Библиографическое описание:

Горькая Ж. В., Савицкая Е. М. Влияние траектории образовательного маршрута на психологические особенности студентов // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 25-29.



Изменения в системе высшего профессионального образования дают возможность выбора траектории образовательного маршрута с учетом приоритетов, желаний и возможностей учащихся [1, 6]. При исследовании возможности образовательных траекторий представляется важным определить, как ресурс получаемого профессионального образования используется в построении и реализации жизненной стратегии студента [2, 5]. Важно понять, как траектория образования влияет на психологические особенности и построение будущей «картины жизни» студентов.

Для ответа на поставленные вопросы в 2013-2015 гг. на базе СамГУ и СГЭУ было проведено экспериментальное исследование. В работе приняли участие 99 студентов-четверокурсников, получающих специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии», «Коммерция, торговое дело».

На основании анализа учебных планов, дополнительных программ обучения и внеучебной деятельности студентов было выделено три образовательных траектории: «когнитивная», «социальная» и «профессиональная». «Когнитивно-ориентированная» траектория образования центрирована на выполнении основной учебной нагрузки. При выборе образовательного маршрута студентам предоставляется минимальная степень свободы, поэтому в их действиях преобладает адаптивное поведение, а учебные действия по большей части носят исполнительский характер. Такой тип обучения характерен для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

«Социально-ориентированная» траектория дает студентам возможность принимать участие в различных видах внеучебной деятельности. Практически все студенты за время обучения получили опыт волонтерской работы, консультирования, оказания помощи по телефону, участия в социальных проектах, конкурсах и т.д. По инициативе студентов этих курсов были реализованы проекты развития лидерских качеств для школьников, разработаны и реализованы игры на умение разрешать конфликтные ситуации для трудных подростков, организованы курсы по освоению бухгалтерских программ учета. Кроме того, наблюдение за работой студентов показывает, что их отличает избирательность и мотивированность в освоении профессиональных дисциплин.

«Профессионально-ориентированная» модель образования построена таким образом, что позволяет студентам получать дополнительное профессиональное образование параллельно с основным учебным курсом. Студенты, обучающиеся по этой модели, помимо основных, имели возможность развивать специальные компетенции: переводчиков, медиаторов, профессиональных бухгалтеров и др.

Чтобы установить влияние траектории получаемого образования на психологические особенности студентов, мы применяли следующие методы: полуструктурированная беседа; анкетирование; опросник Нюттена (в модификации Толстых); опросник ценностей М. Рокича (RVS) (в адаптацииА. Гоштаутаса, А. А. Семенова, В. А. Ядова); опросник временной перспективы ZTPI Ф. Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой). Анализ достоверности различий в результатах проводился с использованием пакета «SPSS» (StatSoftStatistica). Устанавливая влияние типа обучения на психологические особенности студентов, мы учитывали их успеваемость. Показатели успеваемости определялись через критерии «абсолютной» успеваемости и качества обучения. Критерии успеваемости рассчитывались по формуле:

,

где – абсолютная успеваемость,

– количество студентов сдавших экзамены,

– количество студентов допущенных к экзаменам.

Показатель успеваемости рассчитывается по формуле:

,

где – абсолютная успеваемость,

– количество студентов сдавших экзамены на оценки «хорошо» и «отлично»,

– количество студентов допущенных к экзаменам.

Таблица 1

Показатели успеваемости студентов по итогам 2014/15 уч. года

№ п/п

Тип образовательной траектории

Абсолютная

успеваемость, %

Качество

успеваемости, %

1

«Когнитивно-ориентированный» тип

95,6

50,0

2

«Социально-ориентированный» тип

80,4

41,2

3

«Профессионально-ориентированный» тип

87,5

47,2

При анализе результатов психодиагностического обследования особое внимание было уделено планированию будущего – самому актуальному вопросу для выпускников вуза. Полуструктурированная беседа, с использованием методики незаконченных предложений Нютенна, показала, что, несмотря на завершение обучения, для большинства студентов планы построения профессионального будущего характеризуются абстрактностью и диффузностью: цели не локализованы во времени, ожидания не привязаны к потребностям предприятий области и отличаются романтизмом. Поэтому при построении образа будущего ожидаемые цели касались жизни вообще (маркер «Жизнь»). Образ продуктивной взрослой жизни оказался более насыщенным событиями и задачами у учащихся с «когнитивно-ориентированным» подходом (бухгалетеров). При этом описанные планы часто касались совместных проектов, связанных с другими людьми, поэтому были отнесены к «историческому будущему». Выпускников «профессионально-ориентированной» модели отличало большее количество целей и задач, касающихся открытого настоящего «ОН». Это говорит о том, что полученные в процессе обучения компетенции и начатые проекты с высокой долей вероятности будут реализованы в ближайшем будущем. Результаты диагностики по методу Нюттона представлены в таблице 2.

Таблица 2

Особенности временны́х перспектив студентов разных образовательных маршрутов

ВО*

Тип обучения

Т

М

В

О

С

ОН

Ж

П

ИБ

«Когнитивный»

2,8

-

30,7

8,6

0,7

4,9

46,6

1,5

1,4

«Социальный»

1,0

0,6

15,4

2,0

0,6

3,2

74,9

0,6

0,6

«Профессиональный»

4,5

0,8

21,9

2,6

0,3

8,6

60,1

0,7

0,4

ВО* - Временная перспектива, удельный вес, % по шкалам: Т – настоящий момент, М – в ближайший месяц, О – период обучения, В – взрослость, продуктивный период, С – старость, «третий возраст», Ж – вся жизнь, ОН – «открытое настоящее», П – упоминание о прошлом, ИБ – «историческое будущее»

Для определения направленности временнóй перспективы использовался опросник ZTPI Ф. Зимбардо. По его результатам, все студенты ориентированы на будущее, но ярче всего это проявляется у когнитивно- и профессионально-ориентированных студентов. Они также больше довольны своим прошлым. Студенты «социально-ориентированного» типа обучения в большей степени ориентированы на гедонистическое и фаталистическое настоящее. Их планы на будущее основаны на проектах настоящего, при этом дальние цели не связаны напрямую с настоящим и не локализованы во времени. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Временнáя ориентация студентов разного типа обучения

Временная

ориентация

Тип обучения

Негативное прошлое

Гедонистическое настоящее

Будущее

Позитивное прошлое

Фаталистическое настоящее

«Когнитивно-ориентированный»

2,75

3,43

3,92

3,80

2,66

«Социально-ориентированный»

3,02

3,77

3,52

3,61

2,92

«Профессионально-ориентированный»

2,79

3,43

3,71

3,79

2,63

Особенности ценностных ориентаций определялись с помощью методики М. Рокича. На основании анализа полученных результатов можно утверждать, что, несмотря на индивидуальные и групповые различия, всех выпускников характеризует наличие «ценностного ядра» ‒ устойчивых доминирующих базовых ценностей. К ним относятся здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь. «Материально-обеспеченная жизнь» является ценностным приоритетом для студентов с «профессионально-ориентированным» типом подготовки. Учащиеся с «когнитивно-ориентированным» подходом значительно выше остальных ценят «жизненную мудрость». Для студентов «социально-ориентированного» типа важна «активная деятельная жизнь». Полученные результаты можно объяснить спецификой осуществляемой деятельности, т.к. профессионально-ориентированные и дополнительные курсы для бухгалтеров требуют аккуратности, осторожности, обдуманности, жизненной мудрости, в то время как успешное выполнение проектной деятельности студентами управленческой и экономической специальностей требует прежде всего, активности, гибкости и динамичности. Полученные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Ранговые значения «ядерных» ценностей студентов

№ п/п

Тип обучения

Ценность

Когнитивный

Социальный

Профессио-нальный

1

Здоровье

1

1

1

2

Счастливая семейная жизнь

2

2

2

3

Любовь

3

3

4

4

Активная деятельная жизнь

9

5

6

5

Жизненная мудрость

6

11

9

6

Материально обеспеченная жизнь

13

10

3

Для определения взаимосвязи полученных данных использовался однофакторный дисперсионный анализ и метод ранговой корреляции Спирмана. Значения достоверности взаимосвязи ценностей и временных ориентаций студентов представлены в таблице 5.

Таблица 5

Взаимосвязь временных ориентаций и базовых ценностей студентов

Временная

перспектива

Ценность

Негативное прошлое

Гедонис-тическое настоящее

Будущее

Позитивное прошлое

Фаталис-тическое настоящее

Активная жизнь

-0,10

-0,18

-0,20

-0,04

0,30

Здоровье

0,08

0,02

0,09

-0,24

-0,16

Материальные ценности

0,08

0,03

-0,02

0,08

0,27

Призвание

-0,2

0,03

0,12

0,13

-0,29

Познание

0,04

0,25

-0,24

0,05

0,01

Развитие

0,07

0,21

-0,21

0,05

0,20

Развлечения

-0,22

-0,24

0,28

0,20

-0,10

Свобода

0,23

-0,17

0,01

-0,14

-0,01

Власть

0,04

-0,09

0,26

0,08

-0,06

Статистические подсчеты показывают, что временнáя ориентация «фаталистическое настоящее» связана с такими ценностями, как «активность», «материальная обеспеченность», «общественное признание». Особенностью «фаталистической установки» является отсутствие ви́дения способа достижения желаемого. Такие студенты смотрят в будущее с надеждой и тревогой, ожидая, что судьба и удача «сделают» их жизнь.

Временнáя ориентация на позитивное прошлое связана со «здоровьем». Вероятно, это можно объяснить пониманием здоровья как данности, которую призывали беречь с детства. Негативное прошлое связано с ценностями «общественное призвание», «развлечение», «свобода». Полученную связь можно объяснить возможными запретами на праздность или трудностями с получением общественного признания во время обучения в школе и вузе. Можно предположить, что студенты ощущают недостаток свободы и возможности самовыражения в ходе обучения. Гедонистическое настоящее связано с такими ценностями, как «познание», «развитие» и «развлечение». Особенностью такой позиции является сосредоточенность на текущем моменте, нежелание заниматься чем-то, требующим длительных усилий и упорства. Временнáя ориентация на будущее связана с такими ценностями, как «познание», «развитие», «развлечения» и «власть».

С целью сравнения зависимости результатов нескольких групп использовался однофакторный дисперсионный анализ. Учитывались значения р-уровня <0,1 и p<0,05, которые говорят о наличии статистической тенденции и статистической значимости различий. Значимость ранговых различий определялась с помощью t-критерия Стьюдента.

Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что выбор траектории образования не отражается на таких критериях, как успеваемость студентов (р = 0,557), общая удовлетворенность жизнью (р = 0,572), целеустремленность или «фиксация на цели» (р = 0,987). Доминирующими ценностями для студентов всех групп являются: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь». Успеваемость студентов тем выше, чем более насыщена целями и лучше выстроена траектория личного развития (р = 0,035).

Студентов «когнитивно-ориентированной» стратегии отличает временнáя ориентация, направленная на «негативное прошлое», и «фаталистическое настоящее», не зависящее от них самих. Доминирующей ценностью данной группы является «общественное призвание» (rs = -0,29). Временнáя ориентация на негативное прошлое приводит к доминированию ценностей «развлечений» (rs = -0,228) и «свободы» (rs = 0,232). «Фаталистическое настоящее» связано с ценностями «активной деятельностной жизни» (rs = 0,307) и «материально обеспеченной жизни» (rs = 0,277).

Для студентов «социально-ориентированной» образовательной траектории характерно максимальное значение индекса удовлетворенности учебным процессом. Доминирующими временны́ми ориентациями являются «гедонистическое настоящее» и «позитивное прошлое», которые связаны с ценностями «здоровья» (rs = -0,243), «познания» (rs = 0,257) и «развития» (rs = 0,211).

«Профессионально-ориентированный» подход повышает субъективный уровень уверенности в своем будущем (р = 0,049). Временнáя ориентация будущего связана с такими ценностями, как «познание» (rs = -0,241), «развитие» (rs = -0,212), «развлечения» (rs = 0,285), «власть» (rs = 0,262). Для студентов данной группы характерны высокие показатели временнóй компетентности, умения планировать и проектировать деятельность.

Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что выбор траектории образовательного маршрута отражается на личностных качествах, направленности деятельности и особенностях построения стратегии индивидуального жизненного развития.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. ‒ М.: Просвещение, 2011.
  2. Горькая Ж.В. Влияние междисциплинарных образовательных программ на развитие профессиональной состоятельности будущих специалистов // Образование в современном мире: роль ВУЗов в социально-экономическом развитии региона. – Самара: Изд-во СамГУ, 2014. – С. 57-60.
  3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. Известия Уральского РАО. – 2011. – № 8. – С. 3-15.
  4. Нюттен Ж. Мотивация действия и перспектива будущего. – М.: Смысл, 2004.
  5. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во «Академический проект», 2004.
  6. Федеральные гос. образовательные стандарты, 2015. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle