музейно-выставочный центр «Самара Космическая», официальное открытие которого состоялось 12.04.2007 года, в год 45-летия Самарского космического машиностроения. Комплекс монумента включает в себя единственный в Европе подлинный ракетоноситель «Союз» и музейное здание (высота — 60 м, масса — 20 т) [10].

«Самара Космическая» — не просто музей космонавтики, его подлинные экспонаты отражают вклад нашего города в освоении космоса (ракетный двигатель РД-108, доставивший Ю. А. Гагарина на орбиту; спускаемые капсулы, побывавшие в околоземном пространстве; двигатель НК-33 для лунной ракеты сверхтяжелого класса Н-1, разработанный Куйбышевским конструктором Н. Д. Кузнецовым). В апреле 2016 г. вся общественность и жители Самарской губернии вместе со всей страной отметили 55-летний юбилей полета человека в космос. Самара — это космическая столица России. 12 апреля 1961 г. останется в памяти людей как одно из важнейших событий XX в., так как с помощью ракеты-носителя «Восток» в космос был запущен космический корабль с первым человеком на борту. Космонавтика знаменует собой цивилизационный рубеж, сравнимый на Земле с выходом живых существ из воды на сушу, — отмечает академик Б. Е. Черток. «Забвение или искажение истории космонавтики чревато провалами в культуре человечества и, возможно, выбором неоптимального пути развития цивилизации» [5].

Для исследования влияния космических факторов на живые организмы и выработки способов защиты от губительных воздействий на них были разработаны специальные программы медико-биологических исследований непосредственно в условиях орбитального полета. «Для этих целей, — указывает академик А. Н. Кирилин, разработаны, изготовлены и выведены на орбиту 11 спутников серии «Бион» с различными биообъектами от простейших до высокоорганизованных животных — обезьян. Благодаря результатам исследований, полученным на космических аппаратах типа «Бион», разработаны методы и средства для обеспечения длительных полетов экипажей на пилотируемых станциях. Он отмечает, что 70 % всех фундаментальных исследований в области космической медицины и биологии проведены на спутниках серии «Бион» и только 30 % — на всех пилотируемых кораблях России и США» [43].

В ходе различных пилотируемых экспедиций на беспилотных биоспутниках в космосе побывали морские свинки, крысы, мыши, перепела, тритоны, лягушки, улитки и некоторые виды рыб. Известны также попытки запуска кошек, черепах, хомяков и обезьян. Однако, дорогу в космос человеку проложили собаки. Серия биологических экспериментов с собаками включала проведение исследований по возможности полётов живых существ на геофизических и космических ракетах, наблюдение за поведением высокоорганизованных животных в условиях таких полётов, а также изучение сложных явлений в околоземном пространстве.

Учёными Самарского медицинского университета были проведены исследования воздействий на животных большинства факторов физического и космического характера: изменённой силы тяжести, вибрации и перегрузок, звуковых и шумовых раздражителей различной интенсивности, воздействия космического излучения, гипокинезии и гиподинамии. При проведении таких экспериментов в СССР дополнительно проводились испытания систем аварийного спасения головных частей ракет с пассажирами. Подавляющее большинство исследований с собаками было проведено в СССР в 50-х и 60-х гг. XX в.

Первый этап исследований полётов осуществлялся с помощью геофизических ракет Р-1Б, Р-1В на высоту до 100 км. Во время полёта ракеты разгонялись до 4212 км/ч за короткий промежуток времени, перегрузки достигали 5,5 единиц. Собаки располагались в герметичной кабине на специальных лотках, привязанных ремнями. Поднявшись на необходимую высоту, ракета падала обратно, а головная часть с собаками спускалась на парашюте, который раскрывался на высоте 5–7 км [11].

Второй этап научных исследований проводился в 1954–1957 гг., при этом 9 раз совершались полеты собак в космос, в результате которых 12 собак летали, 5 из которых — погибли.

Третий этап научных исследований (1957–1960 гг.) включал в себя полёты собак на геофизических ракетах Р-2А и Р-5А на высоту от 212 до 450 км. В этих полётах собаки не катапультировались, а спасались вместе с головной частью ракеты. В некоторых экспериментах собак отправляли в полёт под наркозом для выяснения механизмов изменений физиологических функций.

Первыми живыми существами, впервые в истории осуществившими полет на баллистической ракете в верхние слои атмосферы до условной границы с космосом, стали Дезик и Цыган. Старт ракеты Р-1В с собаками на борту состоялся 22.07.1951 года на полигоне Капустин Яр в 4:00 утра. Приземление было осуществлено в 20 км от места старта, при этом физиологических изменений у животных не было обнаружено.

3 ноября 1957 г. была выведена на орбиту собака Лайка, но космический аппарат не имел ещё системы посадки, поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Память о Лайке осталась в почтовых марках, выпущенных в разных странах. В память о животных, отдавших жизнь во имя науки, в 1958 г. перед Парижским обществом защиты собак была воздвигнута гранитная колонна. Её вершину венчает устремлённый ввысь спутник, из которого выглядывает симпатичная каменная мордочка Лайки — первой космической путешественницы.

28 июля 1960 г. в 12:31 ДМВ была предпринята попытка запуска экспериментального космического корабля-спутника 1К № 1, который был оснащен системой посадки и покрыт теплозащитой. В катапультируемом контейнере, расположенном вместо кресла космонавта, размещались собаки «Лисичка» и «Чайка». Из-за взрыва камеры сгорания двигателя блока, указывается в работе «Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди» (2005), на 38 секунде полета аппарат «развалился» и упал. Собаки «Лисичка» и «Чайка» погибли. Однако, 19 августа 1960 г. в 11:44 был успешно запущен второй космический корабль-спутник. Корабль массой 4600 кг вышел на орбиту с параметрами: высота 306×339 км, период обращения — 90,7 минут, наклонение 6457´. На его борту в катапультирующей установке в специальном контейнере находились собаки «Белка» и «Стрелка».

Позже, в Самаре на «РКЦ «Прогресс» были разработаны автоматические космические аппараты научного и прикладного назначения, в частности космический аппарат «Бион-М», разработанный с целью изучения зависимости функциональных изменений в организме от длительности пребывания в невесомости, выработки профилактических средств обеспечения здоровья экипажей, определения биологических и физиологических эффектов лунной и марсианской гравитации.

Запуск космического аппарата «Бион-М-1» состоялся 19 апреля 2013 г. Спутник провел в космосе 30 дней. «Бион-М-1» — последняя разработка из серии «Бионов», созданных ранее Самарским предприятием «РКЦ «Прогресс». Он является единственным в мире космическим комплексом медико-биологического назначения, на котором возможны исследования на различных биообъектах. Многие виды животных участвовали в исследованиях в области космической биологии и физиологии, которые помогли решить проблемы, связанные с длительными космическими полетами человека и экстремальными условиями жизнедеятельности.

«Пусть начало третьего тысячелетия ознаменуется новыми достижениями в области авиации и космонавтики, а наша страна, запустившая первый искусственный спутник Земли и открывшая человечеству дорогу в космос, найдет в себе силы, возможности в XXI веке остаться одной из ведущих космических держав мира, — указывает И. И. Клебанов, — и в этом процессе как никогда важна роль учителя, осуществляющего патриотическое воспитание, создающего будущее страны».

Литература:

  1. Андреева Н. Д., Малиновская Н. В. Проблема практического применения знаний о природе в методике обучения биологии // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения. Материалы ΙΙΙ Международной конференции. — Самара: СГСПУ, 2016. — С. 53.
  2. Большой Энциклопедический словарь (БЭС) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovari.299.ru/word.php (дата обращения: 01.03.2016).
  3. Жуков С. А. Воспитание патриотизма и национальная безопасность: исторический аспект (на опыте Советско-финляндской войны 1939–1940 гг.) // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (03.1). — С. 81–84.
  4. Кузнецов А. Н. Российская космонавтика на рубеже веков. — М.: НПП «ОнВ-Луч», 2002. — 208 с.
  5. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди / под ред. Ю. М. Батурина. — М.: Изд-во «РТСофт», 2005. — 752 с.
  6. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/media/files (дата обращения: 04.03.2016).
  7. О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (с изменениями на 24 августа 2012 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ (дата обращения: 04.03.2016).
  8. О патриотическом воспитании молодежи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://samara-news.net (дата обращения: 06.03.2016).
  9. Разгон А. М. Некоторые направления научных исследований деятельности школьных музеев // Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствами. Труды НИИ культуры. — Вып. 122. — М., 1983. — С. 39.
  10. Самара Космическая — музейно-выставочный комплекс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samaracosmos.ru/ (дата обращения: 01.03.2016).
  11. Собаки в космосе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kik-sssr.ru (дата обращения: 07.03.2016).
  12. Современные образовательные технологии / под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КноРус, 2010. — 431 с.
  13. Стратегия государственной национальной политики российской федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://oovkk.ru/ (дата обращения: 07.03.2016).
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi (дата обращения: 09.03.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle